РП АГРОХИМИЯ 10-11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 4 имени В.А. Казбанова
Администрация муниципального управления образования
Приморско-Ахтарского района
МБОУ СОШ №4

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Зам. директора по УВР

Директор школы

________________________ ________________________ ________________________
Степура Т.А.
Абрамян Н.Е.
Билай О.Ю.
Приказ № 1
Приказ № 1
Приказ № 1
от «28» августа 2024 г.
от «29» августа 2024 г.
от «30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Агрохимия»
для обучающихся 10-11 класса

ст. Ольгинская 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность курса: в школьном курсе неорганической химии имеются достаточно
обширные, но весьма разрозненные сведения о значении ряда химических элементов для
жизнедеятельности зеленых растений. Эти же вопросы поднимаются и в других
образовательных курсах: биология, экология, технология. Для обобщения имеющейся у
учащихся информации и для систематизации определенного багажа фактических знаний
имеет место включить в образовательную программу 10 класса курс «Агрохимия».
Новизна и актуальность: программа ориентирует обучающихся на освоение
сельскохозяйственных профессий. Содержание программы позволяет показать учащимся
значение химических знаний для успешного ведения сельского хозяйства: повышения
плодородия почв, урожая сельскохозяйственных культур, продуктивности животноводства.
Вопросы, изучаемые в данном курсе, актуальны и интересны. Их знание поможет в
производстве конкурентоспособных продуктов питания, улучшении качества питания
людей, снижении стоимости продуктов. Содержание занятий по этому курсу отражает связь
теории с практикой, включает элементы занимательности, что способствует положительной
мотивации обучения.
Целью курса являются: изучение круговорота веществ в земледелии и выявление тех
мер воздействия на химические процессы, протекающие в почве и растении, которые могут
повышать урожай или изменить его состав.
Задачи курса:
1. Изучить химический состав основных культурных растений.
2. Изучить соотношение элементов минерального питания, в составе сухих веществ и
живого растения.
3. Изучить свойства почвы в связи с питанием растений и применение удобрений.
4. Проанализировать методы химической мелиорации почв.
5. Узнать роль органоминеральных удобрений в питании с/х культур.
6. Разработать системы применения удобрения под сельскохозяйственные культуры на
различных почвах.
Место курса в учебном плане: продолжительность обучения 2 год. Программа рассчитана на
68 часа (1 час в неделю) в 10-11 классах.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
Патриотического воспитания
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и
научному наследию, понимания значения химической науки в жизни
современного общества, способности владеть достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии,
заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
Гражданского воспитания
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; готовности к
разнообразной
совместной
деятельности
при
выполнении
учебных,
познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании учебных
проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой
учебной деятельности; готовности оценивать свое поведение и поступки своих
товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков;
Ценности научного познания
мировоззренческих представлений о веществе и химической реакции,
соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу
для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных
закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о
роли химии в познании этих закономерностей; познавательных мотивов,
направленных на получение новых знаний по химии, необходимых для объяснения
наблюдаемых процессов и явлений; познавательной, информационной и
читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными
текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами
информационных технологий; интереса к обучению и познанию,
любознательности, готовности и способности к самообразованию, проектной и
исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня
обучения в дальнейшем;
Формирования культуры здоровья
осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных
привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости
соблюдения правил безопасности при обращении с химическими веществами в
быту и реальной жизни;
Трудового воспитания
интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода,
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе
применения предметных знаний по химии, осознанного выбора индивидуальной
траектории продолжения образования с учетом личностных интересов и
способности к химии, общественных интересов и потребностей; успешной
профессиональной деятельности и развития необходимых умений; готовность
адаптироваться в профессиональной среде;
Экологического воспитания
экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на
Земле, основе ее существования, понимания ценности здорового и безопасного
образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и
психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного
поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью
и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении химии,
для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения
уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических
проблем и путей их решения посредством методов химии; экологического
мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и

социальной практике.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы
основного общего образования являются:
1.
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;
2.
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного
анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения
цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную
рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
3.
умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать
определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить
эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и
заключения;
4.
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
5.
формирование и развитие компетентности в области использования
инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и
программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и
познавательных универсальных учебных действий;
6.
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, моделии
схемы для решения учебных и познавательных задач;
7.
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета),
свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях,
соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
8.
умение на практике пользоваться основными логическими приемами,
методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования
и др.;
9.
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе
проектные;
10.
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать
на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной
деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение,
корректно отстаивать свою позицию и координировать еес позиции партнеров, в том
числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе
учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных
способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
• характеризовать
основные
методы
познания:
наблюдение,
измерение, эксперимент;
• применять знания, полученные при изучении курса в повседневной жизни
• уметь выполнять качественный анализ почвы;
• различать минеральные и органические удобрения;
• применять удобрения для улучшения качества и количества урожая
описывать
свойства
твердых,
жидких,
газообразных
веществ,
выделяя их существенные признаки;
• оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм
человека;
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Жизнь и питание растений (5 ч).
Теоретические занятия.
1.Понятие об агрохимии.
2. Краткий очерк развития агрохимии.
3.Роль химических элементов в жизни растений.
4.Макроэлементы и микроэлементы.
Практические занятия.
1. Правила работы в химической лаборатории. Техника выполнения основных
химических операций
Тема 2. Почва и ее свойства (10 ч)
Теоретические занятия.
1.Качественный анализ почвы.
2. Химическая мелиорация почв.
3.Твёрдая фаза почвы, почвенный воздух, почвенный раствор.
4.Понятие о потенциальном и эффективном плодородии почвы.
5.Почвенный профиль.
6.Понятие о генетических почвенных горизонтах.
7.Мощность почвы.
Практические занятия.
1. Отбор образцов почвы для агрохимического исследования.
2. Изучение агрохимических свойств почвы. Знакомство с физическими свойствами
почвы.
3. Кислотность почвы и методы ее определения. Определение рН почв
Тема 3. Вода в сельском хозяйстве. (8 ч)
1. Роль качества воды в сельскохозяйственном производстве.
2. Источники воды.
3. Виды загрязнения воды.
4.Пути очистки вод.
5.Природные водные ресурсы и их использование для целей водоснабжения
6. Требования, предъявляемые к источникам сельскохозяйственного водоснабжения.
7. Выбор источника водоснабжения. Забор воды из поверхностных источников.
8. Классификация водозаборов
Тема 4. Органические и минеральные удобрения (20 ч)
Теоретические занятия.
1.Минеральные удобрения, их классификация.
2.Азот в жизнедеятельности растений.
3.Азотные удобрения.
4.Круговорот азота в земледелии.
5.Формы азота доступные для питания растений.
6.Процессы нитрификации и аммонификации.
7.Классификация азотных удобрений по форме азота содержащегося в них.
8.Аммиачные, нитратные, аммиачно-нитратные и амидные азотные удобрения.
9. Фосфор в жизнедеятельности растений.
10.Фосфорные удобрения.
11. Классификация фосфорных удобрений по их растворимости в воде и слабых кислотах. 12.
Растворимые в воде фосфаты; полурастворимые фосфорные удобрения; фосфорные удобрения
не растворимые ни в воде, ни в слабых кислотах.
13. Калий в жизнедеятельности растений.
14. Калийные удобрения.
15. Зола как местное калийное удобрение.
16. Органические удобрения: торф, навоз, биогумус, солома, зеленые
удобрения и др.

17. Качественный анализ минеральных удобрений.
18. Хранение и применение удобрений. Нормы внесения.
Практические занятия.
1. Расчет доз минеральных удобрений с учетом содержания в них питательных
элементов.
2. Приготовление растворов минеральных удобрений
Тема 5. Внесение удобрений. (4)
19. Классификация удобрений по срокам внесения: допосевное, припосевное и послепосевное
(подкормка) удобрения.
20. Применение фосфорных, азотных, калийных удобрений.
Тема 5. Стимуляторы роста растений (5 ч)
Теоретические занятия.
1. Фитогормоны и стимуляторы роста.
2. Использование стимуляторов роста в растениеводстве и животноводстве.
Практические занятия.
1. Определение содержания нитратов в почве.
Тема 6. Химические средства защиты растений (6 ч)
Теоретические занятия.
6.1. Вредители культурных растений. Меры борьбы с ними.
6.2. Болезни культурных растений, меры борьбы с ними.
6.3. Гербициды, пестициды, ядохимикаты и их использование для борьбы с
сорняками, вредителями и болезнями культурных растений.
Тема 7. Химия в животноводстве (4 ч)
Теоретические занятия.
7.1. Химический состав кормов. Минеральные элементы, их роль в
кормлении животных.
7.2. Кормовые химические добавки. Консерванты кормов.
Тема 8. Сельскохозяйственная продукция. (2 ч)
Теоретические занятия.
8.1.
Вредные
ингредиенты
в
составе
сельскохозяйственной
(тяжелые металлы).
8.2. Искусственная пища: за и против.

продукции

Тема 9. Экология и сельское хозяйство. (2 ч).
Теоретические занятия.
9.1. Естественные и искусственные причины загрязнения окружающей среды.
9.2. Средства защиты сельскохозяйственных растений от неблагоприятных воздействий
окружающей среды.
Тема 10. Обобщение и систематизация знаний (2 ч)
Теоретические занятия.
10.1. Анализ результатов курса
10.2. Обобщение знаний по теме курса

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10-11 КЛАСС
№
п/п

Количество часов

Название разделов и
тем
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы (ЭОР)

1.

Жизнь и питание
растений

5

1

https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesson/
c4651572-dbc3-49a7-8dd7d72d1b01efd6

2.

Почва и ее свойства

10

3

https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesson/
030017f9-e928-4a8b-be5fc3ef3b741bef

3

Вода в сельском
хозяйстве

8

4

Органические и
минеральные
удобрения

20

https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesson/
399b02d8-b3b7-4d17-bac6e088e08be8c5

2

5

Внесение удобрений

4

6

Стимуляторы роста
растений

5

7

Химические
средства защиты
растений

6

8

Химия в
животноводстве

4

9

Сельскохозяйственн
ая продукция

2

https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesson/
aa7a3c7a-6db6-4e35-b7d8dce40646075f

10

Экология и сельское
хозяйство

2

https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesson/
aa7a3c7a-6db6-4e35-b7d8dce40646075f

1

https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesson/
d7de5bb3-2c8b-4c03-99f75cc87cc32afe

11

Обобщение и
систематизация
знаний

Итого:

2

68

7

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс
№
урок
а

Колво
часов

1

2

Понятие об агрохимии. Краткий 7.09
очерк развития агрохимии
14.09

2

2

Роль химических элементов в
21.09
жизни растений. Макроэлементы 28.09
и микроэлементы

3

1

4
5
6

1
1
1

Практическая работа: Правила
работы в химической
лаборатории. Техника
выполнения основных
химических операций
Качественный анализ почвы.
Химическая мелиорация почв.
Твёрдая фаза почвы, почвенный
воздух, почвенный раствор.

7

1

8

1

Почвенный профиль.

16.11

9

1

Понятие о генетических
почвенных горизонтах.

23.11

10

1

Мощность почвы.

30.11

11

1

Практическая работа: Отбор
образцов почвы для
агрохимического исследования.

7.12

12

1

Практическая работа:
Изучение агрохимических
свойств почвы. Знакомство с
физическими
свойствами почвы.
Практическая работа:
Кислотность почвы и методы ее
определения.
Определение рН почв
Роль качества воды в
сельскохозяйственно
м производстве.

14.12

Источники и виды загрязнения
воды.

11.01
18.01

13

1

14

1

15

2

Тема урока

Дата

5.10

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
(ЭОР)

https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesso
n/f0169498- 8927-400e-81b527a76afed81b
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesso
n/93666066- 14b0-46239348-163e1b246aea

12.10
19.10
26.10

Понятие о потенциальном и
9.11
эффективном плодородии почвы.

21.12

28.12

https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesso
n/030017f9- e928-4a8b-be5fc3ef3b741bef
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesso
n/030017f9- e928-4a8b-be5fc3ef3b741bef
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesso
n/237cdb54- 2787-48178330-6e027b075645
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesso
n/399b02d8- b3b7-4d17-bac6e088e08be8c5
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesso
n/399b02d8- b3b7-4d17-bac6-

e088e08be8c5
16

1

Пути очистки вод.

25.01

17

1

1.02

18

1

19

1

20

1

Природные водные ресурсы и их
использование для целей
водоснабжения
Требования, предъявляемые к
источникам
сельскохозяйственного
водоснабжения.
Выбор источника
водоснабжения. Забор воды из
поверхностных источников.
Классификация водозаборов

21

2

Минеральные удобрения, их
классификация.

22

1

Азот в жизнедеятельности
растений.

15.03

23

1

Азотные удобрения.

5.04

24

1

Круговорот азота в земледелии.

12.04

25

1

19.04

26

1

23

1

Классификация азотных
удобрений по форме азота
содержащегося в них.
Аммиачные, нитратные,
аммиачно-нитратные и амидные
азотные удобрения.
Фосфор в жизнедеятельности
растений.

24

1

Фосфорные удобрения.

10.05

25

1

26

1

Классификация фосфорных
17.05
удобрений по их растворимости в
воде и слабых кислотах.
Растворимые в воде фосфаты;
24.05
полурастворимые фосфорные
удобрения; фосфорные удобрения
не растворимые ни в воде, ни в
слабых кислотах.
ИТОГО 34 часа

https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesso
n/399b02d8b3b7-4d17-bac6-e088e08be8c5

8.02

15.02

22.02
1.03
8.03
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesso
n/4ebd43832a33-401d-bb2b77902435d54d

26.04

3.05

https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesso
n/ae102691936a-42dc-86293003a772c746


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».