Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №4 имени В.А.Казбанова
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат:
49FCD12802C3B3D663C921870810873B
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 13.02.2025 до 09.05.2026
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУСОШ№4
_____________________
Билай О.Ю.
Протокол №1
от 28.08.2025 год
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООП НОО для 1-4 классов по
ФГОС НОО и ФОП на уровень НОО
(1-4 класс)
на 2025 – 2026 учебный год
Приморско-Ахтарский муниципальный район, Краснодарский край 2025
Учебный план начального общего образования по ФГОС и ФОП
при пятидневной учебной неделе
Пояснительная записка
Учебный
план
отражает
организационнопедагогические условия, необходимые для достижения результатов
освоения общеобразовательной программы; определяет общие рамки
отбора учебного материала, формирования перечня результатов
образования и организации образовательной деятельности; фиксирует
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру предметных областей, определяет перечень учебных
предметов, курсов, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам. В 2025-2026 учебном году в
МБОУ СОШ № 4 на ступени НОО реализуются обновленные
федеральные государственные образовательные стандарты начального
общего образования в 1-4
классах. В соответствии с приказом
Министерства просвещения РФ от 09.10.2024г. № 704 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения РФ,
касающиеся федеральных образовательных программ начального
общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования» количество учебных занятий за 4 учебных года НОО не
может составлять более 2999 часов ( учетом 16 часов в 1 классах в
сентябре-октябре). Учебный план МБОУ СОШ №4 сформирован с
учетом требований приказа Министерства просвещения РФ от
09.10.2024г. № 704 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства
просвещения
РФ,
касающиеся
федеральных
образовательных программ начального общего образования, основного
общего образования и среднего общего образования», федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования (ФГОС НОО), утвержденного приказом Минпросвещения
РФ от 31.05.2021г. № 286, в соответствии с федеральным учебным
планом ФООП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения РФ от
16.11.2022 № 992, с учетом требований Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам,
утвержденным
приказом
Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115, санитарными правилами и
нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28, с учетом требований
отдельных пунктов приказа Министерства просвещения РФ от
19.03.2024г. № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства
просвещения
РФ,
касающиеся
федеральных
образовательных программ начального общего образования, основного
общего образования и среднего общего образования».
Учебный план утверждается на учебный год - ежегодно.
Согласно федеральному учебному плану ФООП НОО и приказу
Министерства просвещения РФ от 09.10.2024г. № 704 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения РФ,
касающиеся федеральных образовательных программ начального
общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования» (вариант 1 федерального учебного плана начального
общего образования для 5-дневной учебной недели):
- предметная область «Русский язык и литературное чтение»
включает обязательные учебные предметы «Русский язык» и
«Литературное чтение».
Федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский
язык», «Литературное чтение» применяются непосредственно при
реализации обязательной части образовательной программы начального
общего образования
При 5-дневной учебной неделе обязательная часть учебного
предмета «Русский язык» в 1-4 классах составляет 5 часов в неделю;
«Литературное чтение» - 4 часа в неделю.
- предметная область «Иностранный язык» представлена
обязательным учебным предметом «Иностранный язык» (английский язык)
во 2-4 классах – 2 часа в неделю.
- предметная область «Математика и информатика» представлена
обязательным учебным предметом «Математика» в 1-4 классах – 4 часа в
неделю.
- предметная область «Обществознание и естествознание»
представлена интегрированным учебным предметом «Окружающий мир»
в 1-4 классах – 2 часа в неделю. Изучение предмета «Окружающий мир» и
включение в него социально-важных и значимых тем, также позволяет
формировать чувство патриотизма и достигать воспитательных целей в
обучении. В его содержание дополнительно введены развивающие модули
и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы
основ безопасности жизнедеятельности. «Окружающий мир» во 2 и 3
классе дополнен 1 часом из части, формируемой участниками
образовательных отношений в связи с тем, что важной составной частью
функциональной грамотности обучающихся является естественно-научная
грамотность. Это способность человека осваивать и использовать
естественно-научные знания для постановки вопросов, освоения новых
знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на
научных доказательствах. Естественно-научная грамотность включает
понимание основных закономерностей и особенностей естествознания,
осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают
влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы
общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при
рассмотрении проблем, связанных с естествознанием, окружающим миром.
- предметная область «Искусство» представлена учебными
предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство» в 1-4 классах – 1
час в неделю.
- предметная область «Технология» представлена
предметом «Труд» в 1-4 классах – 1 час в неделю.
учебным
- предметная область «Физическая культура» представлена учебным
предметом «Физическая культура» в 1 классах – 3 часа в неделю, во 2-4
классе – 2 часа в неделю.
При реализации обязательной части образовательной программы
начального общего образования применяются федеральные рабочие
программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное
чтение», «Окружающий мир», «Труд (технология), согласно требованиям
ч. 6.3. ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации». Максимально допустимая
недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе в 1 классе составляет 21
час в неделю (с учетом 3 часа физкультуры), во 2-4 классе составляет 23
часа в неделю, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.3648-20.
Учебные занятия в 1-4 классах проводятся по 5-дневной учебной неделе в
первую смену. Учебный год начинается 1 сентября календарного года и
заканчивается 26 мая соответствующего календарного года. График
каникул утверждается отдельно. Продолжительность учебного года
составляет 34 недели. Для обучающихся 1 класса предусмотрены
дополнительные
каникулы
в
середине
третьей
четверти
и
продолжительность учебного года составляет 33 учебные недели. В 1
классах используется «ступенчатый» режим обучения, а именно: в
сентябре - октябре – 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре
– 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае – по 4 урока в день по 40
минут (абз.16 п.3.4.16 СанПиН 2.4.3648-20). В 1 классах обучение
проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних
заданий. При реализации учебного плана школа использует учебники в
соответствии с федеральным перечнем учебников, утвержденным
приказом Минпросвещения РФ от 05.11.2024г. № 769 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ НОО, ООО, СОО организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установлении предельного срока
использования исключенных учебников разработанных в комплекте с
ними учебных пособий».
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется:
1. На увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов, курсов, модулей из перечня, предлагаемого
МБОУСОШ№4, по выбору родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся:
модуль по видам спорта «Самбо», 4 классе (1 час в неделю) в
рамка внеурочной деятельности , – дополняет учебный предмет
«Физическая культура» и является третьим часом физической
активности;
1. На курсы внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого
МБОУСОШ№4, по выбору родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся:
«Кубановедение», 1–4-й классы (1 час в неделю);
«Разговоры о важном», 1–4-й классы (1 час в неделю);
«Проект «Орлята России», 1–4-й классы (1 час в неделю).
«Разговор о профессии», 1-4-й классы (0,5 часа в неделю)
«Основы финансовой грамотности», 1-4-й классы (0,5 часа в
неделю)
«Читательская грамотность», 1-4-й классы (0,5 часа в неделю)
«Математическая грамотность», 1-4-й классы (0,5 часа в неделю)
«Безопасные дороги Кубани», 1-4-й классы (0,25 часа в неделю)
«Основы логики и алгоритмики»,1-й класс (1 час в неделю)
«ОПК», 1-й класс (1 час в неделю)
«Строевая подготовка», 1-й класс (1 час в неделю)
«История и культура кубанского казачества» 1-й класс (1 час)
«Школьный театр» 2-3-й классы (1 час)
«Самбо» 4 -й класс (4 класс)
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки
обучающихся. Формы организации образовательной деятельности,
чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации
основной образовательной программы начального общего образования
определяет МБОУ СОШ№4. Формы организации и объем внеурочной
деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального
общего образования определены в плане внеурочной деятельности с
учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся,
запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся,
возможностей
МБОУ
СОШ№4.
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого
класса не превышает продолжительности выполнения 1 час – для 1 класса,
1,5 часа – для 2 и 3 классов, 2 часа – для 4 класса. Образовательной
организацией осуществляется координация и контроль объема домашнего
задания обучающихся каждого класса по всем предметам в соответствии с
Гигиеническими нормативами. Домашнее задание на следующий урок
задается на текущем уроке, дублируется в электронном журнале не
позднее времени окончания учебного дня – 14.00. Для выполнения задания,
требующего длительной подготовки (например, подготовка доклада,
реферата, оформление презентации, заучивание стихотворений),
предоставляется достаточное количество времени. Использование
электронных средств обучения в ходе реализации образовательной
деятельности, включая выполнение домашних заданий, внеурочную
деятельность,
проводится
в
соответствии
с
Санитарноэпидемиологическими требованиями и Гигиеническими нормативами.
Формы промежуточной аттестации
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и методическими
рекомендациями Минпросвещения РФ от 13.01.2023г. № 03-49,
осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся относится к компетенции образовательной
организации. Образовательные организации устанавливают формы,
периодичность и порядок их проведения; ведут индивидуальный учет
результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также
хранят в архивах информацию об этих результатах на бумажных и (или)
электронных носителях.
При разработке системы оценки достижений обучающихся МБОУ
СОШ № 4 придерживается рекомендаций Минпросвещения России и
Рособрнадзора по основным подходам к формированию графика
оценочных процедур (от 06.08.2021 № СК-228/03, № 01.169/08-01). Также
следует придерживаться изменений, внесенных приказом Министерства
просвещения РФ от 09.10.2024г. № 704 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства просвещения РФ, касающиеся
федеральных образовательных программ начального общего образования,
основного общего образования и среднего общего образования», который
даёт рекомендации к проведению контрольных работ. Согласно им контрольные работы проводятся со 2 класса. Оценочные процедуры не
должны занимать больше 10% от всего объема учебного времени.
Разработан кодификатор требований к метапредметным результатам.
Важным положением организации системы оценки является выход за
рамки контроля знаний. Важнейшая функция – ориентация
образовательного процесса на достижение планируемых результатов,
обеспечение на этой основе эффективной обратной связи, позволяющей
осуществлять управление образовательным процессом. Это, в свою
очередь, предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только
педагогов, но и самих обучающихся.
Внутреннее (внутришкольное) оценивание предназначается для
организации процесса обучения в классе по учебным предметам и
регулируется локальными актами образовательной организации
(положением) и должно включать:
- текущую оценку, представляющую собой процедуру оценки
индивидуального продвижения обучающихся в освоении программы
учебного предмета и определяемую учителем в соответствии с целями
изучения тематического раздела, учебного модуля, учебного периода и пр.;
- промежуточную аттестацию, представляющую собой процедуру
аттестации обучающихся по предмету (предметам), которая может
проводиться по итогам учебного года или иного учебного периода;
- стартовые (диагностические) работы, направленные на оценку общей
готовности обучающихся к обучению на данном уровне образования,
готовности обучающихся к прохождению государственной итоговой
аттестации и других процедур оценки качества образования;
- комплексные (диагностические) работы, направленные на оценку
достижения
обучающимися
предметных
и
метапредметных
образовательных результатов.
Все элементы системы внутришкольного оценивания по учебным
предметам обеспечивают внутришкольный мониторинг образовательных
достижений, включающий оценку уровня достижений личностных,
метапредметных и предметных результатов.
В 1 классах обязательно проводится стартовая диагностика,
объектом исследования является: готовность овладения письмом, чтением,
счётом (п.19.7 ФООП НОО).
Особое внимание при оценке достижений обучающихся уделяется
формированию функциональной грамотности как интегральной
характеристики образовательных достижений обучающихся в процессе
освоения требований ФГОС и проявляется в способности использовать
(переносить) освоенные в учебном процессе знания, умения, отношения и
ценности для решения внеучебных задач, приближенных к реалиям
современной жизни. Формирование и оценка функциональной
грамотности (читательской, математической, естественно-научной,
финансовой грамотности, а также глобальной компетентности и
креативного мышления и других составляющих, отнесенных к
функциональной грамотности) имеют сложный комплексный характер и
осуществляются практически на всех учебных предметах, в урочной и
внеурочной деятельности.
Учебный план начального общего образования (пятидневная неделя)
Предметные
области
Учебные
предметы
Количество часов в неделю
1-й
класс
2-й 3-й 4-й Всего
класс класс класс
Русский язык
5
5
5
5
20
Литературное
чтение
4
4
4
4
16
Иностранный
язык
Иностранный
язык
(английский)
–
2
2
2
6
Математика и
информатика
Математика
4
4
4
4
16
Обществознание
и естествознание Окружающий
(«Окружающий мир
мир»)
2
2
2
2
8
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Основы
религиозных
культур и
светской этики
–
–
–
1
1
Искусство
Изобразительное
1
искусство
1
1
1
4
Музыка
1
1
1
1
4
Технология
(Труд)
технология
1
1
1
1
4
Физическая
культура
Физическая
культура
3
3
3
2
11
21
23
23
23
90
Обязательная часть
Русский язык и
литературное
чтение
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули
0
по выбору:
0
0
0
0
Всего в неделю
23
23
23
90
21
Максимально допустимая
недельная нагрузка (при
пятидневной неделе) в
соответствии с действующими
санитарными правилами и
нормами
21
23
23
23
90
Учебные недели
33
34
34
34
135
Всего учебных часов на учебный
период
653 (с
учетом
16 часов
782
в
сентябреоктябре)
782
782
2999 (с
учетом 16
часов в
сентябреоктябре)
Кубановедение
1
1
1
1
4
Безопасные дороги Кубани
0,25
0,25 0,25 0,25 1
Разговоры о важном
1
1
1
1
4
Проект «Орлята России»
1
1
1
1
4
Разговор о профессии
0,5
0,5
0,5
0,5
2
Основы финансовой грамотности
0,5
0,5
0,5
0,5
2
Читательская грамотность
0,5
0,5
0,5
0,5
2
Математическая грамотность
0,5
0,5
0,5
0,5
2
Основы логики и алгоритмики
1
0
0
0
0
Самбо
0
0
0
1
1
Школьный театр
0
1
1
0
2
Итого на реализацию курсов
внеурочной деятельности
6,25
6,25 6,25 6,25 25
Курсы внеурочной деятельности