РП Занимательная химия (9кл)

Приморско-Ахтарский район станица Ольгинская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 4 имени В.А. Казбанова

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2023 года пр. № 1
Председатель_______О.Ю.Билай

Сертификат: 45DB7A7E513A7F04B93401AEAB2A06B3
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 19.09.2022 до 13.12.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности «Занимательная химия»
Уровень образования (класс) основного общее образование 9 класс
Количество часов 17
Учитель Евченко Наталья Алексеевна
Программа разработана на основе ФГОС СОО

Планирование составлено на основе рабочей программы
Евченко Натальи Алексеевны, утвержденной педагогическим
советом школы от «30» августа 2023 г. протокол № 1

Пояснительная записка
Современное школьное образование должно соответствовать целям опережающего
развития. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»
говорится: «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого
ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к
жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть
построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать
серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». Для достижения
опережающего развития необходимо развивать проектное мышление обучающихся с
помощью специально организованной деятельности - исследовательской.
Исследовательская деятельность направлена на формирование ключевых компетенций
обучающихся: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, общекультурных,
информационных, коммуникативных.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования возникла необходимость в разработке
программы внеурочной деятельности по обще - интеллектуальному направлению,
позволяющей сформировать навыки исследовательскойдеятельности.
Актуальность программы связана с возможностью обучающегося выбрать
профильный предмет обучения в старших классах или изменить свой выбор.
Программа внеурочной деятельности по химии в наибольшей степени способствует
развитию творческих способностей, ставя обучающегося в положение
первооткрывателя. Знания и умения, необходимые для организации
исследовательской деятельности, повысят уровень проектно – исследовательских
компетенций обучающихся, позволят быть успешными в процессе обучения.
Новизной данной программы является то, что в основе лежит системнодеятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного
усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов
деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и
индивидуальным особенностям. Эмоциональное переживание процесса открытия
является основой мотивации к знаниям, стимулятором самой умственной
деятельности в достижении целей личностного, социального и познавательного
развития обучающихся.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
 Федеральный закон №273 ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
 Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с
содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента
государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом
Министерстваобразованияи науки Российской Федерации от 4.12.2010 г. №986;

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
«Химия для любознательных» предназначена для обучающихся основной школы,
интересующихся исследовательской деятельностью.
Цель программы:
- формирование проектно – исследовательских компетенций обучающихся.
Задачи программы внеурочной деятельности по химии:
1. Развивать исследовательские и творческие способности обучающихся
2. Формировать у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и
химических превращений
3. Дать возможность приобрести необходимые практические умения и навыки по
лабораторной технике в процессе самостоятельной познавательной и творческой
деятельности при проведении экспериментов и исследований
4. Формировать информационно-коммуникационную грамотность
5. Воспитывать экологическую грамотностьобучающихся
Особенностью программы является её интегративный характер, так как она основана
на материале химии, физики, биологии, истории, географии. Это покажет
обучающимся универсальный характер естественнонаучной деятельности и будет
способствовать устранению психологических барьеров, мешающих видеть общее в
разных областях знаний, осваивать новые сферы деятельности.
Программа внеурочной деятельности “Химия для любознательных” рассчитана на
учащихся 9 классов (17 занятий по 1 часу в неделю или 17 часов).
Основные методы
Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной
литературы, подготовка рефератов, создание стендов и выпуск стенных газет,
выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и
моделированию.
Основные формы
Беседы, дискуссии, учебно-исследовательские работы, викторины, игры, химические
вечера, выполнение проектов
1. Планируемые результаты внеурочной деятельности.
На занятиях кружкаобучающиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой
уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять
несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами,
нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при
проведении химического эксперимента. Кроме того, кружковые занятия
призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать
дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях
кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для
раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.
Предметными результатами освоения программы являются:
- в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно
проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык химии;
наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические
реакции, протекающие в природе и в быту;

- в ценностно-ориентационной сфере: строить свое поведение в соответствии с
принципами бережного отношения к природе;
- в трудовой сфере: планировать и проводить химический эксперимент;
использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами;
- в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при
отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным
оборудованием.
Личностными результатами являются:
- в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую науку,
отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей
образовательной траектории;
- в познавательной сфере: мотивация учения, умение управлять своей
познавательной деятельности.
Метапредметными результатами являются:
- владение универсальными естественно-научными способами деятельности:
наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование;
- умение генерировать идеи определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации
цели и применять их на практике;
- использовать различные источники для получения химической информации.
Освоение программы внеурочной деятельности обучающимися позволит получить
следующие результаты:
В сфере развития личностных универсальных учебных действий в рамках:
1. Когнитивного компонента будут сформированы:
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях
социальных отношений и взаимодействий;
- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее
проявлениях; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
2. Ценностного и эмоционального компонентов будет сформирована:
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
3. Деятельностного компонента будут сформированы:
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного
уважения и принятия;
- устойчивый познавательный интерес и становлении смыслообразующей
функции познавательного мотива;
- готовность выбора профильного образования.
Обучающийся получить возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к
учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий
обучающийся
1. Научится:

- целеполаганию , включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей.
2. Получить возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать
условия и средства их достижения.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий
обучающийся
1. Научится:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить
монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие
со сверстниками и взрослыми.
2. Получить возможность научиться:
- брать на себя инициативу в организации совместного действия;
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий
обучающийся
1. Научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета.
2. Получит возможность научиться:
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
- самостоятельно проводить исследования на основе применения методов
наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов;
- организовать исследование с целью проверки гипотезы;
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
II. Содержание курса
1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в
кружок “Химия для любознательных”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка,
знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места,
обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.

2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники
безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил
техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных
средств защиты. Игра по технике безопасности
3. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с
классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного
оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного
оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух
занимательных опытов)
Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических
операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в
воде.
4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Знакомство с
различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в
лаборатории
Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ ,
изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов,
несовместимых для хранения.
5. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами
пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной
бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание
Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление
спиртовки из подручного материала.
6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами
взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Практическая
работа.Очистка веществ от примесей различными способами.
7. Выпаривание и кристаллизация
Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и
кристаллизации на примере раствора поваренной соли и сахарозы.
8. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами.
Лабораторные способы получения неорганических веществ.
Демонстрация фильма.
Практическая работа. Опыты, иллюстрирующие основные приёмы работы с
твердыми, жидкими и газообразными веществами.
Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической
лаборатории Получение гидроксида меди из меди, хлорида цинка из цинка.
Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты.
9. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление
учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы.
Приготовление растворов и использование их в жизни.
Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой
концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных
растворов, составление и использование графиков растворимости
10. Кристаллогидраты. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение
и рост кристаллов.

Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов методом
медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора
(хлоридакалия, медного купороса, алюмокалиевых квасцов)
Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара
11. Химия и медицина. Формирование информационной культуры учащихся.
Составление и чтение докладов и рефератов.
Устный журнал на тему химия и медицина
Экскурсия в аптеку.
12. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас.
Показ демонстрационных опытов:
“Вулкан” на столе
 “Живая вода”
 “Вода-катализатор”
 «Золото» из воды
 Цветные огни
 Моментальное цветное фото
 Вода зажигает бумагу
 Невидимые чернила
15. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях,
сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов
по теме « Химия в природе».
Демонстрация опытов:
 Марсианский пейзаж
 Химическая змея.
 Дым без огня
 «Хамелеон»
16. Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.
• Ваше питание и здоровье
• Химические реакции внутри нас
17 Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов.
Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта
квартир.
Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.
Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств.


№

Учебно-тематическое планирование внеурочной деятельности.
Тема занятия
Всего
Планируемые результаты
часов
(УУД)

1

Ознакомление с кабинетом химии, 1
изучение правил техники
безопасности

2

Хранение материалов, реактивов в 1
химической лаборатории.
Химическая посуда. ТБ во время
работы с пробирками, колбами,
химическими стаканами и др.

3

Нагревательные приборы
1
(спиртовка, плитка, водяная баня),
пользование ими. Нагревание и
прокаливание.
Фильтрование и перегонка.
2
Выпаривание и кристаллизация.
Основные приемы работы с
1
твердыми, жидкими и
газообразными веществами.
Лабораторные способы получения

4
5

Мотивация учения, умение управлять своей
познавательной деятельности, готовность к
осознанному выбору дальнейшей
образовательной траектории
Использование веществ в соответствии с их
предназначением и свойствами;
научится оказывать первую помощь при
отравлениях, ожогах и других травмах,
связанных с веществами и лабораторным
оборудованием
Научится описывать демонстрационные и
самостоятельно проведенные
эксперименты, используя для этого русский
язык и язык химии; наблюдать
демонстрируемые и самостоятельно
проводимые опыты, химические реакции

Формы организации

Беседа, игра

Беседа, игра, структурирование
химической информации

Эксперимент, наблюдение

Беседа, наблюдение,
эксперимент
Беседа, наблюдение,
эксперимент

6

неорганических веществ.
Растворы. Кристаллогидраты.

2

Занимательные опыты по теме:
«Химические реакции вокруг
нас».
Занимательные опыты по теме:
«Химия в природе».

1

9
10

Химия и человек.
Химия и медицина

2
2

11

Химия в быту.

2

7

8

2

17

Возможность генерировать идеи
определять средства, необходимые для их
реализации
Научится определять цели и задачи
деятельности, выбирать средства
реализации цели и применять их на
практике;
использовать различные источники для
получения химической информации
Научится строить свое поведение в
соответствии с принципами бережного
отношения к природе, проявление чувства
гордости за российскую науку, отношение к
труду, целеустремленность, самоконтроля и
самооценки;
готовность к осознанному выбору
дальнейшей образовательной траектории;
использовать различные источники для
получения химической информации

Эксперимент, выставка
Эксперимент, наблюдение
Эксперимент, наблюдение
Беседа, журнал
Экскурсия
Экскурсия
Исследование

Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний и представлений о
химических технологиях, о значение химии в современном мире, различных техниках и видах искусства,
использующих достижения химии, понимания их социальной значимости в повседневной жизни. Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями
как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям
общества Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие
школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему
социальной среде.
Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного социального действия,
развитие творческого потенциала личности в процессе исследования и реализации творческих проектов –
исследовательской работы. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения школьников проходит через участие их в
беседах по разным темам, выступления обучающихся на химических вечерах во время предметных декад
внутри школы, участие в научно – исследовательских конференциях и конкурсах исследовательских работ,
создании портофолио.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности
обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов обучающихся. В портфолио ученика включаются
фото и видео изображения продуктов исследовательской деятельности, исследовательская работа,
презентация и тезисы.
Все обучающиеся в течение посещения занятий выбирают тему исследования и выполняют
исследовательскую работу, которая представляется на итоговой конференции. При этом возможно
выполнение творческого отчёта как индивидуально, так и в группе из 3-4 человек. Занятия в кружке тесно
связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на
уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования.

В реализации программы данного кружка необходимо сочетать беседы преподавателя и выступления
кружковцев, проведение викторин с экскурсиями в аптеку, офис врача общей практики, химическую
лабораторию, чтение рефератов с проведением эксперимента.
Члены кружка могут практически использовать свои знания в школе на уроках химии и в быту.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».