РП Занимательный русский (1-4кл)

Краснодарский край Приморско-Ахтарский район ст. Ольгинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
имени В.А. Казбанова
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 45DB7A7E513A7F04B93401AEAB2A06B3
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 19.09.2022 до 13.12.2023

УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
протокол №1
от 30 августа 2023 года
Председатель педсовета
_______/Билай О.Ю./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тип программы: ориентированная на достижение результатов
определённого уровня по конкретным видам внеурочной деятельности
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
________ «Занимательный русский»___________
(наименование)
________________________4 года_____________________________
(срок реализации программы)
___________________7 – 10 лет______________________
(возраст обучающихся)
Лесная Е.Е., Сердюкова Н.П, Брославская В.М.,
Томенко Л.В., Чайка Н.И.
(Ф.И.О. учителя, составителя)

I.

Пояснительная записка

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский»
разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО (2021 г.), на основе примерной рабочей
программы «Русский язык» (для 1-4 классов образовательных организаций), с учетом
примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, в
соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края от 13.07.2021 N47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ
учебных предметов и календарно-тематического планирования».
Рабочая программа предназначена для обучающихся 2- 4 классов и рассчитана на 17 часов.
Курс реализуется в познавательном направлении внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе,
направлена на достижение следующих целей:
— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого
общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей
культуры человека;
— знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для
решения коммуникативных задач;
— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования
знаний.
В программе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у
школьников правильной выразительной речи.
Общая характеристика. «Занимательный русский» — внеурочный курс для младших
школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое,
грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также
развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников.
Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся
к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента
языковой культуры.
Место в учебном плане. Программа рассчитана во 2-4 классах на 17 часов в год с проведением
занятий 0,5 раз в неделю продолжительностью 40 мин.
Программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области
«Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения
элементов этимологии и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания. Важными
факультатива являются:

ориентирами

содержания

данного

— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
—формирование представлений о языке как универсальной ценности;
исторических фактов, отражающих отношение народа

— изучение

к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская
деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического
исследования;

— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
— включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты
русского языка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. В
процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка,
рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что
становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка,
осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным
способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами
употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и
правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не
только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого
изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают
возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск
информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование
речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная
игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и
грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения,
установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым
признакам в программе «Занимательный русский» имеются задания, активизирующие
интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв,
устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать,
установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени
существительного, с членами предложения и т. п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение
использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью
родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно
выслушивать собеседника и делать выводы.
Программа «Занимательный русский» направлена на то, чтобы повторять, уточнять, расширять
начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах.
Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения
познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический
материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного
пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к
правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей
культуры ученика.
Особенности содержания обучения. Объектом
изучения
программы
«Занимательный
русский» являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов
для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности
к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции
рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли,
выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики,
графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии,
грамматики.

Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел
программы предусматривает использование игровой и практической деятельности.
Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе
(учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа
над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является
условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения,
формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения
ряд взаимосвязанных задач:
—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими
школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные
(всеобщие) ценности;
— использовать возможности для становления навыков следования научным, духовнонравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний оязыке, осознания значения
и необходимости бережного его использования. Подобное содержание курса не только
позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт
в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается
вформировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка,
его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного
интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной
культуры.

II.

Содержание программы

2 класс
Мир полон звуков
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь?
Как устроен речевой аппарат. Звуки и слова.
Связаны ли между собой звуки и смысл?
Такие разные гласные и согласные.
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
Звукопись как приём художественной речи. Правильное ударение и произношение слов.
Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):
— разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;
—игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат»,
«Слоговой аукцион»;
— проект «Как я говорил, когда был маленьким»;
— мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

Азбука, прошедшая сквозь века

Солунские братья.
Как появились буквы современного русского алфавита. Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита. Использование букв алфавита для обозначения чисел.
Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).
Как появилась буква «Ё». Особенности использования букв. Строчные и прописные буквы.
Практическая и игровая деятельность:

— чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв
кириллицы;
— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);
— конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);
— рисование: «Весёлая буква Ё».

Всему название дано
Какие слова появились первыми. Звукоподражательные слова у разных народов. Лексическое богатство
языка.
Как выбирают имя человеку?
Как улицы получают свои названия?
Какие русские имена встречаются на карте мира?
О чём может рассказать слово «борщ»?
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого
великорусского языка» В.И. Даля.
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»; — мини-сочинение «Я— сын, ученик, спортсмен…»;
— проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;
— конкурс «Придумываем название для новых конфет».

Как делаются слова
История происхождения слов.
Поиск информации о происхождении слов. Слова производные и непроизводные.
Словообразовательные связи слов. Корень — главная часть слова. Группы однокоренных слов.
Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению.
Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению.
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди
пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;
— лингвистический эксперимент «Свойства корня»;
— конструирование слов по словообразовательным моделям;

— проект «Как конфеты получают свои названия».

Секреты правильной речи
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. Сочетание слов по смыслу.
Ограничения сочетаемости слов.
Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью. Нарушение сочетаемости слов.
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению. Исправление ошибок в
словоупотреблении.
Многозначные слова.
«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.
Стилистическая окраска слов.
Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары. Омонимы и их многообразие.
Использование омонимов в речи. Слова исконно русские и заимствованные.
История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов.
Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.
Практическая и игровая деятельность:
—игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;
— решение кроссвордов;
— составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;
— составление шуточных рассказов и стихов.

3 класс
Из истории языка
Устаревшие слова. Почему слова устаревают.
Значения устаревших слов.
Использование устаревших слов в современном языке. Старые и новые значения.
Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре.
Как появляются новые слова.
Практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с предметами старинного быта, национальной одеждой);
— проект «Сокровища бабушкиного сундука» (рассказ о старинных вещах, которые хранятся в семье);
— игра «В музее слов»;
— проекты: «Собираем старинные пословицы и поговорки», «Узнай историю слова».

Загадки простого предложения
Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок,
двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов.

Интонация предложения. Логическое ударение. Зачем нужны второстепенные члены предложения.
Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов.
Описание предметов в художественных текстах. Внешность и характер в портретах мастеров слова.
Распространение простого предложения с помощью обстоятельств. Когда необходимы обстоятельства.
Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах. Распространение простого
предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и
норма). Однородные члены предложения. Распространение предложения
с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными?
Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения.
Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов? Знаки препинания при однородных членах.
Практическая и игровая деятельность:
— лингвистические эксперименты: «Сколько ответов можно дать на предложенный вопрос?», «Как можно
перестроить предложение, чтобы выразить все возможные для него смысловые оттенки»; инсценировка
диалогов с соблюдением правильной интонации и логического ударения; — творческая работа над
сочинением-описанием «Любимая ёлочная игрушка», «Мамин портрет»;
— игры: «Самый внимательный» (описание внешности одноклассника), «Отгадай предмет по описанию»,
«Чепуха»;
— проект «Безопасный маршрут»;
— творческая работа «Приглашение на праздник»;
— конкурс «Самый длинный однородный ряд»;
— конструирование предложений с однородными членами по моделям;
— игры: «Поставь на место запятую», «Составь предложение по схеме», «Повтори и продолжи».

Лабиринты грамматики Слово в грамматике.
Как «работают» слова или для чего нужна грамматика.

О существительных по существу
Почему изучение грамматики начинается с имени существительного. От чего зависит род имени
существительного.
Употребление в речи существительных общего рода.
Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления
существительных во множественном числе.
Как определить число несклоняемых существительных. Всегда ли существительные имели только два числа?
Для чего существительные изменяются по падежам?
История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм
помидоров», «пара носков», «стакан сахара»). Имена собственные. История возникновения некоторых
фамилий.
Значение имён.

Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Наоборот», «Кто больше»;
— проекты: «Что рассказали падежи о себе», «Моё имя», «Собственные имена в моей семье».

Такие разные признаки предметов
Значение имён прилагательных.
Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных.
Как в старину использовали прилагательные в обращениях.
Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения.
Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных.
Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней сравнения.
Значение относительных прилагательных.
Что называют притяжательные прилагательные.
Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин…).
Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.

Практическая и игровая деятельность:
— проект «Значения цветовых прилагательных»;
— игры: «Сделай комплимент», «Строим дом»; — викторина «Самый-самый»;
— игра-соревнование «Подбери словечко».

4 класс
Поиграем со звуками, словами и предложениями
Фонетические и графические правила и закономерности. Слово, его значение и лексические нормы.
Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.
Практическая и игровая деятельность:
— фонетические и графические задачи;
— игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;
— решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;
— игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов»,
«Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;
— шутливые лингвистические вопросы;
—отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.

Пора действовать! Глагол в языке и речи.
Особенности текста-повествования и текста-описания. Видовые пары глаголов, их значение.
Глаголы в личной форме.

Повествование от первого и третьего лица.
Использование временных форм глагола в речи.
Замена форм времени глагола.

Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.
О чём может рассказать личная форма глагола.
Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.
Форма условного наклонения глагола.
Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.
Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.
Использование глаголов в прямом и переносном значении.
Художественное олицетворение.
Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Глаголы в пословицах и загадках.
Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.

Практическая и игровая деятельность:
—лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?»
(существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл
предложения, если поменять вид глаголов?»;
—игра «Меняемся ролями»;
—творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»;
—ролевая игра «Просить или приказывать?»;
—составление загадок с помощью глаголов;
—игра-соревнование «Орфографический поединок».

Числа и слова
Как используются числительные в речи.
Обозначение дат и времени с помощью числительных.
Числительные во фразеологизмах и пословицах.
Нормы употребления имён числительных.
Исправление речевых ошибок.

Практическая и игровая деятельность:
—проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»;
—викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов».

Прочные связи
Как связаны слова в словосочетании.
Словосочетания свободные и связанные.
Словосочетания с типом связи согласование.
Слова каких частей речи могут согласовываться.
Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.

Сочетаемость слов.
Словосочетания с типом связи управление.
Слова каких частей речи имеют «способность управлять».
Трудности в выборе формы слова при управлении.
Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.
Словосочетания с типом связи примыкание.

Практическая и игровая деятельность:
—игра «Словосочетания в пазлах»;
—ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;
—конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);
—творческая работа «Путешествие туда и обратно»;
—итоговый конкурс «Любимые игры со словами».

Тематическое планирование 2 класс
Мир полон звуков (3 ч)
Звуки вокруг нас. Фабрика речи.
Бессмыслица + бессмыслица = смысл.
Полоса препятствий.
Рисуем звуками.
Трудности словесного ударения.
Азбука, прошедшая сквозь века (2 ч) Буквы старые и новые.
Так считали наши предки. Страницы древних книг.
Живая и весёлая буква алфавита. Загадки русской графики.
Всему название дано (3 ч) Рождение языка.
Сколько слов в языке? Имена, имена, имена…
Увлекательные истории о самых простых вещах. Словари — сокровищница языка.
Как делаются слова (4 ч)
«Дальние родственники».
Слова «готовые» и «сделанные».
Есть ли «родители» у слов?
Внимание, корень!
Такие разные суффиксы.
Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?
Что нам стоит слово построить?
Секреты правильной речи (5 ч)
Словарное богатство русского языка.

Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик».
Выбираем точное слово.
Одно или много?
Когда у слов много общего?
Когда значения спорят?
Слова одинаковые, но разные.
«Местные жители» и «иностранцы».
Как рождаются фразеологизмы?
Выбор фразеологизма в речи.

3 класс
Из истории языка (1 ч)
Старые и новые слова в языке.
Сокровища бабушкиного сундука.
Загадки простого предложения (4 ч)
«Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении.
Важные мелочи. Требуется определение.
Важные обстоятельства.
Необходимо дополнить.
«Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж».
Стройтесь в ряд!
Запятые, по местам!
Лабиринты грамматики (1 ч)
Слово в грамматике.
Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика.
О существительных по существу (6 ч)
«Лебедь белая плывёт».
Может ли род быть общим?
Как на уроках русского языка может пригодиться счёт?
Как быть, если нет окончания?
Один, два, много.
Почему именительный падеж назвали именительным?
Как «работает» родительный падеж?
«Щедрый» падеж.
Винительный падеж — великий маскировщик.
Падеж-работяга.
Любимая «работа» предложного падежа.
Кому принадлежат имена собственные?

Такие разные признаки предметов (5 ч)
Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах.
«Красны девицы» и «добры молодцы».
Всё познаётся в сравнении.
Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем.
Что из чего и для чего?
Что кому принадлежит?
Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных.
«Крокодиловы слёзы».

4 класс
Поиграем со звуками, словами и предложениями (4 ч)
Смотрю, говорю, слушаю. (1 ч)
Лексические загадки. (1 ч) Словесный конструктор. (1 ч) Занимательная грамматика. (1ч)
Пора действовать! (7 ч)
Для чего нужны глаголы?
Делать и сделать — не одно и то же.
Меняемся ролями.
Вчера, сегодня, завтра.
Одно вместо другого.
Она меня поняла и приняла.
Кто говорит, кто действует?
Сумею победить!
Мечтаем и фантазируем.
Дай-подай… и поезжай!
Живые образы. Орфографический поединок.
Числа и слова (2ч)
Для чего нужны числительные?
Важные даты истории нашей страны (города, края).
Рекорды в цифрах.
За семью печатями.
Прочные связи (3 ч)
Треугольный шарик.
Как водить машину за нос?
Послушный «подчинённый».
О «земляной» или «земной» красоте.
Строгий «управляющий».

В Сибири и на Урале.
Связаны смыслом.
Любимые игры со словами (1 ч)

III.

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности.

2 класс
№

Разделы

1 Мир полон звуков. Звуки
речи, их отличие от других
звуков, которые мы
слышим. Для чего служит
человеческая речь? Как
устроен речевой аппарат.
Звуки и слова. Связаны ли
между собой звуки и смысл?
Такие разные гласные и
согласные. Особенности
артикуляции гласных и
согласных
звуков. Звукопись как приём
художественной речи.
Правильное ударение и
произношение слов.

Универсальные учебные действия

Практическая и игровая
деятельность (форма
организации обучения):

— участвовать в обсуждении
— разгадывание анаграмм,
проблемных вопросов,
шарад, кроссвордов;
формулировать собственное мнение и
— игры: «Диктор»
аргументировать его;
(произнесение
— анализировать информацию,
скороговорок), «Наборщик»,
представленную на рисунке;
«Превращение слов»,
«Волшебный квадрат»,
— сравнивать произношение гласных «Слоговой аукцион»;
и согласных звуков;
— проект «Как я говорил,
— наблюдать за функцией и
когда был маленьким»;
ударением в слове;
— мини-исследование
— контролировать правильность
«Сколько может быть в
постановки ударения в словах;
слове согласных букв
— осуществлять взаимный контроль подряд?».
и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь
(работать в паре и малых группах);

Колво
часов
3ч

— находить необходимую
информацию и строить на её основе
связное монологическое
высказывание.
2 Азбука, прошедшая сквозь
века. Солунские братья. Как
появились буквы
современного русского
алфавита. Кириллица,
название букв древней
азбуки. Сравнение
кириллицы и современного
алфавита. Использование
букв алфавита для
обозначения чисел.
Особенности
древнерусского письма
(оформление красной
строки и заставок, слов и
предложений). Как
появилась буква «Ё».
Особенности использования
букв. Строчные и
прописные буквы.

— сравнивать названия, графический
облик и количество букв кириллицы
и современного русского алфавита,
делать вывод о сходстве и различии
двух алфавитов;

— чтение слов и отрывков
текстов, написанных
кириллицей, а также чтение
и запись чисел с помощью
букв кириллицы;

— интерпретировать информацию,
представленную в таблице,
использовать эту информацию в
практической деятельности;

— экскурсия в
краеведческий музей
(знакомство с древними
памятниками
письменности);

— наблюдать использование
строчных и прописных букв, на
основании этого строить логические
рассуждения о том, почему
некоторые буквы не имеют
прописных вариантов.

— конкурс «Самая красивая
буква» (варианты
оформления букв для
красной строки);
— рисование: «Весёлая
буква Ё».

2ч

3 Всему название
дано. Какие слова
появились первыми.
Звукоподражательные слова
у разных народов.
Лексическое богатство
языка. Как выбирают имя
человеку? Как улицы
получают свои названия?
Какие русские имена
встречаются на карте мира?
О чём может рассказать
слово «борщ»? Знакомство с
толковым и
орфографическим
словарями русского языка.
«Толковый словарь живого
великорусского языка» В.И.
Даля.

— формулировать собственное
мнение, аргументировать его,
договариваться и приходить к
общему решению при совместном
обсуждении проблемы;

— игры: «Найди слово»,
«Отгадай по признакам»;

— составлять устно небольшое
монологическое высказывание с
помощью заданных языковых
средств;

— проекты: «Моё имя»,
«Старинные имена в моей
семье», «Моё любимое
блюдо и его название»;

— осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения
учебного задания;

— конкурс «Придумываем
название для новых конфет».

3ч

— мини-сочинение «Я —
сын, ученик, спортсмен…»;

— воспринимать на слух и понимать
информационный текст;
— сравнивать толкование слова в
различных словарях;
—самостоятельно или при помощи
учителя планировать действия по
выполнению учебного проекта;
—оценивать правильность
выполнения действий, осуществлять
итоговый контроль по результату
выполнения задания.

4 Как делаются
слова. История
происхождения слов. Поиск
информации о
происхождении слов. Слова
производные и
непроизводные.
Словообразовательные
связи слов. Корень —
главная часть слова. Группы
однокоренных слов.
Механизм образования слов
с помощью суффикса.
Группы суффиксов по
значению. Механизм
образования слов с
помощью приставки.
Группы приставок по
значению. Решение
лингвистических задачек и
головоломок с
использованием «моделей»
частей слова.

—моделировать на основе
полученной информации
собственные высказывания о
происхождении выбранного слова;
— самостоятельно находить
необходимую информацию о
происхождении слов в справочниках
и словарях;
— наблюдать образование слов в
русском языке;
— анализировать пары слов,
связанные словообразовательными
связями. Устанавливать
словообразовательные связи данных
слов;

— игры: «Что раньше, что
потом»,
«Словообразовательное
лото»,
«Словообразовательное
домино», «Найди пару»,
«Четвёртый лишний»,
«Весёлые превращения»,
«Найди родственное слово»;
— лингвистический
эксперимент «Свойства
корня»;
— конструирование слов по
словообразовательным
моделям;

— проект «Как конфеты
— анализировать значение и
получают свои названия».
строение слова и на основании
анализа делать вывод о том, являются
ли слова родственными;
— наблюдать значения приставок и
суффиксов, объяснять значение
(происхождение) слова;
— группировать слова по заданным
основаниям (по строению, по
значению, по способу
словообразования);
— взаимодействовать и
договариваться в процессе игры;
— находить необходимую
информацию и строить на её основе

4ч

связное монологическое
высказывание.
5 Секреты правильной
речи. Слово и его значение.
Уточнение значения слова
по словарю. Сочетание слов
по смыслу. Ограничения
сочетаемости слов.
Употребление в речи слов с
ограниченной
сочетаемостью.
Нарушение сочетаемости
слов. Точное употребление
в речи слов, близких по
звучанию и значению.
Исправление ошибок в
словоупотреблении.
Многозначные слова.
«Очеловечивание» мира
(употребление слов в
прямом и переносном
значении). Как возникают
синонимы. Чем похожи и
чем различаются словасинонимы. Стилистическая
окраска слов. Антонимы.
Какие слова становятся
антонимами.
Антонимические пары.
Омонимы и их
многообразие.
Использование омонимов в
речи. Слова исконно
русские и заимствованные.
История возникновения
фразеологизмов.
Использование устаревших
слов в составе
фразеологизмов.
Использование
фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов.
Фразеологизмы-антонимы,
фразеологизмы-синонимы.

— наблюдать слова, сходные по
значению, уточнять значение слова
по толковому словарю;
— выбирать адекватные языковые
средства для успешного решения
коммуникативной задачи;
— различать употребление в тексте
слов в прямом и переносном
значении. Подбирать синонимы для
устранения повторов в тексте;
—подбирать антонимы для точной
характеристики предметов при их
сравнении;

—игры: «Табу», «Не
повторяться», «Объясни
слово, не называя его»,
«Закончи пословицы»;

5ч

— решение кроссвордов;
— составление минисловариков: «Собираю
синонимы», «Собираю
антонимы», «Собираю
фразеологизмы»;
— составление шуточных
рассказов и стихов.

— оценивать уместность
использования слов в тексте;
—наблюдать слова, сходные по
звучанию, анализировать результаты
их использования в юмористических
текстах;
—соблюдать нормы русского
литературного языка в собственной
речи и оценивать соблюдение этих
норм в речи собеседника;
—самостоятельно находить при
сомнении в правильности
словоупотребления необходимую
информацию в словарях и
справочниках или обращаться за
помощью к учителю.

Итого

17 ч

3 класс

№

Разделы

1

Из истории языка
Устаревшие слова.

Универсальные учебные действия:

— наблюдать использование
устаревших и новых слов в тексте;
— уточнять значение слова по

Практическая и
игровая деятельность
(форма организации
обучения):
— заочная экскурсия в
краеведческий музей
(знакомство с
предметами старинного

Колво
часов
1ч

Почему слова устаревают.

толковому словарю;

Значения устаревших слов.

— сравнивать толкование слова в
различных словарях;

Использование устаревших слов
в современном языке.
— формулировать собственное мнение,
аргументировать его, договариваться и
Старые и новые значения.
приходить к общему решению при
совместном обсуждении проблемы;
Сравнение толкований слов в
словаре В.И. Даля и
— осуществлять поиск необходимой
современном толковом словаре. информации для выполнения учебного
Как появляются новые слова.

задания с использованием учебной
литературы;
—самостоятельно или при помощи
учителя планировать действия по
выполнению учебного проекта;

быта, национальной
одеждой);
— проект «Сокровища
бабушкиного сундука»
(рассказ о старинных
вещах, которые
хранятся в семье);
— игра «В музее слов»;
— проекты: «Собираем
старинные пословицы и
поговорки», «Узнай
историю слова».

—оценивать правильность выполнения
действий, осуществлять итоговый
контроль по результату выполнения
задания.
2 Загадки простого предложения —наблюдать и анализировать порядок
слов в простом предложении, на
Порядок слов в предложении:
основании наблюдения строить
зависимость смысла
рассуждение о том, как взаимосвязаны
предложения от порядка слов.
порядок слов в предложении и его
Устранение ошибок,
смысл;
двусмысленностей, которые
возникают из-за нарушения
— устранять допущенные ошибки в
порядка слов.
порядке слов в предложении;
Интонация предложения.
Логическое ударение.

— лингвистические
эксперименты:
«Сколько ответов
можно дать на
предложенный
вопрос?», «Как можно
перестроить
предложение, чтобы
выразить все возможные
для него смысловые
оттенки»; инсценировка
диалогов с соблюдением
правильной интонации и
логического ударения;

Описание предметов в
художественных текстах.

— наблюдать за интонационным
оформлением восклицательных и
вопросительных предложений.
Различать интонацию
восклицательного и
невосклицательного, вопросительного и — творческая работа
невопросительного предложения;
над сочинениемописанием «Любимая
— исследовать взаимосвязь
ёлочная игрушка»,
логического ударения и смысла
«Мамин портрет»;
предложения;

Внешность и характер в
портретах мастеров слова.

— осуществлять учебное
сотрудничество;

Зачем нужны второстепенные
члены предложения.
Художественные определения
(эпитеты). Знакомство со
словарём эпитетов.

Распространение простого
предложения с помощью
обстоятельств.
Когда необходимы
обстоятельства.
Использование обстоятельств в
объявлениях, приглашениях,
афишах.
Распространение простого
предложения с помощью
дополнений. Использование
дополнений в речи (лексическая
сочетаемость и норма).
Однородные члены

— игры: «Самый
внимательный»
(описание внешности
— контролировать действия партнёра и одноклассника),
оказывать в сотрудничестве
«Отгадай предмет по
необходимую взаимопомощь;
описанию», «Чепуха»;
— анализировать и оценивать
содержание, языковые особенности и
структуру текста-описания;
— составлять письменное
высказывание по предложенному
образцу;

— проект «Безопасный
маршрут»;
— творческая работа
«Приглашение на
праздник»;

— конкурс «Самый
— оценивать правильность выполнения длинный однородный
задания и вносить необходимые
ряд»;
коррективы по ходу и в конце
—конструирование
выполнения задания;
предложений с
— оценивать положительные качества однородными членами

4ч

предложения. Распространение
предложения с помощью
однородных членов. Какие
члены предложения бывают
однородными?

личности одноклассников;

— создавать небольшие письменные
тексты по предложенной теме,
представлять одну и ту же информацию
вербально и схематично (проект
Исправление недочётов, ошибок «Безопасный маршрут»);
в употреблении однородных
— сопоставлять тексты приглашений,
членов предложения.
анализировать их структуру, выявлять
Всегда ли можно продолжить
неточности и исправлять их;
ряд однородных членов?
— работать с информацией,
Знаки препинания при
представленной в виде модели;
однородных членах.
— соотносить схемы предложений с их
моделями;

по моделям;
— игры: «Поставь на
место запятую»,
«Составь предложение
по схеме», «Повтори и
продолжи».

— анализировать смысл предложения и
выявлять на основе анализа
место постановки запятой.

3 Лабиринты грамматики
Слово в грамматике.
Как «работают» слова или для
чего нужна грамматика.

4 О существительных по
существу
Почему изучение грамматики
начинается с имени
существительного.
От чего зависит род имени
существительного.
Употребление в речи
существительных общего рода.

— формулировать собственное мнение, — игры: «Наоборот»,
аргументировать его, договариваться и «Кто больше»;
приходить к общему решению при
— проекты: «Что
совместном обсуждении проблемы;
рассказали падежи о
— наблюдать использование
себе», «Моё имя»,
существительных общего рода, на
«Собственные имена в
основании наблюдений выводить
моей семье».
закономерности их употребления;
— на основе наблюдения форм имён
существительных в текстах строить
рассуждения о способах выражения
числа у имён существительных в
русском языке;
— соблюдать нормы русского
литературного языка в образовании
падежных форм и форм
множественного числа имён
существительных и контролировать их
соблюдение в речи собеседника;

Способы выражения значения
числа у имён существительных в
русском языке. Нормы
— воспринимать на слух и понимать
употребления существительных информационный текст;
во множественном числе.
— осуществлять поиск необходимой
Как определить число
информации для выполнения учебного
несклоняемых
задания с использованием различных
существительных.
источников;
Всегда ли существительные
имели только два числа?
Для чего существительные
изменяются по падежам?

— самостоятельно или при помощи
учителя планировать действия по
выполнению учебного проекта;

— оценивать правильность выполнения
действий, осуществлять итоговый
История названий падежей.
контроль по результатам выполнения
Падежные значения, знакомство задания;
с грамматической нормой
(«килограмм помидоров», «пара — осуществлять учебное
носков», «стакан сахара»).
сотрудничество. Контролировать
действия партнёра и оказывать в

1ч

6ч

Имена собственные. История
возникновения некоторых
фамилий.

сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.

Значение имён.
5 Такие разные признаки
предметов
Значение имён прилагательных.

— проект «Значения
цветовых
прилагательных»;

5ч

— анализировать особенности строения — игры: «Сделай
современных обращений и в
комплимент», «Строим
историческом прошлом;
дом»;

Описание свойств и качеств
предметов с помощью
прилагательных.
Как в старину использовали
прилагательные в обращениях.
Сравнение качеств, свойств
предметов с помощью степеней
сравнения.
Особенности использования в
речи степеней сравнения
качественных прилагательных.
Исправление речевых ошибок и
недочётов в использовании
степеней сравнения.
Значение относительных
прилагательных.
Что называют притяжательные
прилагательные.
Способы образования
некоторых русских фамилий
(Алёшин, Арбузов, Борисов,
Кольцов, Правдин…).

— составлять устно небольшое
монологическое высказывание с
помощью заданных языковых средств;

— соблюдать нормы русского
литературного языка в образовании и
использовании степеней сравнения
имён прилагательных;

— викторина «Самыйсамый»;
— игра-соревнование
«Подбери словечко».

—контролировать соблюдение этих
норм в речи собеседника и исправлять
допущенные при речевом общении
ошибки;
—выдвигать гипотезы, находить
аргументы для их доказательства;
—осуществлять самостоятельный
поиск необходимой информации в
различных источниках;
—составлять небольшое
монологическое высказывание по
предложенной теме;
—самостоятельно планировать
действия по выполнению учебного
проекта;

— оценивать правильность выполнения
Использование притяжательных действий, осуществлять итоговый
контроль по результатам выполнения
прилагательных во
задания;
фразеологизмах.
— осуществлять учебное
сотрудничество и взаимодействие,
уметь договариваться, распределять
роли в игровой деятельности;
—контролировать действия партнёра и
оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
Итого

17 ч

4 класс
№

Разделы

1 Поиграем со звуками,
словами и предложениями

Универсальные учебные действия:

Практическая и игровая
деятельность (форма
организации обучения):

— соблюдать нормы русского
— фонетические и
литературного языка в образовании графические задачи;
личных форм глаголов, не имеющих

Колво
часов
4ч

Фонетические и графические
правила и закономерности.
Слово, его значение и
лексические нормы.
Морфемный и
словообразовательный анализ
слова, работа со
словообразовательными
моделями.

форм 1-го лица единственного числа, — игры: «Наборщик»,
«Чудесные превращения
контролировать соблюдение этих
слов»;
норм в собственной речи и в речи
собеседника;
— решение анаграмм,
кроссвордов, ребусов,
шарад;
— игры со
словообразовательными
моделями: «Загадки
тильды», «Наоборотки»,
«Неразрывная цепь слов»,
«Смешалости»,
«Лингвистические
раскопки», «Бестолковый
словарь»;
— шутливые
лингвистические вопросы;
—отгадывание
зашифрованных
словосочетаний,
придумывание фраз,
состоящих из искусственных
слов.

2 Пора действовать!
Глагол в языке и речи.
Особенности текстаповествования и текстаописания.
Видовые пары глаголов, их
значение.
Глаголы в личной форме.
Повествование от первого и
третьего лица.
Использование временнќх
форм глагола в речи. Замена
форм времени глагола.
Правильное ударение в
формах настоящего и
прошедшего времени.
О чём может рассказать
личная форма глагола.
Употребление глаголов, не
образующих форму 1-го лица
единственного числа.
Форма условного наклонения
глагола.
Повелительные формы глагола
в просьбах, советах и
приказах: правила
вежливости.
Образование форм

— сравнивать структуру и языковые —лингвистические
особенности текста-описания и
эксперименты: «Можно ли
текста-повествования;
рассказать о событии, не
используя глаголы?»
— наблюдать и сравнивать значение (существительные,
глагольных видовых пар, обобщать прилагательные);
свои наблюдения, выводить
«Рассказываем только с
общность значения глаголов
помощью глаголов», «Как
совершенного и несовершенного
изменится смысл
вида;
предложения, если поменять
вид глаголов?»;
—проводить мини-исследование с
целью выявления замен глагольных —игра «Меняемся ролями»;
форм времени в тексте;
—творческая работа на тему
—составлять устное монологическое «Если бы я был директором
высказывание с использованием
школы…»;
заданных языковых средств;
—ролевая игра «Просить или
—осуществлять анализ значения
приказывать?»;
глаголов, использованных в тексте, и
различать глаголы в прямом и
—составление загадок с
переносном значении;
помощью глаголов;
—осуществлять учебное
сотрудничество и взаимодействие,
уметь договариваться, распределять
роли в игровой деятельности.

—игра-соревнование
«Орфографический
поединок».

7ч

повелительного наклонения,
исправление речевых ошибок.
Использование глаголов в
прямом и переносном
значении.
Художественное
олицетворение.
Глаголы-синонимы и глаголыантонимы.
Глаголы в пословицах и
загадках.
Решение орфографических
задачек и головоломок:
орфограммы глагола.
3 Числа и слова
Как используются
числительные в речи.

—наблюдать использование
числительных в речи;

—проекты: «Главные
события моей жизни»,
«Страница истории», «Мифы
о числах»;

2ч

—игра «Словосочетания в
пазлах»;

3ч

—воспринимать на слух, понимать
информационные тексты и находить
Обозначение дат и времени с информацию, факты, заданные в
—викторина «Числа в
помощью числительных.
тексте в явном виде;
названиях художественных
произведений, кинофильмов,
Числительные во
—находить необходимую
мультфильмов».
фразеологизмах и пословицах. информацию в различных
источниках и создавать на её основе
Нормы употребления имён
собственные письменные тексты на
числительных.
предложенную тему;
Исправление речевых ошибок.
—выступать перед
одноклассниками;
—соблюдать нормы русского
литературного языка в
использовании числительных в речи,
контролировать соблюдение этих
норм в собственной речи и в речи
собеседника.
4 Прочные связи
Как связаны слова в
словосочетании.
Словосочетания свободные и
связанные.
Словосочетания с типом связи
согласование.
Слова каких частей речи могут
согласовываться.
Особенности согласования
существительных и
прилагательных,
существительных и
числительных.
Сочетаемость слов.
Словосочетания с типом связи
управление.

—наблюдать связь слов в
словосочетании, обобщать
наблюдения в виде вывода о том, что
в словосочетании слова
взаимосвязаны не только по форме,
но и по смыслу;

—ролевая игра «Согласуем,
управляем, примыкаем»;
—конструирование
словосочетаний по моделям
(игра «Целое и части»);
—творческая работа
«Путешествие туда и
обратно»;

Слова каких частей речи
имеют «способность
управлять».
Трудности в выборе формы
слова при управлении.
Выбор предлогов и падежных
форм в словосочетаниях с
управлением.
Словосочетания с типом связи
примыкание.
5 Любимые игры со словами

—проводить сравнение свободных
словосочетаний и фразеологизмов;
—наблюдать особенности
различных словосочетаний;

—итоговый конкурс

1ч

«Любимые игры со
словами».

—сравнивать и классифицировать
словосочетания с различными
типами связи (простейшие случаи);
—создавать устное высказывание на
предложенную тему;
—осуществлять учебное
сотрудничество и взаимодействие,
уметь договариваться, распределять
роли в игровой деятельности.
Итого

СОГЛАСОВАНО:
Руководитель ШМО
_________/Е.Н. Лесная /
«29» августа 2023 год

17 ч

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
_________/ Н.Е.Абрамян/
«29» августа 2023 год


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».