Приморско-Ахтарский район станица Ольгинская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 имени В.А. Казбанова
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 45DB7A7E513A7F04B93401AEAB2A06B3
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 19.09.2022 до 13.12.2023
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2023 года пр. № 1
Председатель_______О.Ю.Билай
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности «Информационная работа,
профильная ориентация»
Уровень образования (класс) основного общее образование
9 «А» класс
Количество часов 34
Учитель Белик С.В.
Программа разработана на основе ФГОС СОО
Планирование составлено на основе рабочей программы
Белик С.В. педагогическим советом школы от «30» августа
2023 г. протокол № 1
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с:
o
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.12 г. №273 ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
o
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря
2010 № 1897;
o
Приказ Министерства образования РФ от 09.03.04 г. №1312 «Об утверждении
базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений
РФ, реализующих программу общего образования»
o
Авторская программа курса «Человек и профессия» 9 класс; авторского
коллектива Л.Н. Бобровская, О.Ю. Просихина, Е.А. Сапрыкина; Москва, изд. «Глобус», 2007
г.
Общие цели и задачи
Цель курса: формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и
профессиональному самоопределению.
Задачи курса:
- помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
- подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и
в перспективе – будущей профессии;
- расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией,
типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о
профпригодности и компенсации способностей;
- обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их
способностям и возможностям;
- сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся
личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социальноэкономических условиях;
- обучить планированию профессиональной карьеры.
2
1. Содержание курса
I. Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
• определение понятия «личный профессиональный план»;
• роль профессионального самоопределения в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
• обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
• называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
• называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
• перечислять основные разделы программы курса;
• составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
• о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
II. Познавательные процессы и способности личности
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление.
Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей:
общие и специальные. Условия развития способностей.
Учащиеся должны знать:
•
определения понятий «память», «внимание»;
•
виды памяти и внимания;
•
качества внимания;
•
определения
понятий
«ощущение»,
«восприятие»,
«представление»,
«воображение»;
•
определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
•
виды мышления;
•
формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
•
основные операции мышления;
•
основные качества мышления;
•
определение понятия «способности»;
•
основные виды способностей;
•
особенности интеллектуальной сферы;
•
типы интеллекта.
Учащиеся должны уметь:
• называть основные процессы памяти;
• перечислять основные виды памяти;
• указывать отличительные особенности различных видов памяти;
• определять особенности своей памяти;
• перечислять основные приемы и методы запоминания;
• перечислять основные качества и виды внимания;
• объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
• определять особенности своего внимания;
• объяснять, как происходит познание окружающего мира;
• перечислять формы чувственного познания; в перечислять типы мышления;
• определять свой преобладающий тип мышления;
• называть формы логического мышления и определять их сущность;
• перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
• определять тип своего интеллекта;
объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей
3
III. Психология личности
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение.
Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера
личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов.
Способы разрешения конфликтов.
Учащиеся должны знать:
• определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
• типы нервной системы;
• типы темперамента;
• определение понятия «потребности»;
• виды потребностей;
• особенности делового общения;
• определение понятия «конфликт»;
• пути предотвращения и разрешения конфликтов;
• особенности своей личности;
• определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение»,
«мотив», «мотивация», «потребность».
Учащиеся должны уметь:
• называть типы нервной системы и их различия;
• определять свой тип нервной системы;
• выявлять свой ведущий тип темперамента;
• определять наиболее типичные черты своего характера;
• исследовать формы проявления характера;
• выявлять уровень самооценки;
• называть отличительные признаки видов мотивации;
• использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
• проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
• называть различные виды потребностей;
• указывать основные признаки делового общения;
• перечислять способы разрешения конфликтов;
• определять свой уровень конфликтности;
объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.
IV. МИР профессий
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика
труда:
характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек-человек», «человек-техника», «человек знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ».
Профессионально важные качества (ПВК).
Учащиеся должны знать:
• определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»,
«формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
• подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»; основные
характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к
работающему в данной сфере.
4
Учащиеся должны уметь:
• называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
• приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);
• выявлять тип своей будущей профессии;
• определять свои профессиональные предпочтения;
• выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «человек техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный
образ»);
• называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный
образ»);
• формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
V. Профессиональное самоопределение
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности
личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности.
Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка
труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа
составляющих «хочу» - «могу» - «надо». Мотивационные факторы выбора профессии.
Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
Учащиеся должны знать:
• определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности»,
«профпригодность»,
«компенсация
способностей»,
«рынок
труда»,
«работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
• виды профпригодности;
• компоненты и субъекты рынка труда.
Учащиеся должны уметь:
• выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
• делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими
способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
• называть мотивационные факторы выбора профессии;
• называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
• перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор
профессии.
Учащиеся должны иметь представление:
о важности решения проблемы выбора профессии.
VI. Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали.
Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального
совершенствования. Построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
• определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера»,
«должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».
Учащиеся должны уметь:
• указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
• высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на
самооценку человека;
5
• определять цели собственной будущей карьеры.
Учащиеся должны иметь представление:
• о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
VII.
Обобщение
Построение личного профессионального плана. Зачет.
Учащиеся должны знать:
• определение понятия «личный профессиональный план».
Учащиеся должны уметь:
• провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса
«Человек и профессия».
2. Тематическое планирование
№
Раздел программы
Количество
часов
1
III
Введение. Предмет и
задачи курса. Важность
выбора профессии в
жизни человека.
Понятие и построение
личного
профессионального
плана
Познавательные
процессы и
способности личности
Психология личности
IV
Мир профессий
10
V
Профессиональное
самоопределение
Подготовка к будущей
карьере
Обобщение
7
ИТОГО:
34
I
II
VI
VII
Направления
проектной
деятельности
Формы контроля
6
Взаимоконтроль,
самоконтроль.
6
Взаимоконтроль,
самоконтроль.
Взаимоконтроль,
самоконтроль.
Взаимоконтроль,
самоконтроль.
Взаимоконтроль,
самоконтроль.
Взаимоконтроль,
самоконтроль.
2
2
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
учителей русского языка и литературы
от 29 августа 2023 года № 1
___________
С.В.Белик
Использование
резервного
учебного
времени
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
УВР
________Н.Е.Абрамян
от 29.08.2023 г.
по
6