РП История и современность кубказачества (6кл)

ДОКУМЕНТ
ПОДПИСАН
Муниципальное
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 45DB7A7E513A7F04B93401AEAB2A06B3
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 19.09.2022 до 13.12.2023

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1
от «29» августа 2023 года

бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Замдиректора по ВР ____________ Директор МБОУ СОШ №4
Е.Г. Остроушко
__________О.Ю. Билай
«29» августа 2023 года
Приказ № _____
от «30» августа 2023 года

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«История и современность кубанского казачества»
Класс – 6

Количество часов по учебному плану 0,5 час в неделю (всего 17 часов)
Составитель: Фомина Г.В.

Ольгинская, 2023

1.

Планируемые личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Программа курса «История и современность кубанского казачества»
способствует формированию у школьников следующих качеств личности:
  патриотизм;
 уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку кубанского
казачества;

 ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
 трудолюбие;
  настойчивость;
 дисциплинированность;
  любовь к малой родине;
 неравнодушное отношение к возрождению традиций кубанского казачества:
Личностным результатом обучения истории кубанского казачества в5-9классах,
является
формирование:

- познавательного интереса к изучению истории кубанского казачества; всесторонне образованной, развитой личности; - понимания значения
культуры кубанского казачества; - чувства гордости за свою малую
 родину;
- уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов;  представления о Кубани как неотделимой части России;
Средством развития личностных результатов служит учебный материал,
нацеленный
на:

– умение формулировать своё отношение к традициям, военному быту,
фольклору,
историческим личностям Кубани;

– умение использовать исторические и краеведческие знания для
созидательной
деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «История и
современность кубанского казачества» является формирование универсальных
учебных
действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и
навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать
её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять
их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно
обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы,
осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать
самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в

группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять
свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология
проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания
образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого
знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических
средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и
следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие
установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные
виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить
поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять
информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить
информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал
и задания учебника:
– осознание роли истории и кубановедения в познании общественных
процессов, происходящих в мире;
– освоение системы краеведческих знаний об истории Кубани, на основе
которых формируется историческое мышление учащихся;
– использование умений, полученных в ходе изучения исторического
краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных
проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов,
подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация
работы в малых группах, а также использование на занятиях элементов
технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты

Знать (понимать):

-

-

-

основные этапы и главные события истории казачества с
момента
переселения до наших дней;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся
в ходе их жизни;
изученные виды исторических источников.
Уметь:
соотносить даты событий истории края с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий истории края;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении
различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показать на карте области границы края, города, места значительных
исторических событий;
рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая
значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических
событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного
материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать
приобретенные знания при написании творческих работ;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять
смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и
различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на
основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических
событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям
истории края, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического
значения событий и явлений современной жизни.
Ученик научится (базовый уровень)
- рассказывать об основных этапах и
ключевых
событиях
истории
Кубанского казачьего войска;
- рассказывать о видах хозяйственной
деятельности и занятиях кубанского
казачества;
- использовать на практике знания о
религиозных
представлениях
и
особенностях культурного развития
кубанских казаков;
- показывать на карте территорию
Кубани,
расселения
кубанских
казаков,
места
важнейших

Ученик получит
возможность
научиться (повышенный уровень)
использовать приобретённые знания
и
умения
в
практической
деятельности и повседневной жизни
с целью:
- воспитания уважения к базовым
национальным
ценностям,
исторически
культурным
и
м
традициям кубанского казачества;
-выработки умения общаться с
людьми
различных
национальностей и
религиозных
взглядов,
воспитания
художественного
вкуса,

исторических событий;
- различать вещественные, письменные,
изобразительные
и
устные
исторические источники;
-работать с различными
источниками
знаний о населении, истории своей
местности;
-высказывать на уровне эмоциональных
оценок отношение к поступкам людей
прошлого, к памятникам культуры;
-излагать в устной и письменной форме
полученные знания
по
истории
Кубанского казачества, участвуя в
дискуссиях, викторинах, олимпиадах,
конкурсах
выполняя
творческие
работы (сочинения, отчёты об
экскурсиях, рефераты);
- занимаясь
проектной деятельностью;
-осуществлять поиск информации по
истории Кубанского казачьего войска
в местных СМИ, Интернете и т. д.,
дифференцировать факты и мнения.
- использовать приобретённые знания
и
умения
в
практической
деятельности и повседневной жизни
с
целью
осознания
себя
представителем этнокультурного,
конфессионального сообщества и
пространства Кубани.

эмоционально-ценностного
отношения
к
художественнокультурному наследию кубанских
казаков;
-создавать научные проекты на
темы, связанные с историей
Кубанского казачьего войска.

2.

Содержание курса

6 класс (17 часов)
Тема 1. Казачьи поминовения (1 часа)
Что такое поминовения? Категории поминовений (посвященные памяти казаков, героически погибших в неравной
схватке с противником в дореволюционный период времени; посвященные памяти казаков-жертв Гражданской войны,
посвященные подвигу казаков в годы Великой Отечественной войны и др.)
Тиховские поминовения, Липкинские поминовения, Гречишкинские поминовения.

Тема 2. Административное устройство Черноморского и Кавказского линейного казачьих войск и
социальный состав казачества (2 часа)
Отличительные особенности административного устройства Черноморского и Кавказского линейного казачьих войск.
Основные документы, регламентировавшие устройство и принципы жизнедеятельности казачьих войск на Кубани (Положение о
Черноморском казачьем войске, Положение о Кавказском линейном казачьем войске).
Воинская повинность и внутренняя служба казаков. Войсковое правительство и Войсковая канцелярия. Роль и
обязанности куренных атаманов. Казачья старшина. Присутствие беглых и крепостных в Черномории, борьба казаков за
правопорядок. Персидский поход А. Головатого. «Персидский бунт».
Ликвидация выборности атаманов. Замена выборных (кошевых) атаманов на атаманов, назначаемых императорами.

Тема 3. Органы управления современного Кубанского казачьего войска (1 часа)
Войсковой сбор. Советы атаманов. Атаман. Совет стариков. Войсковой суд. Контрольно-ревизионная комиссия.
Войсковое правление.
Органы управления отдельских, районных и первичных казачьих обществ.

Тема 4. Военная служба кубанского казачества(1 часа)

Военная служба как основа жизнедеятельности кубанского казака в дореволюционный период времени. Охрана границ
Российской империи как основной вид военной службы кубанского казачества.

Тема 5. Участие черноморских казаков в Отечественной войне 1812 г. (1 часа)
Присутствие черноморских боевых соединений в составе императорской армии.
сражениях. Участие в заграничном походе русской армии и взятии Парижа в 1814 г.

Участие в Бородинском и других

Тема 6. Участие черноморских и линейных казаков в войнах первой половиныXIX в.(2 часа)
Участие в Русско-турецкой войне 1828-1829 гг. и Персидские походы. Участие казаков под командованием А.Д.
Безкровного во взятии крепости Анапа. Участие в Крымской войне 1853-1856 гг. Участие черноморских казаков в обороне
Севастополя.
Участие и роль казаков в Кавказской войне. Черноморская и Кубанская кордонные линии. Героические подвиги
казачества(подвиг казаков-защитников Ольгинского кордона под командованием Л. Тиховского.

Тема 7. Материальная культура и экономическое развитие Черноморского казачьего войска и
линейного казачества Кубани(3 часов)
Принципы землевладения и землепользования. Переход к общинно-передельной форме землепользования. Войсковые
земли и паевый надел казаков.
Роль станиц и хуторов в экономическом развитии войска. Хуторская система хозяйства. Использование наемного труда.
Основные виды и формы труда (скотоводство, земледелие, рыболовство, охота и промыслы).Ярморочная торговля.
Открытие меновых дворов для горцев.
Традиционное устройство жилища казаков. Казачья хата. Казачьи поселения (сечь, кош, станица, хутор, курень).
Традиционная одежда кубанских казаков. Особенности кубанской казачьей кухни. Лошадь в жизни казака.

Тема 8. Экипировка и оружие кубанских казаков(1 часа)
Экипировка казака. Экипировка лошади. Используемые казаками виды огнестрельного оружия. Казачье холодное
оружие. Казачья справа и её подготовка перед отправкой на военную службу.

Тема 9. Казачья форма одежды и знаки различия современного Кубанского казачьего войска(1 часа)
Казачья форма (особо парадная, парадная, повседневная, походная).
Правила ношения черкески.

Казачьи чины.
Знаки различия (погоны, шевроны, петлицы и т.д.)
Награды Краснодарского края и Кубанского казачьего войска за вклад в развитие казачества.

Тема 10. Казачьи поминовения(2 часа)
День памяти жертв политических репрессий казачества, Корниловские поминовения, Чамлыкские поминовения,
Даховские поминовения, Апшеронские поминовения, Михайловские поминовения, поминовения «Кущевская атака».

Тема 11. Основные казачьи праздники современного Кубанского казачьего войска (1 часа)
День реабилитации кубанского казачества, День образования Кубанского казачьего войска и День кубанского казачества.
Годовщина высадки черноморских казаков на Тамань.
3.

Тематическое планирование
6 Класс

Тема 1. Казачьи поминовения

1

Тема 2. Административное
устройство Черноморского и
Кавказского линейного казачьих
войск и социальный состав
казачества

2

Тема 3. Органы управления
современного Кубанского
казачьего войска
Тема 4. Военная служба
кубанского казачества
Тема 5. Участие черноморских
казаков в Отечественной войне

1

1
1

Подготавливать небольшие сообщения об истории казачества.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности.
Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика). Делать предварительный отбор источников
информации для решения задачи.
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать
самостоятельные выводы
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний,
обсуждать полученные сведения по данной теме
Познакомить учащихся с воинским миром кубанского казачества, развивать
эмоционально-чувственную сферу личности ребёнка
Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить
знакомить учащихся с происхождением казачества, с образованием казачьих

1812 г.
Тема 6. Участие черноморских и
линейных казаков в войнах
первой половины XIX в.
Тема 7. Материальная культура и
экономическое развитие
Черноморского казачьего войска
и линейного казачества Кубани
Тема 8. Экипировка и оружие
кубанских казаков

2

войск России, с историей казачества на Кубани
Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить
знакомить с военной историей казачества

3

Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства.
Находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего региона

1

Отмечать особенности снаряжения кубанских казаков.
Слушать и понимать речь других людей.
Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях
с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую
информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные
сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным
материалом
Выступать с сообщением на основе дополнительной литературы и ресурсов
Интернета

Тема 9. Казачья форма одежды и
знаки различия современного
Кубанского казачьего войска
Тема 10. Казачьи поминовения

1

Тема 11. Основные казачьи
праздники современного
Кубанского казачьего войска
Тема 12. Повторение
пройденного материала

1

2

1
17

Самостоятельно подбирать материал. Формулировать вопросы. Обмениваться
впечатлениями
Познакомить с духовным миром и праздниками современного кубанского
казачества
Развивать внимание, речь, познавательные интересы, творческие способности

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
__________________ Е.Г. Остроушко
подпись
Ф.И.О.
от «31» августа 2023 года

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по «Истории и современности кубанского казачества»_____ _______________________________
(указать учебный предмет, курс)

Класс 6А______________________________________________________________________________
Учитель

Еськова Анна Владимировна___________________________________________________

Количество часов: всего 17 часа; в неделю 0,5 час;__________________________________________

Планирование составлено на основе программы курса «История и современность кубанского
казачества» в классах казачьей направленности общеобразовательных учреждений
Краснодарского края, ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2017
В соответствии с ФГОС основного общего образования___________________________________ __

Ольгинскаяр, 2023

Содержание
(разделы и темы)

Колво
часов

№
п
/п
Тема 1. Казачьи поминовения (1 часа)
1
Что такое поминовения?
1
Категории поминовений.
Тиховские поминовения,
Липкинские поминовения,
Гречишкинские
поминовения

Дата проведения
План

03.09-07.09.18

Факт

Материальнотехническое
оснащение

Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне
учебных действий)

Мультимедийная
установка

Отмечать особенности снаряжения
кубанских казаков.
Слушать и понимать речь других
людей.
Выбирать
в
учебной
игре
оптимальные формы поведения во
взаимоотношениях
с
одноклассниками,
друзьями,
взрослыми.
Извлекать
необходимую информацию из
дополнительных
источников
знаний, обсуждать полученные
сведения
по
данной
теме.
Сопровождать
обсуждение
иллюстративным материалом

Тема 2. Административное устройство Черноморского и Кавказского линейного
казачьих войск и социальный состав казачества (2 часа)
17.09-21.09.18
2
Черноморское
войско. 1
Мультимедийная
Кавказское
линейное
установка
казачье войско
24.09-28.09.18
3
Формирование
1
Мультимедийная
самосознания и самонаустановка
звания: кубанские казаки.
Кубанское казачье войско

Познакомить
учащихся
с
воинским
миром
кубанского
казачества,
развивать
эмоционально-чувственную сферу
личности ребёнка.
Повышать интерес учащихся к
историческому прошлому Кубани.

Продолжить знакомить с военной
историей казачества.
Тема 3. Органы управления современного Кубанского казачьего войска (1часа)
4

Органы управления
современного Кубанского
казачьего войска

1

08.10-12.10.18

Мультимедийная
установка

Повышать интерес учащихся к
историческому прошлому Кубани.
Продолжить знакомить учащихся с
происхождением казачества, с
образованием
казачьих
войск
России, с историей казачества на
Кубани

Дополнительная
литература

Познакомить
учащихся
с
воинским
миром
кубанского
казачества,
развивать
эмоционально-чувственную сферу
личности ребёнка.
Повышать интерес учащихся к
историческому прошлому Кубани.
Продолжить знакомить с военной
историей казачества.
Адекватно использовать речь для
планирования и регуляции своей
деятельности.
Работа в группах. Учиться
выполнять различные роли в
группе
(лидера,
исполнителя,

Тема 4. Военная служба кубанского казачества 1 часа)
5

Военная служба как основа
жизнедеятельности
кубанского казака .

1

06.11-09.11.18

критика). Делать предварительный
отбор источников информации для
решения задачи.
Перерабатывать
полученную
информацию: наблюдать и делать
самостоятельные выводы.
Планировать свои действия в
соответствии с
поставленной задачей и условиями
её реализации.
Самостоятельно
подбирать
материал. Формулировать вопросы.
Обмениваться впечатлениями
Тема 5. Участие черноморских казаков в Отечественной войне 1812 г. ( 1часа)
19.11-23.11.18
6
Присутствие черноморских 1
Мультимедийная
боевых
соединений
в
установка
составе
императорской
армии.
Участие
в
Бородинском
и
других
сражениях.
Участие в
заграничном походе русской
армии и взятии Парижа в
1814 г.

Познакомить
учащихся
с
воинским
миром
кубанского
казачества,
развивать
эмоционально-чувственную сферу
личности ребёнка.
Повышать интерес учащихся к
историческому прошлому Кубани.
Продолжить знакомить с военной
историей казачества.
Адекватно использовать речь для
планирования и регуляции своей
деятельности.
Работа в группах. Учиться
выполнять различные роли в
группе
(лидера,
исполнителя,

критика). Делать предварительный
отбор источников информации для
решения задачи.
Перерабатывать
полученную
информацию: наблюдать и делать
самостоятельные выводы.
Планировать свои действия в
соответствии с
поставленной задачей и условиями
её реализации.
Самостоятельно
подбирать
материал. Формулировать вопросы.
Обмениваться впечатлениями
Тема 6. Участие черноморских и линейных казаков в войнах первой половины XIX в.
2 часа)
03.12-07.12.18
7
Участие в Русско-турецкой 1
Мультимедийная
войне 1828-1829 гг. и
установка
Персидские походы.
10.12-14.12.18
8
Участие в Крымской войне 1
Мультимедийная
1853-1856 гг.
установка
Тема 7. Материальная культура и экономическое развитие Черноморского казачьего
войска и линейного казачества Кубани (3 часов)
14.019
Принципы землевладения и 1
Мультимедийная
18.01.19
землепользования.
установка
Основные виды и формы
труда (скотоводство,
земледелие, рыболовство,
охота и промыслы)

Подготавливать
небольшие
сообщения об истории казачества.
Планировать свои действия в
соответствии с
поставленной задачей и условиями
её реализации
Извлекать
необходимую
информацию из дополнительных
источников знаний, обсуждать
полученные сведения по данной
теме
Адекватно использовать речь для

10

11

Поселения и жилища
казаков. Традиционная
одежда кубанских казаков
Особенности кубанской
кухни. Лошадь в жизни
казака

1

21.0125.01.19

Мультимедийная
установка

1

28.0101.02.19

Мультимедийная
установка

Тема 8. Экипировка и оружие кубанских казаков 1 часа)
18.0212
Экипировка казака.
1
22.02.19
Экипировка лошади.

Дополнительная
литература

Тема 9. Казачья форма одежды и знаки различия современного Кубанского казачьего

планирования и регуляции своей
деятельности.
Работа в группах. Учиться
выполнять различные роли в
группе
(лидера,
исполнителя,
критика). Делать предварительный
отбор источников информации для
решения задачи.
Перерабатывать
полученную
информацию: наблюдать и делать
самостоятельные выводы
Извлекать
необходимую
информацию из дополнительных
источников знаний, обсуждать
полученные сведения по данной
теме.
Изучать лучшие работы мастеров
декоративно-прикладного
искусства. Находить и предъявлять
информацию
о
народных
промыслах своего региона.
Работа в группах. Учиться
выполнять различные роли в
группе
(лидера,
исполнителя,
критика). Делать предварительный
отбор источников информации для
решения задачи

войска (1 часа)
13
Казачья форма (особо
1
парадная, парадная,
повседневная, походная).
Казачьи чины. Знаки различи

Тема 10. Казачьи поминовения (2 часа)
14
День
памяти
жертв 1
политических
репрессий
казачества.
Корниловские
поминовения, Чамлыкские
поминовения
15
Даховские поминовения,
1
Апшеронские поминовения.
Михайловские
поминовения, поминовения
«Кущевская атака».

04.0307.03.19

Дополнительная
литература

Самостоятельно
подбирать
материал. Формулировать вопросы.
Обмениваться впечатлениями.
Извлекать
необходимую
информацию из дополнительных
источников знаний, обсуждать
полученные сведения по данной
теме

18.0322.03.19

Мультимедийная
установка

01.0405.04.19

Мультимедийная
установка

Познакомить с духовным миром и
праздниками
современного
кубанского казачества.
Планировать свои действия в
соответствии с
поставленной задачей и условиями
её реализации.
Перерабатывать
полученную
информацию: наблюдать и делать
самостоятельные выводы

Тема 11. Основные казачьи праздники современного Кубанского казачьего войска
(1часа)
22.0416
Основные
казачьи 1
Мультимедийная
26.04.19
праздники
современного
установка
Кубанского
казачьего
войска

Познакомить с духовным миром и
праздниками
современного
кубанского казачества.
Планировать свои действия в
соответствии с

поставленной задачей и условиями
её реализации.
Перерабатывать
полученную
информацию: наблюдать и делать
самостоятельные выводы
Тема 12. Повторение пройденного материала (1 часа)
13.05.1917
Повторение
пройденного 1
17.05.19
материала. Итоговый зачет.
Всего

17

тесты

Развивать
внимание,
речь,
познавательные
интересы,
творческие способности


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».