РП Краеведческий туризм (5-9 кл)

Краснодарский край Приморско-Ахтарский район ст Ольгинская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
имени В.А. Казбанова

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 45DB7A7E513A7F04B93401AEAB2A06B3
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 19.09.2022 до 13.12.2023

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08.2023года протокол №1
Председатель ________/Билай О.Ю.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

курса «Краеведческий туризм»
срок реализации программы 5 лет
Уровень обучения (класс):основное общее 5-9 классы
Количество часов- 119 часов
Составитель: Абрамян Н.Е.

Рабочая программа организации внеурочной деятельности обучающихся
составлена с учетом требований ФГОС ООО на основе Примерной программы
внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивнооздоровительная деятельность \ П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.Н.Сафронов. - М.:
Просвещение, 2011.

Рабочая программа организации внеурочной деятельности обучающихся
составлена с учетом требований ФГОС ООО на основе Примерной программы
внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивнооздоровительная деятельность \ П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.Н.Сафронов. - М.:
Просвещение, 2011. - 80 с. - (Работаем по новым стандартам).
Личностные, метапредметные, предметные результаты
освоения программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей принадлежности, знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
3. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
4. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и
других видов деятельности;
6. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной и
практической деятельности в жизненных ситуациях;
7. воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды,
личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
3. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
2

познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации;
4. развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
Предметные результаты:
1. понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
1.1. умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать
обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной ситуации с учетом
реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
3. умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии,
отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных
ситуациях;
4. умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту
окружающего мира; умение сохранять его;
5. умения оказывать первую медицинскую помощь;
6. формирование установки на здоровый образ жизни;
7. развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости,
гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые
умственные и физические нагрузки [6].
Содержание программы
5 класс
Тема 1. Вводное занятие Цели и значение занятий туризмом и краеведением.
Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределение
общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к
слабым и отстающим в походе, поведение у вечернего костра и за столом. Отношение к
памятникам истории и культуры, отношение к пожилым людям, отношение к природе.
Тема 2. Безопасность юного туриста. Правила поведения и техника
безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоёмов, на
болоте. Нормы передвижения по дорогам. Правила обращения с огнем. Правила
обращения с опасными инструментами и спецснаряжением. Правила общения с
местными жителями; правила гигиены туриста.
Тема 3. Быт юного туриста. Туристское снаряжение: групповое и личное.
Распределение группового снаряжения в походе между девочками мальчиками.
Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа. Палатка,
установка палаток разного типа. Походный лагерь. Место для костра. Топливо, правила
хранения.
Тема 4. Кухня юного туриста. Продукты в походе. Походное меню. Упаковка и
транспортировка продуктов. Туристская посуда. Приготовление пищи на костре.
Тема 5. Ориентирование на местности). Что делать, если заблудился в лесу; что
нужно знать, чтобы не заблудиться в лесу. Север, юг, запад, восток. Компас и его
3

назначение. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на местности. Карты.
Масштаб. Легенда карты. Чтение карт. Обращение с компасом и картой. Азимут.
Азимутальный ход. Спортивное ориентирование: обучение и тренировки.
Тема 6. Топография. Топографические карты. Топографические знаки. Масштаб и
легенда карты. Рисование топознаков. Топографические игры. Топографический
диктант.
Тема 7. Туристские узлы и их назначение). Узлы и их применение в туризме.
Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка,
стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный,
шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн и т.п. Отработка навыков
завязывания туристских узлов.
Тема 8. Преодоление препятствий. Виды препятствий. Лесные завалы, овраги,
крутые склоны, гари, болота, ручьи и реки, горные перевалы и т.п. Страховка и
самостраховка. Страховочные обвязки. Правила преодоления лесных завалов.
Переправа по кочкам и гатям. Переправа по бревну. Переправа рюкзаков. Отработка
навыков преодоления препятствий
Тема 9. Туристские игры. Совместная подготовка, проведение и анализ
проведения спортивно-туристских игр и краеведческих викторин.
Тема 10. Краеведение. Рельеф и климатические особенности родного края.
Животный и растительный мир родного края. История родного края. Краеведческая
работа в походе. Правила сбора краеведческого материала. Правила оформления
краеведческого материала.
Тема 11. Природоохранные акции. Анкетный опрос школьников, родителей и
жителей микрорайона об экологических проблемах микрорайона. Совместная
подготовка, осуществление и последующий анализ природоохранных акций.
Тема 12. Походы выходного дня. Совместная подготовка, осуществление и
последующий анализ похода в осенний лес с целью созерцания красот осенней
природы, сбора гербария, зарисовок родной природы. Совместная подготовка,
осуществление и последующий анализ лыжного похода в зимний лес с целью изучения
следов животных. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ
лыжного похода в весенний лес с целью наблюдения за природой. Совместная
подготовка, осуществление и последующий анализ лыжного похода вдоль небольшой
лесной реки с целью отработки навыков преодоления препятствий.
Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ походов
выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного
туризма, сбора краеведческого материала и т.п.
6 класс
Тема 1. Вводное занятие. Цели и значение занятий туризмом и краеведением.
Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределение
общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к
слабым и отстающим в походе, поведение у вечернего костра и за столом. Отношение к
4

памятникам истории и культуры, отношение к пожилым людям, отношение к природе.
Тема 2. Краеведение История родного края. Краеведческая работа в походе.
Правила сбора краеведческого материала. Правила оформления краеведческого
материала. Презентация краеведческого материала. Краеведческий отчет туристской
группы. Краеведческие викторины.
Тема 3. Ориентирование на местности Компас и его назначение. Нахождение
сторон света без компаса. Ориентиры на местности. Карты. Масштаб. Легенда карты.
Чтение карт. Обращение с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход.
Тема 4. Преодоление препятствий Виды препятствий. Страховка и
самостраховка. Страховочные обвязки. Переправа по кочкам и гатям. Переправа по
бревну. Переправа по параллельно натянутым веревкам. Переправа по параллельно
натянутым веревкам. Отработка навыков преодоления препятствий.
Тема 5. Топография Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и
легенда карты. Чтение топографических кат Рисование топознаков. Изображение
высоты местности с помощью горизонталей.
Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояния до недоступных
предметов.
Тема 6. Туристские узлы Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой,
проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка, стремя, прусик,
булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный, шкотовый,
брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн и т.п. Отработка навыков завязывания
туристских узлов.
Тема 7. Спортивное ориентирование Правила соревнований по спортивному
ориентированию. Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в
финишном коридоре, после финиша. Техника ориентирования. Измерение расстояний
на местности (шагами, по времени, визуально). Спортивный компас. Приемы
пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Движение по
азимуту. Спортивные карты.
Тема 8. Туристская стенгазета Виды газет, работа редакционной коллегии,
название, газетные рубрики и заголовки, верстка, оформление.
Тема 9. Походы выходного дня Совместная подготовка, осуществление и
последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков
ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала и т.п.
Тема 10. Спортивные походы Пешеходный, лыжный, горный, водный спортивные
походы, комбинация. Протяженность спортивных походов, категории сложности
спортивных походов. Принципы комплектования группы и требования к участникам
спортивных походов.
7 класс
Тема 1. Вводное занятие Цели и значение занятий туризмом и краеведением.
Правила поведения и безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу,
у водоемов, на болоте. Нормы передвижения по дорогам. Правила обращения с огнем.
5

Тема 2. Краеведение История родного края. Краеведческая работа в походе.
Правила сбора краеведческого материала. Правила оформления краеведческого
материала. Презентация краеведческого материала. Краеведческий отчет туристской
группы. Краеведческие викторины.
Тема 3. Ориентирование на местности Спортивное ориентирование. Обучение и
тренировки.
Тема 4. Преодоление препятствий. Правила преодоления лесных завалов.
Переправа рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий .
Тема 5. Топография Измерение расстояния до недоступных предметов.
Топографическая съемка местности.
Тема 6. Туристские узлы Узлы: прямой, проводник, двойной проводник,
австрийский проводник, восьмерка, стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка,
академический, ткацкий, встречный, шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий,
грейпвайн и т.п. Отработка навыков завязывания туристских узлов.
Тема 7. Спортивное ориентирование Спортивный компас. Приемы пользования
компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Движение по азимуту.
Спортивные карты. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты,
по объектам местности.
Тема 8. Туристская стенгазета Выбор названия для туристской газеты.
Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос.
Тема 9. Природоохранные акции Определение круга проблем. Выбор дела.
Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря.
Тема 10. Походы выходного дня Совместная подготовка, осуществление и
последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков
ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала и т.п.
Тема 11. Спортивные походы Принципы комплектования группы и требования к
участникам спортивных походов. Ориентирование на маршруте. Краеведение на
маршруте.
8 класс
Тема 1. Краеведение Подготовка, организация, проведение и анализ силами
туристской группы школьной краеведческой олимпиады для учащихся 5-8 классов.
Тема 2. Туристские узлы Отработка навыков завязывания туристских узлов.
Наведение и снятие веревочных перил для преодоления препятствий.
Тема 3. Спортивное ориентирование Спортивные карты. Определение и контроль
направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности. Технические
приемы: азимут, линейное ориентирование.
Тема 4. Спортивное туристское многоборье Спортивное туристское снаряжение.
Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий.
Тема 5. Природоохранные акции Реализация запланированного дела: проведение
природоохранных мероприятий на улицах, в парке.
Тема 6. Походы выходного дня Совместная подготовка, осуществление и
6

последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков
ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала и т.п.
Тема 7. Спортивные походы . Принципы комплектования группы и требования к
участникам спортивных походов. Ориентирование на маршруте. Хронометраж на
маршруте. Краеведение на маршруте: изучение исторических событий на местности,
встречи с местными жителями.
9 класс
Тема 1. Краеведение). Подготовка, организация, проведение и анализ силами
туристской группы фотовыставки «Знай родной край!»
Тема 2. Спортивное ориентированиеТехнические приемы: азимут, линейное
ориентирование, точечное ориентирование. Тренировки и участие в соревнованиях по
спортивному ориентированию
Тема 3. Спортивное туристское многоборье Страховки и самостраховки.
Преодоление препятствий. Переправа по веревке с перилами (параллельные перила)
Тема 4. Природоохранные акции Реализация запланированного дела: проведение
природоохранных мероприятий на улицах, в парке. Фоторепортаж о проведении акции.
Анализ проведенного дела. Подведение итогов
Тема 5. Походы выходного дня Совместная подготовка, осуществление и
последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков
ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала и т.п.
Тема 6. Спортивные походы. Краеведение на маршруте: изучение исторических
событий на местности, встречи с местными жителями. Подведение итогов похода,
подготовка фотоотчета. Ознакомление с собранным краеведческим материалом
обучающихся школы.

Тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности обучающихся

№

Тема занятия

5 класс
Общее Характеристика видов
кол-во деятельности учащихся
часов

7

1 Вводное занятие

1

2 Безопасность юного

1

Объясняют значение занятий
туризмом и краеведением.
Объясняют необходимость
сохранения окружающей среды
Объясняют правила и методы по
формированию навыков для

8

туриста
3 Быт юного туриста

1

4 Кухня юного туриста

1

5 Ориентирование на

1

местности

6 Топография

1

7 Туристские узлы и их

1

назначение
8 Преодоление препятствий

безопасного существования в
природной среде
Вырабатывают практические
навыки по организации быта
туристов
Вырабатывают практические
навыки по организации быта
туристов
Характеризуют основные
способы ориентирования на
местности. Вырабатывают
навыки работы с картой и
компасом
Различают топографи-ческие
карты и топографические знаки
Вырабатывают практические
навыки завязывания туристских
узлов

1

9 Туристские игры

2

10 Краеведение

3

Характеризуют виды
препятствий. Осваивают приемы
преодоления препятствий
Развивают умения выражать свои
мысли и способности слушать
собеседника, понимать его точку
зрения при совместной
подготовке и проведении
туристских игр и краеведческих
викторин
Запоминают рельеф и
климатические особенности
родного края, диких животных и
насекомых, обитающих в регионе
проживания учащихся.
Знакомятся с историей родного
края

9

11 Природоохранные акции

2

12 Походы выходного дня

2

Всего

№

Тема занятия

Проводят анкетный опрос
школьников, родителей и
жителей микрорайона об
экологических проблемах
микрорайона
Вырабатывают навыки
совместной подготовки и
проведения походов выходного
дня

17

6 класс
Общее Характеристика видов деятельности
кол-во учащихся
часов

1

Вводное занятие

1

2

Краеведение

1

Определяют основные особенности для
безопасного пребывания человека в
природной среде
Изучают историю родного края, собирают
и оформляют краеведческий материал

Ориентирование на
местности

1

1

5

Преодоление
препятствий
Топография

6

Туристские узлы

1

7

Спортивное
ориентирование

6

8

Туристская
стенгазета

1

3

4

1

Вырабатывают навыки работы с картой и
компасом, ориентирования на местности
Осваивают приемы преодоления
препятствий
Изображают высоту местности с
помощью горизонталей. Определяют
крутизну склона и его высоту. Измеряют
расстояние до недоступных предметов
Вырабатывают практические навыки
завязывания туристских узлов
Обсуждают правила соревнований по
спортивному ориентированию.
Отрабатывают технику ориентирования
Выбирают название газеты, газетные
рубрики и заголовки, занимаются
оформлением

10

9 Походы выходного
дня

2

10 Спортивные походы

2

Всего
№

Тема занятия

1

Вводное занятие

2

Краеведение

3

Ориентирование на
местности

4

Преодоление
препятствий

5

Топография

Отрабатывают навыки совместной
подготовки и проведения походов
выходного дня. Анализируют результаты
похода
Знакомятся с видами спортивных походов,
принципами комплектования группы и
требованиями к участникам спортивных
походов

17
7 класс
Общее Часы Часы Характеристика видов
кол-во ауди- вне- деятельности учащихся
часов
тор- аудиных торзаня- ных
тий
занятий
1
1
Моделируют выполнение
правил и норм поведения в
горах, в лесу, у водоемов, на
болоте. Объясняют нормы
передвижения по дорогам,
правила обращения с огнем
2
1
1
Изучают историю родного
края, собирают и оформляют
краеведческий материал.
Составляют краеведческий
отчет туристской группы.
Проводят краеведческие
викторины
2
1
1 Отрабатывают технику
ориентирования на
местности. Моделируют
азимутальный ход
1
1 Моделируют в паре на
местности приемы
преодоления препятствий
1
1 Измеряют расстояние до

11

недоступных предметов.
Проводят топографическую
съемка местности
6

Туристские узлы

1

1
Отрабатывают практические
навыки завязывания
туристских узлов

Спортивное
ориентирование

2

8

Туристская стенгазета

1

1

9

Природоохранные
акции

1

1

10 Походы выходного
дня

2

2

11 Спортивные походы

3

3

7

Всего

17

2

3
8 класс

Определяют стороны
горизонта по компасу.
Анализируют движение по
азимуту. Определяют и
контролируют направления
с помощью компаса и карты,
по объектам местности
Проводят социальные
пробы: интервью, репортаж,
соцопрос
Находят информацию об
экологической обстановке в
местах проживания.
Оценивают состояние
окружающей среды
Отрабатывают навыки
совместной подготовки и
проведения походов
выходного дня.
Анализируют результаты
похода. Собирают
краеведческий материал
Осваивают принципы
комплектования группы и
требования к участникам
спортивных походов.
Отрабатывают навыки
ориентирования на
маршруте. Собирают
краеведческий материал на
маршруте

14

12

№

Тема занятия

1 Краеведение

2

Туристские узлы

Общее
кол-во
часов

2

2

2

3 Спортивное
ориентирование

3

Спортивное
туристское
многоборье

2

4

Часы
аудиторных
занятий

5 Природоохранные
акции

2

6 Походы выходного
дня

4

7 Спортивные походы

2

1

Часы Характеристика видов
вне- деятельности учащихся
аудиторных
занятий
Организуют, проводят и
анализируют силами
туристской группы
школьной краеведческой
олимпиады для учащихся 58 классов
2 Отрабатывают практические
навыки завязывания
туристских узлов; наведения
и снятия веревочных перил
для преодоления
препятствий
2 Определяют и контролируют направление с
помощью компаса и карты,
по объектам местности.
Моделируют технические
приемы: азимут, линейное
ориентирование
2 Г отовят спортивное
туристское снаряжение.
Отрабатывают навыки
страховки и самостраховки. Преодолевают
препятствия
2 Проводят природоохранные
мероприятия на улицах, в
парке
4 Отрабатывают навыки
совместной подготовки и
проведения походов
выходного дня.
Анализируют результаты
похода. Собирают
краеведческий материал
2 Осваивают принципы
13

2

Всего
№

Тема занятия

1

Краеведение

2

Спортивное
ориентирование

3

Спортивное
туристское
многоборье

4

Природоохранные
акции

17

комплектования группы и
требования к участникам
спортивных походов.
Отрабатывают навыки
ориентирования на
маршруте. Изучают
исторические события на
местности, встречаются с
местными жителями
3

14

9 класс
Общее Часы Часы Характеристика видов
кол-во ауди- вне- деятельности учащихся
часов
тор- аудиных торзаня- ных
тий
занятий
2
1
1 Подготавливают,
организуют и проводят
силами туристской группы
фотовыставку «Знай родной
край!»
3
3 Отрабатывают технические
приемы: азимут, линейное
ориентирование, точечное
ориентирование.
Тренируются и участвуют в
соревнованиях по
спортивному
ориентированию
3
3 Отрабатывают навыки
страховки и самостраховки. Преодолевают
препятствия. Моделируют
переправу по веревке с
перилами (параллельные
перила)
3
3 Проводят природоохранные
мероприятия на улицах, в
парке. Готовят
14

5

Походы выходного
дня

3

3

6

Спортивные походы

3

3

фоторепортаж о проведении
акции. Анализируют
проведение дело. Подводят
итоги
Отрабатывают навыки
совместной подготовки и
проведения походов
выходного дня.
Анализируют результаты
похода. Собирают
краеведческий материал
Изучают исторические
события на местности,
встречаются с местными
жителями. Подводят итоги
похода, готовят фотоотчет.
Знакомят с собранным
краеведческим материалом
обучающихся школы

Всего

17

1

16

15

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
реализации программы

16

№
п/п

1

2

3

4

5

6

7

8
9

Наименование объектов и средств материальнотехнического оснащения
Печатные пособия
Глинский, М.И. Обеспечение жизнедеятельности в
экстремальных ситуациях [Текст] \ М.И.Глинский. М.: Армпресс, 2007. - 96 с.
Григорьев,
Д.В.
Внеурочная
деятельность
школьников. Методический конструктор. Пособие
для учителей [Текст] \ Д.В.Григорьев,
П.С.Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
Кузнецов,
В.С.
Основы
безопасности
жизнедеятельности:
Методика
преподавания
предмета: 5-11 классы [Текст] \ В.С.Кузнецов,
Г.А.Колодницкий, М.И.Хабнер. - М.: ВАКО, 2010. 176 с.
Михайлов, А.А. Игровые занятия в курсе «Основы
безопасности жизнедеятельности». 5-9 классы
[Текст] \ А.А.Михайлов. - М.: Дрофа, 2004.- 80 с.
Степанов,
П.В.
Программы
внеурочной
деятельности.
Туристско-краеведческая
деятельность.
Спортивно-оздоровительная
деятельность.
Пособие
для
учителей
образовательных
учреждений
[Текст]
\
П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.Н.Сафронов. - М.:
Просвещение, 2011. - 79 с.
Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования \
Министерство образования и науки Российской
Федерации. - 2-е издание. - М.: Просвещение, 2013. 48 с. - (Стандарты второго поколения)
Формирование универсальных учебных действий в
основной школе: от действий к мысли. Система
заданий: пособие для учителя [Текст] \
А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и
др.; под. Ред. А.Г.Асмолова. - 2-е изд. - М.:
Просвещение, 2011. - 159 с.
Черныш, И.В. Энциклопедия выживания [Текст] \
И.В.Черныш. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 432 с.

Кол- во

Примечания

Д
Д
Д

Д
Д
Д

Д

Д
Д
Д

Чеурин, Г.С. Самоспасение без снаряжения [Текст] \
Г.С.Чеурин. - М.: Армпресс, 2006. - 160 с.
17

10 Шереметьева, У.М. Безопасный отдых и туризм:
учебное пособие [Текст] \ У.М.Шереметьева. ГОУ
ВПО «Томский государственный педагогический
университет». - Томск: Издательство ТГПУ, 2009. 204 с.
12
13
14
15
16
17
18

Технические средства обучения
Мультимедийный компьютер
Сканер
Принтер лазерный
Цифровая фото- и видеокамера
Мультимедиа проектор
Экран настенный
Комплект аппаратуры по демонстрации ЭОИ
Средства программного обучения и контроля
знаний
Г еографическая информационная система «ГЕОЭКСТРЕМУМ»
Компьютерное учебное пособие «Безопасность на
улицах и дорогах»
Учебно-практическое оборудование

Д

ДД
ДД
ДД
Д
Д
Д
ДДД

кабинет для аудиторных занятий
ДДД
спортивный зал
площадка для организации спортивно-туристских
ФФ
игр на открытом воздухе
Ф К
площадка для проведения тренировок по
КФ
спортивному туристскому многоборью подсобное
помещение для хранения инвентаря и оборудования
ФФ
медицинская аптечка
палатки туристические
рюкзаки туристические
коврики туристические
компасы
топографические и спортивные карты местности
веревки, страховочные обвязки, страховочные
карабины
материалы для художественно-оформительских
работ
Для отражения количественных показателей в таблице использована следующая
система условных обозначений:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных
18

случаев);
К - комплект (из расчета на каждого обучающихся исходя из реальной
наполняемости класса);
Ф - комплект, необходимый для практической работы в группах, на 56 человек.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
Ожидаемые результаты освоения программы
Воспитательные результаты внеурочной туристско-краеведческой деятельности
школьников распределяются по трем уровням:
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,
понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение
школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о правилах
поведения человека в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; о правилах
передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнем; о правилах обращения
с опасными инструментами; о правилах обращения с незнакомыми людьми; об
основных нормах гигиены; о способах ориентирования на местности и
элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах
отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о рисках и угрозах
нарушения этих норм; о действенных способах защиты природы; об истории и
культуре родного края; о гендерных нормах поведения мальчиков и девочек; об
основах организации коллективной творческой деятельности.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью
окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству,
его истории и народу, к труду, к другим людям.
3. Результаты
третьего
уровня
(приобретение
школьником
опыта
самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта
самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с
другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя
ответственности за других людей, опыта волонтерской (добровольческой)
деятельности [5].
Формы достижения
воспитательных результатов во внеурочной деятельности

19

Приобретение
Формирование
Получение опыта
Уровень социальных знаний ценностного
самостоятельного
отношения к
общественного
результатов
социальной
действия
реальности
Вид внеурочной
деятельности
ТуристскоПоходы выходного ТуристскоКружковые,
краеведческая
краеведческие
факультативные, дня; туристские
деятельность
многодневные
экспедиции;
секционные,
поисковоклубные и другие походы;
спортивные
краеведческие
занятия по
туристские походы экспедиции;
отработке
природоохранные
социальных
экспедиции
умений;
краеведческие
экскурсии,
туристические
поездки
Контроль и оценка планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной туристскокраеведческой деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности:
походы выходного дня, спортивные походы, природоохранные акции, краеведческая
работа в походе, соревнования, викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры,
школьная научнопрактическая конференция.
Подобная организация учета компетенции для контроля и оценки результатов
освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и
поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет
способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый
обучающийся будет значимым участником деятельности.

20

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».