Краснодарский край Приморско-Ахтарский район ст Ольгинская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
имени В.А. Казбанова
УТВЕРЖДЕНО
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат:
45DB7A7E513A7F04B93401AEAB2A06B3
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 19.09.2022 до 13.12.2023
решением педагогического совета
от 30.08.2023года протокол №1
Председатель ________/Билай О.Ю.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по краеведческому туризму
Уровень образования: среднее общее образование (10-11 класс)
Количество часов: всего 17 часа в год, 1 час в неделю
Автор-составитель: Абрамян Наталья Евгеньевна
Рабочая программа разработана на основе рабочей программы внеурочной
деятельности «Наш Краснодарский край: изучаем и путешествуем» Кара А. П.,
доцента кафедры общественных дисциплин и регионоведенияГБОУ ДПО
«Институт развития образования» Краснодарского края
1
АННОТАЦИЯ
Рабочей программы внеурочной деятельности
«Краеведческий туризм»
Уровень образования: среднее общее образование
Составлена на основе рабочей программы внеурочной деятельности «Наш
Краснодарский край: изучаем и путешествуем» Кара А. П, доцента кафедры общественных
дисциплин и регионоведенияГБОУ ДПО «Институт развития образования»
Краснодарского края, к.и.н.
Профиль - туристско-краеведческий, срок реализации - 2 года, рассчитана на возраст
детей от 16 до 18 лет.
Данная программа предполагает подробное знакомство с географическими
особенностями, историей, культурой, традициями Краснодарского края. Большое внимание
уделяется практической деятельности. Разнообразие совершенных экскурсий и походов
позволяют лучше узнать достопримечательности, приобрести навыки ориентирования в
различных условиях, реализовать полученные знания и приобрести социальный опыт, повысить
уровень активности личности.
Программа имеет модульный характер. Педагог может варьировать последовательность
модулей, расширять их содержание за счет местного материала. Возможно проведение занятий в
каникулярное время в формате «интенсива».
Туристический характер деятельности зависит от возможностей образовательной
организации в организации походов разной степени сложности, проведении экскурсий внутри
населенного пункта, муниципального образования, края.
Программа предусматривает также активное использование медиаресурсов и цифровых
средств по каждой теме, что позволяет проводить как виртуальные экскурсии, так и
видеозанятия в дистанционном режиме.
2
Пояснительная записка
История и культура родного края - один из важнейших элементов исторического
образования, духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. История и
культура Краснодарского края по-своему уникальна. Имея много общего с другими
регионами, она носит и свои специфические черты. Поэтому очень важным является
выявление особенностей природы, истории, культуры, экономики родного края,
определение взаимосвязи процессов, происходящих на Кубани, с процессами,
происходящими в стране.
В рамках этой тематики могут вестись исследования разного масштаба - изучение
отдельных, наиболее ярких или малоизвестных исторических событий, природных явлений
или воссоздание общей истории края. В процессе этих исследований могут использоваться
приемы и методы широкого круга научных дисциплин. Особым направлением в реализации
программы может стать систематическая работа по фиксированию событий
современности.Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно
короткое время начинают стираться из памяти людей, исчезают источники, связанные
сэтими событиями. Если не фиксировать события или явления по горячим следам, топозже
их изучение и научная реконструкция потребуют много сил и средств. Поэтомуфиксация
происходящих событий и явлений природы является актуальной задачейучастников
программы. Фото-кинофиксация и описание событий, интервьюирование ихучастников и
очевидцев, собирание малотиражных зданий и иных публикаций,относящихся к природе и
истории края, формирование банков краеведческих данных,ведение специальных летописей
и хроник, пополнение фондов школьных музеев,архивов, библиотек краеведческими
материалами - все это является важным средствомдокументирования истории родного края.
Близость и конкретность местного материала,его сильное эмоциональное воздействие
могут оказать значительное влияние на нравственное становление личности.
Значение прошлого поможет учащимся лучше понять истоки происходящих сегодня
на Кубани процессов, увидеть их перспективу. Вместе с тем, изучение краеведения
позволит им дополнить и углубить свои знания и представления об общих закономерностях
и особенностях развития России.
Данная программа составлена с учетом туристически актуальных маршрутов по
территории Краснодарского края, включающих в себя посещение памятников природы,
истории, культуры, мест боевой и трудовой славы наших земляков.
В практической части предусмотрены различные виды творческих заданий,
нестандартных форм проведения массовых мероприятий по краеведческому направлению
для обучающихся, включающих реальные и виртуальные экскурсии по знаковым местам
Краснодарского края.
ЗАДАЧИ КУРСА:
Формировать у обучающихся представление об истории и культуре Кубани как
органической части общероссийской истории и культуры.
Стимулировать творческий поиск учащихся в работе с народным музыкальным,
литературным, художественным творчеством наших земляков.
Развивать интерес и уважение к истории родного города, села, края, культурным
традициям и обычаям народов проживающих на Кубани.
Планируемые результаты:
личностные результаты
- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- сформированность мотивации к учению и познанию;
- позитивные ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающиеих
индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность,
3
эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
- стремление к осознанию и принятию истории, культуры и окружающей среды родного
края и готовность содействовать ознакомлению с нем представителями других регионов.
метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные,
регулятивные и коммуникативные)
Коммуникативные:
- развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя различные социальные
роли;
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- взаимодействовать с различными по составу социальными группами и общностями.
Регулятивные:
- умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать
последовательность действий и при необходимости изменять ее;
- развитие исследовательских учебных действий;
- осуществлять самоконтроль,
самооценку.
Познавательные:
- По окончании данного курса учащиеся должны знать основные этапы исторического и
культурного развития Кубани, знать особенности этнокультуры народов нашего края.
Уметь составить кроссворд, игру, викторину, экскурсию, туристический маршрут с
использованием данных по истории и культуре Кубани.
Планируемые результаты по уровням:
1. Результаты первого уровня (приобретение обучающимся социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение
обучающимся знаний об этике и эстетике поведения в общественных местах (музее,
библиотеке, галерее); о принятых в обществе нормах отношения к памятникам истории и
культуры; о возрождении казачества; о российских традициях памяти героев Великой
Отечественной войны; о христианском мировоззрении и образе жизни кубанских предков; о
правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и
организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска,
нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения научного
исследования.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения обучающегося
к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие
ценностных отношений обучающегося к родному Отечеству, родной культуре, труду,
знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности.
3. Результаты третьего уровня (приобретение обучающимся опыта самостоятельного
социального действия): приобретает опыт исследовательской деятельности; публичного
выступления на основе материалов школьного музея, музейной комнаты; охраны
памятников истории и культуры; интервьюирования и проведения опросов общественного
мнения; общения с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; участниками
боевых действий конца XX -XXI вв., представителями казачества, волонтёрской
деятельности; заботы о малышах и организации их досуга; самостоятельной организации
праздников и поздравлений для других людей; самообслуживания, самоорганизации и
организации совместной деятельности с другими детьми, иными участниками процесса;
управления другими людьми и взятия на себя ответственности за деятельность партнеров.
ВИДЫ РАБОТЫ ПО КУРСУ
Программа предусматривает по каждой теме:
экскурсии в краеведческий музей, музеи школ муниципального образования, выезды
за пределы населенного пункта с тематическими экскурсиями, поисковую работу в архиве,
библиотеках, проведение туристических маршрутов различной степени сложности ( в том
числе виртуальных), оформление альбомов, выставок, стендов по темам курса ( в том числе
виртуальных), приглашение на занятия именитых граждан населенного пункта.
Организационно-педагогические основы обучения
4
Возраст воспитанников 16-18 лет.
Режим работы: 1 раз в неделю по 1 часу.
ПРАКТИКА(вариативно)
Экскурсия на археологические раскопки. Экскурсии в федеральные, краевые,
муниципальные, ведомственные, народные, школьные музеи. Составление творческих
заданий по темам. Пеший поход в окрестности, сбор этнографических и других материалов
для школьного музея. Участие в дне туризма, турслетах. Работа в архиве. Поиск
материалов в библиотеках. Участие в муниципальных и школьных соревнованиях по
туризму. Экскурсия по улицам населенного пункта, муниципального образования
(составление карты-схемы). Сбор материалов об учебных заведениях города,
предприятиях. Работа с памятными досками в муниципальном образовании. Участие в
краевом туристско- краеведческом мероприятии.
№
4.
4.1
4.2
4.3
4.4.
Наименование
разделов и тем
Процесс обучения Учебнотематический план
дисциплин, Всего,
Количество часов в год
час
Теоретическое Практическое Выездные
занятия
занятие
занятие
10 класс
Казачество
на
Кубани- 17
история и современность.
Топонимика
населенных
пунктов,
связанных
с
казачеством
Имена на карте Кубани(
происхождение
названия
населенных пунктов, улиц,
учреждений
в
честь
знаменитых людей)
Деятели науки, культуры и
образования
Кубани,
известные просветители
Из
истории
символики
Краснодарского края
3
1
1
3
2
5
1
1
4.5
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
Посещение
ГБУК
КК
«Краснодарского
государственного историкоархеологического музея
заповедника
им.
Е.Д.
Фелицына»
11 класс
17
Я - будущий экскурсовод
Виды
экскурсий
и
туристических маршрутов, их
особенности.
Памятники
историкокультурного
наследия
Краснодарского края. Места
боевой славы.
Музейно-краеведческая
деятельность.
Экскурсия
по
улицам
населенного
пункта,
муниципального
образования
(составление карты-схемы).
Посещение
муниципального
краеведческого,
народного
или школьного музея \
Туристический слет
ИТОГО: 17
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
На основании учебного плана, предоставленного в данной программе,преподаватель
разрабатывает календарный план работы с учащимися.
Занятия проводятся:
в помещении и вне стен ОУ.
6