РП Кубановедение (1-4кл

Краснодарский край Приморско-Ахтарский район ст. Ольгинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
имени В.А. Казбанова
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 45DB7A7E513A7F04B93401AEAB2A06B3
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 19.09.2022 до 13.12.2023

УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
протокол №1
от 30 августа 2023 года
Председатель педсовета
_______/Билай О.Ю./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тип программы: ориентированная на достижение результатов
определённого уровня по конкретным видам внеурочной
деятельности
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
________ «Кубановедение»___________
(наименование)
_____________________4 года_____________________________
(срок реализации программы)
___________________7 – 10 лет______________________
(возраст обучающихся)
Лесная Е.Е., Сердюкова Н.П
Брославская В.М., Томенко Л.В., Чайка Н.И.
(Ф.И.О. учителя, составителя)

1

Пояснительная записка
Программа соответствует требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта. Программа разработана на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования, программы формирования универсальных учебных действий, авторской
программы Еременко Е.Н. «Кубановедение», Краснодар, ОИПЦ «Перспективы
образования», 2018 год.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Кубановедение»
В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего
образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые
обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических
событий;
- воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе
исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина,
бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в
самостоятельном изучении своего края.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися
социальных знаний:
- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодо- бряемых
формах;
- об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях;
- о природных, климатических условиях Краснодарского края;
- об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве,
о литературе Кубани.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося со взрослыми - учителями, родителями - как значимыми для него
носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе
бережного отношения к историческому и культурному наследию.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей
семье, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок
получает первое практическое применение приобретённых социальных знаний,
начинает их ценить.
Третий уровень результатов предусматривает:
- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования
своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами;
- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в
обществе.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами
образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают
воспитательные эффекты:
2

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом
воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своём населённом пункте,
о природе, которая непосредственно окружает ребёнка;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности
школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно
ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района;
- на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно
ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта
нравственного поведения в семье и школе.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется
последовательно, постепенно путём наращивания изучаемой информации, за счёт
концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько
раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого
материала.
В ходе организации проектной исследовательской деятельности предполагается
ориентация на достижение личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
Гражданско – патриотического воспитания
Воспитание патриотизма, любви к своему народу, интереса к истории своей Родины,
знание государственной символики своей страны. Совершенствование нравственных
качеств личности: формирование сознательной дисциплины, культуры поведения,
чувства гуманизма, ответственности, готовности к нравственному самовоспитанию,
умение пользоваться полученными знаниями в межличностном общении.
Формирование убеждений, мировоззрения, системы социальных установок.
Духовно-нравственного, эстетического воспитания
Воспитание нравственных чувств и этического сознания; развитие художественных
способностей и эстетической культуры обучающихся, воспитание уважения к
народному творчеству, формирование представлений о вкусах и моде, о необходимости
привносить подлинную красоту в поведение, труд, быт, досуг.
Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания)
Интеллектуализация познавательных процессов, развитие мышления, памяти,
внимания, умения оперировать гипотезами, формирование основ научной организации
труда, сознательного отношения к обучению.
Физического воспитания и формирование культуры здоровья
Укрепление здоровья обучающихся, повышение санитарно-гигиенической культуры,
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Трудового, экологического воспитания
Расширение кругозора обучающихся, определение их интересов и склонностей к
конкретным видам деятельности, воспитание ответственного отношения к труду,
уважительное отношение к людям труда.
Экологического воспитания
Воспитание бережного отношения к историко-культурным памятникам, любви к
природе, понимания и осмысления себя как частицы природы. Формирование у
учащихся ценностного отношения к природе, к процессу освоения природных ресурсов
региона, страны, планеты
Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской
деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и
-

3

условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для
достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:
- использование знаково-символических средств представления информации для
создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы,
района);
- активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе
умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой
форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- аргументация своей точки зрения и оценка событий;
- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре;
- освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение,
запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

2. Содержание учебного предмета
1 класс (33 часа)
Введение. Мой родной край (1 час).
Раздел 1. Я и моя семья (7 часов).
Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности в нашей
семье. Увлечения членов семьи. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем
вместе. Творческий проект «Будем жить одной семьей».
Раздел 2. Я и моя школа (6 часов).
Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей
школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим $ня. Мои одноклассники.
Правила школьной дружбы. Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи».
Раздел 3. Я и мои родные места (8 часов).
Главный город Краснодарского края. Родные места. Мой адрес. Улица, на которой я
живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей
моего населённого пункта. Труд моих родных. Исследовательский проект «Какой я
житель».
Раздел 4. Я и природа вокруг меня (7 часов).
Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о комнатных
растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Писатели,
художники о красоте родного края. Творческая мастерская «Милый сердцу уголок».
Раздел 5. Духовные истоки Кубани.(4 ч)
4

Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Традиции казачьей семьи.
Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.
Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины.
Планируемые предметные результаты:
учащиеся должны знать
• свое полное имя, имена и отчества своих родных, домашний адрес;
• адрес школы, основные помещения школы, их предназначение и месторасположение ;
• традиции своей школы;
• улицы, расположенные вблизи школы и дома, безопасный путь из дома в школу и
обратно;
• основные учреждения культуры, образования, бытового обслуживания своего
населённого пункта;
• основные достопримечательности родного населённого пункта;
• профессии жителей своего города (села, станицы и др.);
• основных представителей растительного и животного мира своей местности
(ближайшее окружение);
учащиеся должны уметь
• выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях,
опасных для жизни;
• составлять рассказ-описание по картине, по увиденному;
• находить географические объекты на карте-схеме;
• реализовыватъ коллективный исследовательский или творческий проект.
2 класс (34 часа)
Введение. Символика района (города), в котором я живу (1 час).
Раздел 1. Природа моей местности (12 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 1: «Уж небо осенью дышало».
Формы земной поверхности моей местности. Физическая карта, условные
обозначения. Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов.
Разнообразие растительного мира моей местности. Культурные и дикорастущие
растения. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных
растений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями.
Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Правила
защитников природы.
Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей».
Раздел 2. Населённые пункты (6 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была».
Населённые пункты моего района. История образования города (района). Глава
города (района). Улицы моего населённого пункта. Происхождение их названий. Имена
знаменитых
людей
в
названиях
улиц.
Исторические
и
культурные
достопримечательности. Спортивная жизнь в моём городе (районе).
Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время».
Раздел 3. Труд и быт моих земляков (11 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит».
Земляки - жители моего района (города, станицы, села, хутора, аула). Труженики
родной земли. Профессии и место работы членов семьи. Ремёсла, распространённые в
районе. Знаменитые люди. Доска почёта в населённом пункте, районе. Жилище казака.
5

Особенности казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Религиозные традиции моих
земляков.
Творческий проект «Труд в моей семье».
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 4: «Здравствуй, лето!».

Раздел 4. Духовные истоки Кубани.(4 ч)
Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Традиции казачьей семьи.
Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.
Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины.
Планируемые предметные результаты:
учащиеся должны знать/понимать
• особенности времён года, характерные для своей местности;
• особенности рельефа своей местности;
• названия водоёмов, крупных населённых пунктов своей местности;
• названия и отличительные признаки некоторых растений и животных своей
местности, правила защитников природы;
• значение Красной книги Краснодарского края;
• особенности труда и быта земляков;
• родственные связи в семье, уклад семьи;
• герб, флаг, гимн Краснодарского края;
» кубанские песни, пословицы и поговорки;
• основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на
дорогах, у водоёмов, в школе;
• имена выдающихся людей своего района;
учащиеся должны уметь
• показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые
объекты, свой населённый пункт;
• рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы;
• различать растения своей местности (травы, деревья, кустарники; лекарственные и
ядовитые растения);
• выполнять правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага, а
также у водоёмов, в лесу, в горах.
Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для поиска и обработки дополнительной
информации о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и
ремёслах, распространённых на Кубани, и т. д.; планирования и реализации
индивидуального проекта.
3 класс (34 часа)
Введение. Изучаем родной край (1 час).
Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей (10 часов).
Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины, горы.
Природные явления (дождь, ветер, снег, туман, гололёд). Календарь народных примет.
Стихийные бедствия (землетрясение, смерч, наводнение, сель, бора). Правила
безопасного поведения. Взаимопомощь земляков. Водоёмы Краснодарского края (моря,
реки, озёра, плавни, лиманы). Солёные и пресные водоёмы Краснодарского края. Типы
почв, распространённые на территории Краснодарского края. Чернозёмы - природное
богатство Кубани. Растительный и животный мир равнинной и горной части
6

Краснодарского края. Хвойные и лиственные леса и их обитатели. Растительный и
животный мир прибрежной зоны и водоёмов. Культурные растения. Кубань территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Кубань спортивная, Кубань
олимпийская. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае.
Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».
Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (9 часов).
Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города (Горгиппия и Гермонасса).
Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань. Основание
первых городов и станиц. Первые храмы на Кубани. Добрые соседи. Майкоп - столица
Республики Адыгея.
Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего».
Раздел 3. Казачьему роду нет переводу (10 часов).
Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в моей семье.
Именины. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Честь семьи и рода.
Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Культурные, исторические,
спортивные традиции нашего края.
Проектная работа «Казачьему роду нет переводу».
Раздел 4. Духовные истоки Кубани.(4 ч)
Святые источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. Именины.
Подвиг материнства.
Планируемые предметные результаты:
учащиеся должны знать/понимать
• связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани;
• природные особенности, особенности хозяйственной деятельности, быта и
культуры населения Краснодарского края;
• формы земной поверхности края;
• разновидности водоёмов края;
• особенности почв края, их значение для жизни растений и животных;
• названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском
крае растений и животных;
• герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города
(станицы), района;
• фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т. д.;
учащиеся должны уметь
• определять в окружающей природе ядовитые растения, грибы и опасных для
человека животных;
• различать особо охраняемые растения и редких животных;
• ориентироваться по физической карте Краснодарского края;
• объяснять историю возникновения своего населенного пункта, его названия,
культурных и исторических достопримечательностей.
Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для
• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью
наблюдения над особенностями труда и быта людей;
• выполнения правил поведения во время стихийных бедствий;
• соблюдения правил сбора грибов в своей местности;
• правильного поведения у водоёма в разное время года;
• бережного отношения к растениям и животным.

7

4 класс (34 часа)
Введение. Мой край на карте России (1 час).
Раздел 1. Береги землю родимую, как магь любимую (9 часов).
Природные зоны края. Кавказский биосферный заповедник. Заказники. Школьные
лесничества. Естественные и искусственные водоёмы. Использование и охрана
водоёмов Краснодарского края. Защита и охрана почв. Ветровая и водная эрозия.
Лесополоса. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование (нефть, газ,
песок, глина, мергель, гипс, известняк). Целебные минеральные источники и грязи.
Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России.
Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую».
Раздел 2. Земля отцов - моя земля (12 часов).
Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. Древние
жилища. Современный облик края: здания, сооружения (культовые, спортивные и др.).
Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. Народные ремёсла и
промыслы. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Первые письменные
исторические источники. История Кубани в литературных, научных источниках. Современные письменные источники. Устная история родного края. Обычаи и традиции
народов, живущих на Кубани. Екатеринодар - Краснодар. Краснодар —
административный центр Краснодарского края. Губернатор.
Проектная работа «Земля отцов - моя земля».
Раздел 3. Жизнь дана на добрые дела (8 часов).
Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши
земляки - гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты - наследник земли отцов.
Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела».
Раздел 5. Духовные истоки Кубани.(4 ч) Библия. Библиотеки. Культурное наследие
Кубани. Музеи – хранители материальной и духовной культуры. Я как хранитель
духовного наследия Кубани. 10 заповедей.
Планируемые предметные результаты:
учащиеся должны знать/понимать
• природные зоны Краснодарского края;
• различные виды карг Краснодарского края (физическая, административная,
историческая) и их отличительные особенности;
• природные богатства родного края и их использование человеком;
• символику Краснодарского края;
• органы местного самоуправления;
• даты важнейших событий в истории края, города (станицы, аула и др.);
• особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского
края;
• достопримечательности края, своего района;
• наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной
жизни Краснодарского края;
• особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края;
• важнейшие экологические проблемы Краснодарского края;
• заповедники и заказники, находящиеся на территории края;
• фамилии и имена выдающихся деятелей Кубани;
учащиеся должны уметь
• определять местоположение Краснодарского края на карте России;
• узнавать наиболее распространённые лекарственные растения;
• определять
хронологическую
последовательность
основных
событий
(исторических, культурных, спортивных);
• правильно называть памятники культуры и истории края;
8

исполнять гимн Краснодарского края.
Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для
• правильного поведения во время исполнения Гимна России и гимна Краснодарского
края,
• соблюдения изученных правил безопасного поведения,
• исполнения знакомых народных песен,
выполнения исследовательских и творческих проектов
•

3. Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
1 класс
Содержани Количество часов
е (разделы,
всего ауд. нетемы)
ауд.
Введение

1

Мой
родной
край.

1

1

Характеристика деятельности
обучающихся

Объяснять, что изучает
кубановедение. Характеризовать
понятие «малая родина». Называть
край, район, в котором проживает.

Основные
направления
воспитательн
ой
деятельности
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание
Духовное и
нравственное
воспитание
детей на основе
российских
традиционных
ценностей

Я и моя
семья
Будем
знакомы!

7
1

1

2

2

Кто я?
Какой я?

Любимые
занятия.

Называть своё имя (полное,
Гражданское
сокращённое, уменьшительновоспитание
ласкательное), называть имена
родных, одноклассников. Описывать Трудовое
свой характер, рассказывать о своей
воспитание
мечте. Анализировать способы
Духовное и
разгадывания ребусов. Составлять
нравственное
ребус своего имени одним из
воспитание
способов.
детей на
Составлять рассказ о своём любимом основе
занятии, иллюстрировать рассказ
российских
рисунком, фотографией,
традиционных
видеозаписями. Рассказывать о своём ценностей
участии в коллективных занятиях,
анализировать правила
9

взаимодействия во время этих
занятий.
Моя семья.

1

1

Составлять рассказ о своей семье,
называть её членов, описывать их.
Изображать свою семью.
Рассказывать о любимых совместных
занятиях, семейных играх.

Обязанност 1
ии
увлечения
в нашей
семье.

1

Характеризовать понятия
«обязанность» и «увлечение».
Перечислять домашние обязанности
членов своей семьи. Рассказывать о
домашней работе, которую умеет
выполнять. Демонстрировать умение
пользоваться различными
инструментами, предметами быта.
Составлять рассказ об увлечениях в
своей семье.

Семейные
1
традиции.
Праздники,
которые мы
отмечаем
вместе.

1

Характеризовать понятие
«традиция». Сопоставлять семейные
традиции с временами года.
Рассказывать о любимом семейном
празднике. Иллюстрировать рассказ
рисунком, фотографией.
Сопоставлять и сравнивать традиции
празднования одного и того же
праздника в разных семьях.

Творческий 1
проект
«Будем
жить одной
семьёй».

1

Участвовать в коллективном проекте.
Рассказывать о своей работе, анализировать качество выполнения
действий. Описывать коллективный
проект, оценивать участие каждого.

1

Рассказывать о своей школе.
Называть отличия различных видов
школ (спортивной, музыкальной,
воскресной и др.). Рассказывать о
школьных принадлежностях,
классифицировать их, анализировать
способы бережного отношения к ним.
Анализировать своё поведение и
других детей в школе, сопоставлять с
нормами. Составлять правила
поведения во время экскурсии по
школе.

Я и моя
школа
Наша
школа.
Правила
поведения
в школе.

Патриотическ
ое воспитание

6
1

Знакомство 2
со школой.
Традиции

1

1

Ходить на экскурсию вместе с
одноклассниками. По результатам
экскурсии записывать адрес школы,

Гражданское
воспитание
Приобщение
детей к
культурному
наследию
Духовное и
нравственное
воспитание
Трудовое
воспитание

10

нашей
школы.

отмечать различные кабинеты и
помещения, объяснять их
предназначение. Обсуждать с
одноклассниками и изображать
символическое обозначение своего
кабинета. Анализировать своё
поведение во время экскурсии.
Слушать рассказ об истории своей
школы, её традициях.

Школьные 1
поручения
и обязанности.
Мой режим
дня.

1

Характеризовать понятие
«поручение». Анализировать
деятельность в ходе выполнения
школьных поручений. Оценивать
свои возможности и обосновывать
своё желание выполнять то или иное
поручение. Анализировать учебное и
свободное время. Составлять режим
дня, сопоставлять свой режим с
нормами здорового образа жизни.

Мои
одноклассники.
Правила
школьной
дружбы.

1

1

Называть имена своих
одноклассников. Характеризовать
общие интересы, совместные занятия.
Обсуждать с одноклассниками
правила школьной дружбы.
Анализировать своё поведение в
соответствии с этими правилами.

Творческий 1
проект
«Мы такие
разные, но
так
похожи».

1

Объединяться в группы,
руководствуясь общими интересами.
Участвовать в групповом проекте.
Определять свою часгь работы,
анализировать качество её
выполнения.

1

Слушать рассказ о Краснодаре.
Рассказывать о своих впечатлениях с
опорой на фотографии, картины,
рисунки.

Я и мои
8
родные
места
Главный
1
город
Краснодаре
кого края.
Достоприм
ечательности.

1

1

Патриотическ
ое воспитание

Приобщение
Характеризовать понятие
детей к
«достопримечательность».
культурному
Рассказывать об известных
наследию
достопримечательностях
Краснодарского края и своего района. Гражданское
Описывать места отдыха своей семьи. воспитание
Участвовать в составлении плана
рассказа «Достопримечательности
нашего населённого пункта».
11

Мой адрес.
Улица, на
которой я
живу.

Называть свой адрес. Описывать
Трудовое
свою улицу, опираясь на наблюдения, воспитание
иллюстративный материал.

1

1

Правила
2
поведения
в общественных
местах, на
улице, в
транспорте.

1

1

Анализировать опасности,
подстерегающие на улице.
Проговаривать правила поведения
пешехода. Описывать знаки
дорожного движения. Классифицировать различные виды
транспорта, описывать их.
Анализировать правила поведения в
общественном транспорте.
Сопоставлять своё поведение с
нормами. Обсуждать правила
перехода через дорогу в зависимости
от вида транспорта. Составлять план
безопасного движения из дома в
школу и обратно.

Труд
жителей
моего
населённого
пункта.
Труд моих
родных.

2

1

1

Описывать труд людей разных
профессий. Называть профессии
своих родных, рассказывать об
особенности их деятельности.
Слушать рассказы представителей
различных профессий.
Характеризовать понятия
«индивидуальный» и
«коллективный» труд. Обсуждать с
одноклассниками тему бережного
отношения к чужому труду.

Исследоват 1
ельский
проект «Какой я
житель».

1

Яи
природа
вокруг
меня
Растения и
животные
вокруг
меня. Что
где растёт,

Участвовать в групповом проекте.
Отвечать на вопросы о своём
населённом пункте
(достопримечательности, памятные
места, парки и пр.). Рассказывать, как
вести себя на улице, в общественных
местах, в транспорте. Анализировать
работу каждого участника группы в
соответствии с поставленной целью.

7

2

1

1

Наблюдать во время экскурсии за
погодой, растительным и животным
миром. Составлять рассказ об
увиденном. Анализировать правила
поведения во время экскурсии на
природу. Сопоставлять своё
поведение с нормами. Называть

Гражданское
воспитание
Экологическо
е воспитание

12

кто где
живёт.

животных своей местности.
Составлять сообщение об одном из
них, иллюстрировать повествование
рисунками, фотографиями.
Рассказывать об окружающих
растениях, классифицировать их.

Забота о
1
комнатных
растениях и
домашних
животных.

1

Красота
природы
моей местности.
Поэты,
писатели,
художники
о красоте
родного
края.

2

1

1

Анализировать различные способы
описания красоты природы родного
края. Сопоставлять свои впечатления,
мысли, чувства с чужими.
Анализировать произведения
художников, писателей,
воспевающих красоту родного края.

Творческая
мастерская
«Милый
сердцу
уголок».

2

1

1

Выбирать для описания (рисования,
фотоизображения и др.) объект
природы. Анализировать его
достоинства. Использовать средства
выразительности речи и пр. для
передачи своего отношения к
данному объекту.

Духовные
истоки
Кубани

4

Семья.
1
Родители.
Родительская
любовь и
благослове
ние.

1

Традиции
казачьей
семьи

1

1

Наша школа.
Воскресная
школа.
Светские и
православны
е традиции
школы.

1

1

Приобщение
детей к
культурному
наследию

Анализировать способы заботливого
отношения к комнатным растениям и
домашним животным. Наблюдать за
деятельностью ветеринара (или слушать рассказ).

Любовь к ближнему. Залог успеха
детей – послушание родителям и
уважение старших. Выполнение
заповеди о
семейных ценностях "Почитай отца и
матерь твою...". Какой должна быть
семья. Значение слова "благословение".
Понятие "традиция". Православные
традиции в казачьих семьях. Казак отец, глава семьи. Казачка – мать,
хранительница домашнего очага.
Что такое воскресная школа. Традиции
воскресной и светской школы.

Гражданское
воспитание
Патриотическ
ое воспитание
Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
традиционны
х ценностей

13

Достопримеч 1
ательности.
Духовные
святыни
моей
малой
Родины.
Итого

Что такое духовные святыни. Святые
места Кубани.

1

33 ч

Содержани Количество часов
е (разделы, всего ауд. нетемы)
ауд.
Введение

1

Символика
района
(города), в
котором я
живу.

1

Природа
12
моей
местности
Времена
1
года
на
Кубани

Годовой
исследоват
ельский
проект

1

2 класс
Характеристика деятельности
обучающихся

Направления
воспитательно
й деятельности

1

Оценивать духовно-нравственный
смысл понятия «малая родина»,
Характеризовать понятия «гимн»,
«флаг», «герб». Анализировать
символику своего района.
Изображать или делать аппликацию
флага и герба своего района.
Демонстрировать знание правил
поведения во время слушания гимна.
Совместно с учителем и
одноклассниками составлять план
экскурсии. Анализировать задания
экскурсионного листа. Фиксировать
свои наблюдения, сопоставлять с
наблюдениями одноклассников.

Гражданское
воспитание.
Патриотическ
ое воспитание
и
формирование
российской
идентичности.
Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
традиционных
ценностей.

1

Анализировать сезонные изменения в
природе и жизни человека.
Перечислять дары осени,
классифицировать их и описывать.
Анализировать картины художников,
составлять натюрморт из фруктов, и
овощей, рисовать его.
Совместно с учителем и
одноклассниками составлять план
экскурсии. Анализировать задания
экскурсионного листа. Фиксировать

Гражданское
воспитание.
Патриотическ
ое воспитание
и
формирование
российской
идентичности.
Духовное и
нравственное
воспитание

1

14

сезонных
изменений.
Часть 1:
«Уж небо
осенью
дышало».
Формы
земной поверхности
моей
местности.

свои наблюдения, сопоставлять с
наблюдениями одноклассников.
Характеризовать понятия: «горная» и
«равнинная» часть Краснодарского
края, физическая карта
Краснодарского края, условные
обозначения.

Водоёмы
1
моей
местности
и их
обитатели.
Правила
поведения
у водоёмов.

1

Разнообраз
ный
растительный мир
моей
местности.

2

1

Лекарствен
ные
растения.
Правила
сбора и
использование
лекарствен
ных растений.

I

1

Перечислять названия известных
водоёмов, описывать занятия людей у
водоёмов. Описывать Чёрное и
Азовское моря, сравнивать их
основные характеристики.
Показывать моря на карте. Узнавать
по описанию реку Кубань, находить и
называть города, расположенные на
её берегах. Называть водоёмы своей
местности, составлять о них рассказ
по плану. Анализировать правила
поведения у водоёмов.
1

детей на
основе
российских
традиционных
ценностей.
Экологическое
воспитание.
Приобщение
детей к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание).

Перечислять названия растений своей
местности. Классифицировать
растения на группы. Характеризовать
культурные и дикорастущие
растения. Описывать растения
различными способами
(фактографическое описание,
поэтическое). Иллюстрировать свой
рассказ фотографиями или
рисунками.
Характеризовать понятие
«лекарственные растения».
Перечислять лекарственные
растения, произрастающие на
Кубани, анализировать правила их
сбора. Описывать способы
применения лекарственных растений.

15

Ядовитые
1
растения.
Первая
помощь
при
отравлении
ядовитыми
растениями

1

Характеризовать понятие «ядовитые
растения». Определять их основные
признаки. Перечислять действия при
оказании первой помощи при
отравлении растениями.

Животный
мир моей
местности.

2

2

Перечислять названия животных
своей местности. Классифицировать
их. Составлять рассказы о диких и
домашних животных, искать в
энциклопедической литературе
необходимые сведения о них.
Анализировать внешний вид и
повадки животных, опираясь на художественные произведения, картины
художников, скульптурные произведения. Составлять рассказ о
своём любимом животном, иллюстрируя рисунком или фотографией.
Анализировать, какую пользу
приносят животные человеку.

Красная
книга
Краснодарского края.

1

1

Знать названия некоторых растений и
животных, занесённых в Красную
книгу Краснодарского края. Слушать
рассказ учителя об исчезающих
животных и растениях своего района.
Составлять сообщение об одном из
них, иллюстрируя рассказ
фотографиями и рисунками.

Правила
1
защитников
природы.

Исследоват 1
ельский
проект
«Растения
и животные
в природе и
жизни
людей».

1

1

Анализировать с одноклассниками
правила защитников природы.
Рисовать (делать аппликации,
фотографии) условные обозначения к
данным правилам в виде
запрещающих и разрешающих
знаков. Размещать данные знаки в
районе своего дома и школы.
Планировать и выполнять
индивидуальный проект.
Анализировать значение растений и
животных в жизни человека.
Создавать рекламу какому-либо
изделию или продушу.

16

Населённы 6
е пункты
Годовой
2
исследоват
ельский
проект
сезонных
изменений.
Часть 2:
«Зимушказима, зима
снежная
была». Мой
родной
город.
Улицы
моего
населённог
о пункта.

1

История
образовани
я города
(района).

1

1

Населённы
е пункты
моего
района.

1

1

Исследоват 2
ельский
проект
«Где я могу
проводить
свободное
время».

1

1

Фиксировать наблюдения за
погодными условиями. Перечислять
признаки зимы, описывать
особенности зимы в Краснодарском
крае. Анализировать зимние занятия
земляков. Изучать произведения
художников, писателей о зиме.
Называть свой населённый пункт,
перечислять названия улиц. Называть
главную улицу. Классифицировать
названия по различным признакам.
Называть фамилии людей, в честь
которых названы улицы.
Рассказывать об одном из них.
Соотносить различные учреждения
(образовательные, спортивные,
культурные) с их местом
расположения. Выстраивать вместе с
учителем маршрут по улицам своего
населённого пункта.

Гражданское
воспитание.
Патриотическ
ое воспитание
и
формирование
российской
идентичности.
Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
традиционных
ценностей.
Экологическое
воспитание.
Приобщение
детей к
культурному
Слушать рассказ об истории
наследию
образования своего района, фиксиро(Эстетическое
вать дату образования, связанные с
воспитание).
этим события. Называть главу
района, описывать его деятельность.
Характеризовать типы населённых
пунктов: «район», «город»,
«станица», «село», «хутор», «аул».
Классифицировать населённые
пункты своего района. Находить
различные типы населённых пунктов
на карте своего района, называть их.

1

Участвовать в групповом проекте,
выбрав группу по схожим интересам.
Описывать место свободного
времяпрепровождения, режим
работы, направленность.

Труд и быт 11
моих
земляков
Казачья
станица.
Религиозные
традиции

1

1

Характеризовать понятия «станица»,
«хата». Перечислять материалы для
строительства хат на Кубани,
объяснять их выбор. Составлять
рассказ о строительстве турлучных и

Гражданское
воспитание.
Патриотическ
ое воспитание
и
17

моих
земляков.

саманных хат. Называть храмы,
культовые сооружения религиозных
конфессий своей местности.
Перечислять календарные
православные праздники, составлять
рассказ об одном из них.

Особенност 2
и казачьего
быта.

1

Уклад
кубанской
семьи.

1

1

Ремёсла,
распростра
нённые в
моём
районе.

I

I

Труженики
родной
земли.

1

1

Годовой
исследоват
ельский
проект
сезонных
изменений.
Часть 3:
«Ласточка
с весною в
сени к нам
летит».
Профессии
и место
работы
членов
семьи.

1

Мои
земляки в
годы Вели-

1

1

1

1

формирование
российской
идентичности.
Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
Перечислять и описывать предметы
основе
казачьего быта. Оценивать духовнороссийских
нравственный смысл понятия
традиционных
«кубанское гостеприимство».
ценностей.
Исполнять народную песню.
Экологическое
Составлять рецепт блюда кубанской
воспитание.
кухни.
Приобщение
Характеризовать понятие «кубанская детей к
семья». Рассказывать о её традициях культурному
и укладе. Составлять рассказ о своей наследию
семье по плану, иллюстрируя
(Эстетическое
рисунком или фотографией.
воспитание).
Трудовое
Перечислять ремёсла,
распространённые в своей местности. воспитание и
профессионал
Составлять рассказ об одном из
предметов быта, выполненном кубан- ьное
самоопределен
скими мастерами.
ие
Описывать виды деятельности
жителей своего района. Перечислять
основные производства, профессии
своих земляков, характеризовать их
деятельность. Перечислять
знаменитых земляков. Определять
понятие «Доска почёта».
Фиксировать наблюдения за
погодными условиями. Перечислять
признаки весны, описывать
особенности весны в Краснодарском
крае. Анализировать задания
экскурсионного листа. Фиксировать
свои наблюдения, сопоставлять с
наблюдениями одноклассников.
Перечислять предприятия, на
которых побывал во время экскурсии,
профессии людей, работающих на
этих предприятиях, описывать
деятельность одного из них.
Анализировать занятия земляков
весной. Изучать произведения
художников, писателей о весне.
Слушать рассказы о Великой
Отечественной войне. Планировать
беседу с родными и близкими.
18

кой
Отечествен
ной войны.
Семья и
семейные
традиции

1

1

Рассказывать о своей семье,
используя план. Анализировать
пословицы о семье. Выбирать
стихотворения кубанских поэтов о
семье.

Творческий 1
проект
«Труд в
моей
семье»

1

Выполнять индивидуальный проект.
Планировать свои действия,
выполнять по плану, корректировать,
анализировать и оценивать
полученные результаты.

Годовой
исследоват
ельский
проект
сезонных
изменений.
Часть 4:
«Здравству
й, лето!»

1

1

Анализировать изученные темы,
перечислять темы, особо
заинтересовавшие, а также те,
которые вызвали затруднение.
Ставить цели изучения на следующий
учебный год. Планировать
самостоятельную экскурсию,
анализируя экскурсионный лист.

Духовные
истоки
Кубани

4

1

Понятие "Родина", "малая Родина". Что
такое поклонный крест. Традиции
установления поклонных крестов на
Кубани.

Родная
1
земля.
Родина.
Поклонные
кресты.
Духовные
1
родники
жизни.
Религиозны
е традиции
моих
земляков.
Красный
угол.
Икона.

1

"Нет
1
больше той
любви, чем
жизнь
отдать за
други своя"

1

Источники духовного становления
человека: храм, семья, книги,
традиции и др.

Что такое «красный угол». Иконы,
составляющие "красный угол".
Почитаемые иконы в православных
кубанских семьях. История
написания семейных икон.

1

1

Защита Родины - священный долг.
Подвиг во имя жизни других людей.
Святые заступники Руси.

Гражданское
воспитание.
Патриотическ
ое воспитание
и
формирование
российской
идентичности.
Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
традиционных
ценностей.
Приобщение
детей к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание).

19

3 класс
Содержани Количество часов
е (разделы,
темы)

всего

ауд.

Введение
Изучаем
родной
край.

1
1

Нет в мире
краше
Родины
нашей
Рельеф
Краснодарс
кого края:
возвышенн
ости,
низменност
и, равнины,
горы.

10

1

1

Природные
явления и
стихийные
бедствия

1

1

Водоёмы
Краснодарс
кого края.

2

2

Характеристика деятельности
обучающихся

Основные
направления
воспитательной
деятельности

неауд.
Называть свой край. Рассказывать о
том, что было изучено. Знакомиться с
учебным пособием, с условными
обозначениями. Составлять вопросы
для викторины.

Характеризовать рельеф
Краснодарского края. Показывать на
карте горную и равнинную части
Краснодарского края.

Гражданское
воспитание
Патриотическ
ое воспитание
и
формирование
российской
идентичности
Духовное и
Перечислять и характеризовать
нравственное
природные явления, характерные для
воспитание
Краснодарского края. Описывать
детей на
одно их них. Составлять календарь
основе
народных примет. Перечислять и
российских
характеризовать стихийные бедствия.
традиционных
Обсуждать безопасное поведение во
ценностей
время стихийного бедствия.
Приобщение
Приводить примеры борьбы земляков
детей к
с последствиями стихийных
культурному
бедствий.
наследию
Перечислять типы водоёмов (моря,
(Эстетическое
реки, озёра, плавни, лиманы),
воспитание)
встречающиеся в Краснодарском
крае, показывать их на карте.
Классифицировать водоёмы.
Составлять рассказ об одном из них с
опорой на план.
20

Растительн
ость и
животный
мир
Кубани.

2

1

Кубань территория
здоровья.
Курорты
Краснодарского
края.
Спорт,
туризм.

1

1

Перечислять и характеризовать
курорты Краснодарского края. Показывать их на карте. Составлять
сообщение об одном из курортов,
используя свои наблюдения,
информацию в средствах массовой
информации (в том числе Интернет).

Красота
окружающе
го мира:
талантливы
е люди о
нашем
крае.

1

1

Анализировать творчество писателей,
художников, которые старались
передать красоту родного края.
Характеризовать понятие «талант».

Нет в мире
краше Родины
нашей
(проектная
работа).

2

1

1

1

1

1

Описывать растительный и животный
мир с опорой на карты- схемы.
Сравнивать растительность и
животный мир равнинной и горной
частей Краснодарского края.
Характеризовать понятие
«культурное растение»,
классифицировать культурные
растения. Составлять рассказ об
одном из них. Называть грибы,
распространённые на территории
Краснодарского края. Рассказывать о
правилах сбора.

Отвечать на вопросы, выполнять
задания, подтверждая свои ответы
текстом учебника, своими
наблюдениями и исследованиями.
Планировать и реализовать проект
«Нет в мире краше Родины нашей».
Анализировать картину художника,
высказывать своё мнение и
аргументировать его.

Без
9
прошлого
нет
настоящег
о
Прошлое и
настоящее.
«Лента
времени»

Характеризовать понятие «лента
времени». Определять
последовательность исторических
событий, фиксировать их на «ленте
времени»

Гражданское
воспитание
Патриотическ
ое воспитание
и
21

Древние
города

1

Показывать на карте
местонахождение древнегреческих
городов (Горгиппия и Гермонасса).
Фиксировать на «ленте времени»
годы их основания. Описывать их,
опираясь на иллюстрацию, энциклопедический материал.

1

формирование
российской
идентичности
Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
Показывать на карте путь
российских
переселения казаков с опорой на
традиционных
текст учебника. Описывать
ценностей
переселение казаков по
Приобщение
представлению. Перечислять
детей к
названия первых станиц и показывать
культурному
их на карте. Рассказывать историю
наследию
основания своего населённого
(Эстетическое
пункта. Чертить план (схему) своего
воспитание)
населённого пункта (микрорайона,
квартала, улицы), используя
условные обозначения.

История на 2
карте.
Переселени
е казаков
на Кубань

1

С верою в
сердце.

1

1

Анализировать отличия
православного храма от культовых
сооружений иных религий и других
архитектурных сооружений,. Рассказывать о святом (или
православном празднике), во имя
которого освящён храм (празднуется
праздник) в своём городе (районе).

Символика 1
Краснодарского края.
История и
современно
сть.

1

Проанализировать исторические
факты, предметы, традиции,
отражённые в символике края. Знать
текст гимна Краснодарского края,
правила поведения во время
исполнения гимна, поднятия и спуска
флага.

Добрые
1
соседи.
Майкоп столица
Республики
Адыгея.

1

Оценивать духовно-нравственный
смысл понятия «дружба народов».
Показывать на карте Республику
Адыгея и её столицу. Описывать
маршрут из своего населённого
пункта в Майкоп. Фиксировать на
«ленте времени» год его основания,
год присоединения Адыгеи к России.
Называть государства и субъекты РФ,
с которыми граничит Краснодарский
край.

Без
прошлого
нет настоящего

1

2

1

1

Отвечать на вопросы, выполнять
задания, подтверждая свои ответы
текстом учебника, своими
наблюдениями и исследованиям.
22

(проектная
работа).

Планировать и реализовывать проект
«Лента времени». Анализировать
картину художника, высказывать
своё мнение и аргументировать его.

Казачьему 10
роду нет
переводу
Твоя
родословна
я.

1

1

Ты и твоё
имя, имена
в моей
семье.

1

1

Из истории
кубанских
фамилий.

1

1

Семейные
ценности.
Мама.

1

1

Твои
1
земляки труженики.

1

Анализировать и устанавливать связь
между природно-климатическими
условиями Краснодарского края и
занятиями его жителей. Рассказывать
об известных людях труда - земляках,
опираясь на заметки в СМИ.
Сочинять сказку о культурных
растениях.

Кубанские
умельцы

1

Перечислять ремёсла,
распространённые на Кубани.

1

Составлять рассказ об истории своей
семьи с опорой на план. Рисовать
генеалогическое дерево. Оформлять
альбом «Моя родословная».

Гражданское
воспитание
Патриотическ
ое воспитание
и
Рассказывать о своём имени, о его
формирование
значении. Слушать рассказы
российской
одноклассников о происхождении их
идентичности
имён. Составлять календарь с
Духовное и
именинами родных и друзей.
нравственное
Анализировать кубанские фамилии,
воспитание
фамилии одноклассников.
детей на
Классифицировать фамилии по
основе
различным признакам. Рассказывать российских
о значении своей фамилии по
традиционных
результатам опроса родных, изучения ценностей
словарей. Делать записи в альбоме
Приобщение
«Моя родословная».
детей к
Характеризовать понятия «семейные культурному
наследию
ценности», «честь семьи.и рода» с
(Эстетическое
этической точки зрения. Описывать
воспитание)
ситуации, в которых выражаются
семейные ценности. Приводить
примеры, когда отстаивалась честь
рода, семьи, Родины. Используя
различные источники информации
(рассказы взрослых, материалы СМИ
и пр.), составлять рассказ о подвиге
солдатских матерей своего района, о
матерях-героинях. Составлять
рассказ о своей маме на основе
беседы с ней.

23

Составлять рекламу изделиям
народно-прикладного искусства.
Рассказывать, какими ремёслами
владеют родные и близкие.
Народные
обычаи и
традиции.

1

1

Характеризовать народные обычаи и
традиции. Анализировать
взаимосвязь обычаев и традиций,
пришедших из глубины веков и
оставшихся в нашей жизни до
сегодняшних дней. Делать записи в
альбоме «Моя родословная».

Казачий
фольклор.

1

1

Перечислять основные виды
фольклора, распространённые на
Кубани. Подбирать примеры.
Рассказывать правила народной игры.
Делать записи в альбоме «Моя
родословная».

Казачьему
роду нет
переводу
(проектная
работа).

2

1

Духовные
истоки
Кубани.

4

Святые
источники
Кубани.

1

Отвечать на вопросы, выполнять
задания, подтверждая свои ответы
текстом учебника, своими
наблюдениями и исследованиями.
Планировать и реализовать проект
«Моя семья в истории Кубани».
Анализировать скульптуру
художника, высказывать своё мнение
и аргументировать его.

Духовный смысл православных
праздников. Крещение Господне.
Значение крещения. Крещенские
традиции. История возникновения
святых источников. Карта святых
источников края.

1

Храмы.
1
Внутреннее
и внешнее
устройство.
Именины.

1

1

Устройство храма и его значение.
Особенности архитектуры,
иконостас. Храмовые традиции (
престольный праздник, храмовая
икона, памятные даты)

1

1

Что такое именины. День небесного
покровителя. Святые. Традиции
имянаречения. Мерные иконы.

Подвиг
1
материнств
а

1

Любовь матери. Материнский труд,
уважительное отношение к нему.
Жизнь и материнский подвиг
Пресвятой Богородицы. Многодетная
семья.

Гражданское
воспитание
Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
традиционных
ценностей
Приобщение
детей к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание)

24

4 класс
Содержан
ие
(разделы,
темы)

Количество
часов

Введение
Мой край
на карте
России.

1
11

Гражданское
воспитание
Определять месторасположение
Краснодарского края по отношению к другим Патриотическ
ое воспитание
регионам, странам. Определять регионы соседей Краснодарского края. Знать о видах и
формирование
связи (железнодорожной и воздушной) с
российской
другими регионами нашей страны.
идентичности
Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
традиционных
ценностей
Приобщение
детей к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание)

Береги
99
землю
родимую,
как мать
любимую
Природные 11
зоны Краснодарского
края.

Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
Перечислять природные зоны
Краснодарского края (степи, лесостепи, леса, традиционных
ценностей
субтропики, субальпийские и альпийские
луга, вечные снега). Описывать одну из них. Приобщение
Выбирать способ исследования и определять детей к
природную зону своей местности, составлять культурному
наследию
рассказ о природной зоне своей местности,
иллюстрируя его рисунками, фотографиями. (Эстетическое
воспитание)
Определять по карте территорию Кавказского
Экологическое
биосферного заповедника. Рассказывать о
воспитание
заказниках и их значении для жизни

вауд.
с
е
г
о

Заповедник 11
и.Заказник
и.Школьны

Характеристика деятельности
обучающихся

неауд.

25

е
лесничеств
а.

животных. Анализировать действия земляков
по сохранению лесных богатств края.

Роль
11
водоёмов в
природе и
жизни
человека.
Использова
ние и
охрана
водоёмов.

Называть и показывать на карте
Краснодарского края водоёмы. Анализировать их роль в жизни людей (перевозка
людей и грузов, ловля рыбы, разведение
птицы, отдых людей). Определять пользу
водоёмов. Находить и обсуждать причины,
которые приводят к загрязнению водоёмов.
Анализировать и определять степень своего
участия в очистке водоёмов.

Типы почв.
Защита и
охрана
почв.

1I

Характеризовать основные типы почв,
распространённые в Краснодарском крае.
Показывать территорию их распространения
на карте-схеме. Собирать и анализировать
образцы почв. Характеризовать чернозёмные
почвы, их значение в жизни человека.
Характеризовать значение почвы для
человека, пользу, которую приносят почвы
Краснодарского края стране. Анализировать
различные меры, принимаемые в борьбе с
ветровой и водной эрозией (в том числе
лесополоса). Составлять письменный рассказ
- заметку в газету об охране и защите почв с
иллюстрациями.

Полезные
ископаемы
е края, их
использова
ние.

11

Перечислять полезные ископаемые и
показывать их местонахождение на карте
(нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс,
известняк). Описывать области применения
полезных ископаемых. Показывать на карте
районы, где найдены целебные источники и
грязи.

Значение
природных
богатств
Краснодарского края
для
жителей
России.

21

1

Характеризовать понятие «природные
богатства». Анализировать их значение для
жителей страны. Объяснять необходимость
бережного отношения человека к природным
богатствам.

Береги
землю
родимую,
как мать
любимую
(проектная
работа).

21

1

Отвечать на вопросы, выполнять задания,
подтверждая свои ответы текстом учебника,
своими наблюдениями и исследованиями.
Планировать и реализовывать проект «Книга
для гостей нашего края». Оформлять
выставку плакатов «Защитим природу
родного края». Анализировать скульптуру
26

художника, высказывать своё мнение и
аргументировать его.
Земля
отцов моя земля

112
2

Как
изучают
историю
Кубани:
историческ
ие
источники.

11

История
Кубани в
архитектуре.
Жилища
различных
эпох.

11

Гражданское
воспитание
Патриотическ
ое воспитание
Исследовать и характеризовать исторические
и
источники. Объяснять понятие
формирование
«вещественные исторические источники»,
российской
приводить примеры таких источников.
идентичности
Рассказывать о работе археологов, понимать
Духовное и
значение археологических исследований для
нравственное
исторической науки. Называть наиболее
воспитание
известные археологические раскопки на
детей на
территории края. Представлять современные
основе
вещи в качестве вещественных источников
российских
для будущих исследований.
традиционных
Анализировать архитектурный объект с
ценностей
точки зрения вещественного исторического
Приобщение
источника. Показывать на карте значимые в
детей к
истории края объекты: стоянку древнего
культурному
человека (п.Ильский), меотское городище
наследию
(ст.Елизаветинская), выставочный комплекс
(Эстетическое
«Атамань» (ст.Тамань). Описывать и
воспитание)
сравнивать жилища людей разных эпох.
Экологическое
Рассказывать об истории главного города
воспитание
Краснодарского края, используя различные
исторические источники. Характеризовать
понятие «административный центр».
Понимать значение реконструкции и
восстановления памятников архитектуры.
Описывать старинные архитектурные здания
своего района, рассказывать об одном из них.

Екатеринод 11
ар Краснодар.
Современн
ый облик
администра
тивного
центра.
Вещи
рассказыва
ют о
прошлом.
Предметы
быта
различных
эпох.

21

Народные
ремёсла и
промыслы
на Кубани.

11

Письменны 11
е

1

Знать историю образования Краснодарского
государственного историкоархиологического музея-заповедника им.
Е.Д.Фелицына. Составлять рассказ о залах и
экспозициях музея. Сопоставлять предметы
быта различных эпох.

Сопоставлять место проживания,
географические особенности с видом
народно-прикладного искусства,
распространённого в данной местности.
Составлять вопросы для интервью с
народными умельцами. Наблюдать за их
работой и описывать её.
Исследовать и характеризовать письменные
исторические источники. Представлять
27

историческ
ие
источники.
История
Кубани в
документах
,
литературн
ых,
научных
источниках
.

современные записи в качестве данного вида
источников в будущем.

Символика 11
Краснодарс
кого края:
гербы
городов и
районов.

Анализировать символические изображения.
Понимать значение символов, изображенных
на гербах городов и районов Краснодарского
края. Знать и описывать герб своего района
(города)

Устная
история
родного
края.

11

Определять, каким образом отразились
культурные и исторические традиции в
устном народном творчестве.

Обычаи и
традиции
народов
живущих
на Кубани.

11

Планировать и реализовывать проект «Мы –
дети Кубани» на основе изучения обычаев и
традиций народностей, представители
которых живут, работают и учатся в данной
школе.

Земля
отцов - моя
земля
(проектная
работа).

21

Жизнь
дана на
добрые
дела

88

1

Отвечать на вопросы, выполнять задания,
подтверждая свои ответы текстом учебника,
своими наблюдениями и исследованиями.
Планировать и реализовывать проект
«Письменный исторический источник».
Анализировать произведения живописи.
Гражданское
воспитание
Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
традиционных
ценностей
Приобщение
детей к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание)
28

Популяризаци
я научных
знаний среди
детей
(ценности
научного
познания)
Экологическое
воспитание
Просветите 11
ли земли
кубанской.

Фиксировать на «ленте времени» год
основания первой школы на Кубани.
Сопоставлять школьные предметы,
принадлежности, особенности современной
школы и той, в которой учились предки.
Анализировать причины, изменившие школу.

Защитники
Отечества.

11

Рассказывать о героях Великой Отечественной
войны, тыла. Планировать и реализовывать
проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте
времени» дату освобождения края (своего
населённого пункта) от немецко – фашистских
захватчиков.

Труженики
полей.

11

Составлять рассказ о людях труда.
Анализировать качества учёныхселекционеров, позволивших им добиться
мировой известности. Составлять статью
«Герои кубанских полей» с опорой на СМИ,
рассказы очевидцев, свои наблюдения.

Радетели
земли
кубанской.
Наши
земляки гордость
страны.

22

Характеризовать нравственный смысл
понятий «гордость страны», «радетели земли
кубанской». Составлять энциклопедическую
статью об одном из выдающихся земляков,
объединив статьи одноклассников, создавать
энциклопедию «Радетели земли кубанской»
(по выбору: о выдающихся деятелях науки,
образования, искусства, культуры,
космонавтах, врачах, спортсменах,
политиках).

Ты наследник
земли
отцов.

11

Определять и обосновывать цели на будущее.
Сопоставлять свои цели с целями общества, в
котором живёшь. Обозначать степень ответственности за сохранение культурноисторического наследия.

Жизнь дана 22
на добрые
дела
(проектная
работа).

Отвечать на вопросы, выполнять задания,
подтверждая свои ответы текстом учебника,
своими наблюдениями и исследованиями.
Планировать и реализовывать проект
«Письмо моим наследникам». Анализировать
29

картину художника, высказывать своё мнение
и аргументировать его.
Духовные
истоки
Кубани.

44

Библия.
11
Библиотеки
.

Евангелие – главная книга казаков.
Возникновение библиотек при храмах и
монастырях.

Культурное 11
наследие
Кубани.

Православные традиции в музыкальных,
художественных, литературных
произведениях известных талантливых
земляков.

Музеи –
11
хранители
материальн
ой и
духовной
культуры

Духовные сокровища краеведческих,
художественных музеев. Литературный
музей г. Краснодара – сокровищница
старинных духовных и исторических книг.

Я как
хранитель
духовного
наследия
Кубани. 10
заповедей.

Итоговый урок: подведение итогов
исследовательских проектов.

11

СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания ШМО учителей
начальных классов СОШ №4
от «_29_» августа_ 2023 г. №_1_
руководитель ШМО ________/ Е.Н.Лесная/

Гражданское
воспитание
Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
традиционных
ценностей
Приобщение
детей к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание)
Популяризаци
я научных
знаний среди
детей
(ценности
научного
познания)

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
_________/ Н.Е.Абрамян/
«29» августа 2023 год

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».