РП Математическая грамотность (5кл)

Краснодарский край Приморско-Ахтарский район
ст. Ольгинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
имени В.А. Казбанова

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
протокол №1
от 30 августа 2023 года
Председатель педсовета
_______/Билай О.Ю.

Сертификат: 45DB7A7E513A7F04B93401AEAB2A06B3
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 19.09.2022 до 13.12.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тип программы: ориентированная на достижение результатов
определённого уровня по конкретным видам внеурочной деятельности
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
________ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»___________
(наименование)
________________________1 года_____________________________
(срок реализации программы)
___________________11-12 лет______________________
(возраст обучающихся)

Кулиш Светлана Михайловна
(Ф.И.О. учителя, составителя

1.Пояснительная записка
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читаем,
решаем, живём (математическая грамотность)» разработана в соответствии с
требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной
программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом
примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru), в соответствии с
письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих про- грамм
учебных предметов и календарно-тематического планирования». Рабочая программа
предназначена для обучающихся 5 классов и рассчитана на 17 часов. Курс
реализуется в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятель- ности.
Цель курса:
формирование основ математической грамотности обучающихся.
Задачи курса:
 научиться переводить задачу на математический язык, составлять математическую модель;
 использовать математические знания при решении практических задач;
 интерпретировать и оценивать полученные при решении задач результа- ты в
контексте конкретных ситуаций.
Формы и виды деятельности:
 экскурсия (виртуальная экскурсия);
 практическая работа;
 игра;
 беседа;
 решение задач;
 мини-проекты;
 групповая и парная работа.
2.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельно-сти
Изучение математики по данной программе способствует формированию у
обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обу- чения,
соответствующих требованиям федерального государственного образо- вательного
стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству;

3

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
 формирование основ экологической культуры.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
 смысловое чтение.
Предметные результаты:
 формирование представлений о математике как о методе познания
действительности, позволяющем описывать и изучать реальные
процессы и явления: осознание роли математики в развитии России
и мира; возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов;
 развитие умений работать с учебным математическим текстом
(анализировать, извлекать необходимую информацию); решение
сюжетных задач разных типов на все арифметические действия;
4

применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи; решение логических задач;
 овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений: оперирование понятиями: натуральное число; использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами при выполнении вычислений; выполнение округления чисел в
соответствии с правилами; сравнение чисел;
 овладение геометрическим языком; развитие умения использовать
его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков
геометрических построений: оперирование понятиями: фигура,
точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, прямоугольный параллелепипед, куб; изображение изучаемых фигур от
руки и с помощью линейки; выполнение измерения длин, расстояний;
 развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных
дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; распознавание верных и неверных высказываний; оценивание результатов вычислений при решении практических задач; выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях; использование
числовых выражений при решении практических задач и задач из
других учебных предметов; решение практических задач с применением простейших свойств фигур; выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни.
Программа курса не предполагает расширение и углубление
математических знаний школьников. Курс направлен на практическое применение имеющихся знаний пятиклассников. Темы в содержании курса повторяются в течение всего курса в соответствии
с тематическим планированием.

5

3. Тематическое (календарно-тематическое) планирование курса внеурочной деятельности
(1 час в неделю, всего 17 часов)
№

1

2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13

Темы

з
а
н
я
т
и
я
Что такое математическая грамотность в
исследовании PISA.
Примеры заданий
Развлечения. Парк
Никольский
Туристический поход
Путешествие
Точка Роста
Школьный двор. Экскурсия
Школьный двор. Обработка результатов
измерений
Благоустройство
школьной территории
Школьный музей
Футбол. Футбольные
мячи
Футбол. Экипировка
Школьный стадион
Школьная форма

Кол-во
часов

1

1
1
1
1

1
1

1

Основные видыдеятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Выполнять сложение, вычитание, умножение, деление натуральных чисел, деление с остатком. Выполнять округление натуральных чисел. Решать текстовые задачи арифметиче- ским способом, используя различные
зависимости между величинами (ско- рость, время, расстояние, цена,
коли- чество, стоимость). Анализировать и осмысливать текст задачи,
извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку
рассуждений. Планировать ход решения задачи, оценивать получившийся
ответ. Вы- ражать одни единицы измерения вре- мени через другие.
Владеть понятием угол. Знать виды углов: острый пря- мой, тупой,
развернутый. Вычислять периметр, площадь прямоугольника, квадрата.
Выражать одни единицы из- мерения длины, площади через другие.
Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба. Выражать
одни единицы измерения объёма через дру- гие. Выполнять сложение и
вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Извлекать
информацию из таблиц.

1

1
1
1
1

1

6

14

Строительство.

15
16

Отдых в Сочи
Новая школа. Школьная библиотека

1

17

Итоговое занятие

1

Итого

Бас-сейн

1

1

17

Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами (сложение, вычитание, умножение, деление).
Деление с остатком. Квадрат и куб числа. Сравнение чисел. Округление чисел. Обыкновенные дроби. Сложе- ние и
вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
Формулы. Скорость, время, расстояние. Цена, количество, стоимость. Углы: острый, прямой, тупой, развернутый.
Транспортир. Измерение углов. Построение углов. Прямоугольник. Квадрат. Периметр и площадь прямо- угольника, квадрата. Прямоугольный
параллелепипед. Объём прямоугольного параллелепипеда. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда.
Единицы измерения длины, площади, объёма, времени.
Представление данных в виде таблиц. Решение текстовых задач арифме- тическим способом.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».