Приморско-Ахтарский район станица Ольгинская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 имени В.А. Казбанова
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 45DB7A7E513A7F04B93401AEAB2A06B3
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 19.09.2022 до 13.12.2023
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета
протокол № 1
от 30.08.2023 года
Председатель педсовета
_______________О.Ю.Билай
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
(интеллектуальное направление)
«Основы читательской грамотности»
на 2023 – 2024 учебный год
Класс 5
Количество часов 17
Учитель Белик Светлана Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы читательской грамотности» для
учащихся 5 классов составлена с опорой на:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ
Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования");
- Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего
образования»;
- Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при
введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая
2011 г. № 03-2960;
На усвоение данного курса в 5 классе отводится 17 ч ( 0,5 часа в неделю)
Цель программы: Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном,
развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и
образовательного феномена.
Задачи:
1. Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с
текстом;
2. Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения
интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
3. Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск
информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка
информации;
4. Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы
социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов
разной природы;
5. Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной
диагностики и коррекции возникающих проблем;
6. Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования
полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных
партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в
1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и
использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися
основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается
формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает
чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго
поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности
школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской
деятельности как средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
1. умения, целиком основанные на тексте:
– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы;
2. умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний
читателя»;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но
и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Общая характеристика курса.
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков
работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных,
физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных
потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания
благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития
каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов,
природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей
обучающихся.
Содержание курса.
Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)
Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с которыми связан
процесс чтения. Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать более
результативным.Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и
прогнозирования;обсуждение возможных результатов и формы предъявления результата(создание
портфолио-отчёта или портфолио достижений). Знакомство с технологией сбора и анализа информации
о результатах работы для портфолио. Оформление первой страницы портфолио (результат работы с
текстом и анкетирования).
Тема 2. Как выбрать книгу?(Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)
Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия решения о выборе
книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования. Умение
пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения
информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или
синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.
Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного знакомства с книгой, статьёй
учебника и т.п. Практическое освоение способов/приёмов просмотрового чтения (незнакомого
учебника, учебного пособия, художественного произведения) с целью обнаружить нужную
информацию.
Вопросы и задания(зависят от выбранного материала и предполагают обязательный вывод, например, о
чём «рассказала» фамилия автора? Что узнали из аннотации?):
•
прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;
•
прочитайте аннотацию;
•
обратите внимание на условные обозначения;
•
выделите заголовки и рубрики;
•
представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;
•
просмотрите первую и последнюю страницы.
•
Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы читаете (будете читать)
именно эту книгу?
Тема 3. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание
текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт. Предтекстовые
вопросы и задания в формировании умений.
Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление
прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может быть предложен параграф или текст из
учебника по какому-либо предмету).
Тема 4. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа,
подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать
содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу.Оформление эпиграфа на письме.
Предтекстовыевопросы и задания в формировании умений.
Тема 5. Внимание к слову
Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую
нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые приставками и
суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль
выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.
Индивидуальные консультации: лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с
целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения. Индивидуальная помощь в
подготовке выразительного чтения.
Тема 6. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие как логически
оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или словосочетаний; частные и
общие понятия, часть и целое; классификация понятий. Признаки как свойства предметов;
существенные и несущественные признаки. Термин, определение термина через общее (род) понятие
ичастное (вид), указывающее на наиболее существенный признак.
Тема 7. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)
Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и
иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др.Умение осуществлять поиск и
находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения.
Тема 8. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)
Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка
информации. Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации
(подчёркивание/выделение маркером слов, терминов; [правила/определения]; <вспомогательная
информация>; «!» – особо важная информация; может использоваться системная разметка ТРКМЧП:
«v» – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).
Тема 9. Как читать несплошной текст?(Поиск и обработка информации в несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию,
интерпретировать её. Несплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется невербальным
или не только вербальным способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы,
географические карты и карты местности; планы (помещения, местности, сооружения); входные
билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов
и др.. Значимость умения работать с несплошной текстовой информацией на уроках и в жизни.
Тема 10. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию,
интерпретировать её.
Тема 11. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении, понимании
информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка действительности) и их
сочетание в текстах. Приём фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста
(деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте:
цепная, параллельная, комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в
текстах с разными способами связи. Средства связи. Примерный вариант таблицы:
Тема 12. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)
Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее понимание того, о чём
говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие
интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать
аналогии и сравнения и т.п.
Тема 13. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или
публицистического стиля речи)
Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает текст,
подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства.
Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов работы и фиксирование
результатов деятельности в портфолио (результат выполнения работы в раздаточном комплекте).
Тема 14. Диалог с текстом (Вопросы к тексту. Толстые и тонкие вопросы. Выделение главной мысли. )
Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения активным,
рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в тексте. Разминка (в парах)
«Сочиняем истории по вопросам»: придумывание историй (сказок) по вопросам, которые задаются
поочерёдно друг другу и на которые так же в порядке очерёдности отвечают оба участника. Умение
задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие» вопросы), и вопросы,
требующие подробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы). Умение задавать вопросы к тексту и
понимать логику развития мысли автора, выделять в тексте главную мысль. Умение выявлять скрытые
вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы.
Тема 15. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и
второстепенной, явной и скрытойинформации; развитие воображения, умения прогнозировать.
Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте.
Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям — просторно»: анализ текста и выявление скрытой
информации в тексте.
Тема 16. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ. Оценка
информации)
Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство
формирования коммуникативных умений. Использование умения анализировать композицию текста и
отражать её в плане. Изложения с элементами описания, с элементами рассуждения(по характеру
текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами
сочинения(по способу передачи содержанияУмение соотносить прочитанную информацию со своим
жизненным и знаниевым опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна, практически значима,
является важнейшим рефлексивным умением, формирующим по-настоящему активное, деятельное,
целевое чтение. Во время рефлексивной работы с текстом используются послетекстовые вопросы и
задания:
Тема 17. Чему я научился (Подведение итогов)
Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание их
деятельности учителем.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
учащиеся научатся
- осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения
положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных
интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
- использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной
позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметныерезультаты:
учащиеся овладеют
- элементарными навыками работы с книгой;
- умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения
(поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
- элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научноучебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность,
направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и
жизненный опыт;
- находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
- находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и
иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
- выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность,
направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:
- понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу
текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме
главное в содержании текста;
- объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
- сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
- интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию
разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из
сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
- задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
- прогнозировать содержание текста;
- находить скрытую информацию в тексте;
- использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность,
направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:
- составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
- делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным
замыслом;
- приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
- преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации
(опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность,
направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими
представлениями о мире;
- оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных
причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
- оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
Учащиесяполучат возможность
- использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных
предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
- обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией
(текстами) в разных предметных областях.
Календарно-тематическое планирование.
№ Наименование разделов,
п/п блоков, тем
Всего Дата
Характеристика деятельности учащихся
часов
План. Факт.
1.
Умеем ли мы читать? (Виды
чтения)
1
Знакомство с технологией сбора и анализа
информации о результатах работы для
портфолио
2.
Как выбрать книгу? (Виды
чтения: просмотровое,
ознакомительное)
1
Извлечение нужной информации из текста;
составление памятки, работа в группах
3.
С чего начинается текст? (Роль
заглавия)
1
Прогнозирование содержания текста по
заглавию, составление плана текста,
сопоставление прогноза с содержанием
текста
4.
Зачем нужен эпиграф? (Роль
заглавия и эпиграфа)
1
Выявление понимания роли эпиграфа в
книге, тексте.
5.
Внимание к слову.
1
Лексический анализ выбранных для
конкурса чтецов произведений с целью
поиска всех непонятных слов и выражений
и выяснения их значения
6.
Учимся читать учебный текст
(Элементы учебного текста)
1
Решение задач, выявляющих и
формирующих практические умения
совершать интеллектуальные действия:
7.
Главное и неглавное в тексте
(Виды информации в учебном
тексте)
1
Находить требуемую (нужную)
информацию, применяя технологии
поискового (сканирующего) чтения
8.
Учимся читать учебный текст
(Маркировка информации)
1
Поиск информации и понимание
прочитанного
9.
Как читать несплошной текст?
(Поиск и обработка
информации в несплошных
текстах)
1
Поиск и обработка информации в
несплошных текстах
10. Шифровка и дешифровка
текста (Поиск и нахождение
информации в несплошных
текстах)
1
Поиск и нахождение информации в
несплошных текстах
11. Как построен текст? (Строение
текстов разных типов речи)
1
Составление таблицы/опорной
схемы/опорного конспекта по теории типов
речи
12. «Сцепления» в тексте
(Смысловые связи в тексте)
1
Развитие интеллектуальных умений
выявлять и определять причинноследственные связи, устанавливать
аналогии и сравнения
13. Погружение в текст (Логикосмысловой анализ текста
художественного или
публицистического стиля речи)
1
Логико-смысловой анализ текста
художественного или публицистического
стиля речи
14. Диалог с текстом (Вопросы к
тексту. Толстые и тонкие
вопросы. Выделение главной
мысли. )
1
Составление вопросов к тексту.
Составление вопросов в группах,
взаимообмен вопросами между группами и
ответы на те из них, которые не были
учтены группой
15. Учимся читать «между строк»
(Скрытая информация в тексте)
1
Осмысление информации, осуществляя
мыслительные операции анализа и
выделения главной и второстепенной,
явной и скрытой информации
16. Когда текст прочитан
(Обработка и предъявление
информации: план текста и
пересказ. Оценка информации)
1
Обработка и предъявление информации:
план текста и пересказ).Создание
вторичного текста на базе другого
(исходного текста): пересказ (изложение)
как средство формирования
коммуникативных умений.
17. Чему я научился (Подведение
итогов)
1
Создание памятки
Итого:
17
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя /
О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П.Васильевых, Ж.И.
Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской
академии образования», 2018.
2. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык издательский дом
“Первое сентября”
3. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и
родителей.-- Тлн.: Арго, 2017
4. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных
способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.
5. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm
6. . Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://school-collection.edu.ru/
7. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://www.gramota.ru
8. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru