РП Традиции и культура куб.казачества (6кл)

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сертификат: 45DB7A7E513A7F04B93401AEAB2A06B3
средняя
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 19.09.2022 до 13.12.2023

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1
от «29» августа 2023 года

общеобразовательная школа №4

СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Замдиректора по ВР ____________ Директор МБОУ СОШ №4
Е.Г. Остроушко
__________О.Ю. Билай
«29» августа 2023 года
Приказ № _____
от «30» августа 2023 года

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Традиционная культура кубанского казачества»
Класс – 6

Количество часов по учебному плану 0,5 час в неделю (всего 17 часов)
Составитель: Фомина Г.В.

Ольгинская, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по традиционной культуре кубанского казачества для
учащихся 6 класса (далее – программа) составлена в соответствии с
Федеральным Законом от 29 декабря 2012года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
федеральным компонентом государственных
образовательных стандартов, начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования, утвержденным Приказом
Минобразования РФ от 05 марта 2004 года № 1089;требованиями
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями) к
результатам освоения основной образовательной программы, а также в
соответствии с основными направлениями программ, включённых в
структуру
программы
дополнительного
образования
(внеурочной
деятельности).
Настоящая программа является частью программного комплекса для
общеобразовательных организаций с казачьими классами (группами)
Краснодарского края.
Реалии нашего времени – возрождение в широких слоях населения
России интереса к истории и традиционной культуре своего народа. Причина
этого интереса - духовный кризис современного общества, объясняющийся
утратой многими людьми исторических и национальных корней. В
настоящее время большинство людей не знают истории, культуры своего
народа. Потребуется немало времени и труда для обретения народной памяти
жителей Кубани. Поэтому сегодня необходимы усилия по воссозданию
разрушенного уклада жизни кубанских казаков, их традиционной культуры,
обычаев.
1. Общая характеристика учебного предмета
Данная программа предусматривает углубленное изучение традиций
кубанского казачества. Программа состоит из разделов, последовательно
раскрывающих спектр традиционной кубанской казачьей культуры.
Цель программы – создание представления о кубанском казачестве, его
традиционной культуре как целостной системе жизнеобеспечения народа,
приобщение к традиционной культуре, системе ценностей, основам соционормативной казачьей культуры, обычаям кубанских казаков, воспитание
нравственности кадет, формирование казачьего уклада жизни в корпусе,
приобщение к казачьему укладу жизни семей школьников.
Задачи:
- сформировать у школьников представления о кубанскомказачестве;
-приобщить школьников к ценностным основам традиционной
культуры кубанских казаков;

3

- прививать духовно-нравственные устои, приобщать к основным
традициям и обычаям кубанских казаков;
- формировать у кадет интерес к исследовательской и практической
работе, убеждение в необходимости сохранения семейных ценностей.
Занятия по данной программе носят практико-ориентированный,
творческий характер. Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых
занятий, конкурсов, массовых мероприятий, участиях в фестивалях,
конкурсах казачьейнаправленности.
2. Описание места предмета в системе дополнительного
образования.
Реализация данной программы предполагается через занятия в
системе дополнительного образования.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения, включает 17 часов.
В результате реализации данной программы кадеты должны
знать/понимать/применять:
1.
Знать и соблюдать казачьи заповеди, знать и использовать в
жизни основы традиционной культуры, бережно относиться к культурноисторическому наследию кубанского казачества;
2.
Усвоить нормы и правила общественного поведения,
психологические установки, знания и навыки, позволяющие казаку как
соответствовать традиционной системе, так и успешно действовать в
современном обществе;
3.
Понять и принять основные социальные роли казака,
соответствующие возрасту: социальные роли в казачьей семье, в казачьем
обществе;
4.
Понимать эстетику культуры и традиций кубанского казачества;
5.
Выработать казачий менталитет, желание и готовность к труду,
несению государственной службы казачества.
3. Содержание учебного предмета.
2 год обучения – 6 класс:
Традиционная культура кубанского казачества.
Казаки, кунаки, соседи.
Традиции и обычаи казаков.
Календарный и жизненный круг.
Дети в традиционной культуре кубанских казаков.
3 год обучения – 7 класс:
4. Тематическое планирование.
6 класс
№

Наименование разделов, блоков, тем

Количество
часов

4
1

2
3

4

5

Традиционная культура кубанского казачества.
Традиционная культура кубанских казаков.
Православная вера казаков.
Казачьи заповеди.
Казачья доблесть. Поминовения казаков, геройски
погибших и невинно убиенных.
Казаки, кунаки, соседи.
Казаки и соседи. Народы Кубани.
Традиции и обычаи казаков
Честь казачья. Слово казака.
Родители и дети: взаимоотношения в семье. Старики в
казачьей общине.
Поведенческие нормы и этикет казаков.
Оружие казака. Казачий конь.
Взаимопомощь у казаков.
Календарный и жизненный круг
Рождение казака. Таинство крещения казака.
Календарные обряды и праздники кубанских казаков
Проводы казака на службу. Встреча казака со службы.
Погребение казака.
Дети в традиционной культуре кубанских казаков
Дети как ценность казачьей семьи. Фольклор для детей
(сказки и легенды)
Дети в календарных обрядах.
Казачьи игры.
Итоговые занятия. Итоговый зачет.
Итого часов:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17

6. Описание материально-технического обеспечения
образовательной деятельности:
1) Печатные пособия:

Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского
казачества. Краснодар,2003.

Бондарь Н.И. Хлеб: пища и символ: восточнославянская сельская
традиция// Российское село XXI веке: проблемы и перспективы. Выпуск 2.
Москва-Краснодар,2004.
2) Технические средства обучения:
 Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура,
мышь).
 Колонки (рабочее место учителя).
3) Цифровые и электронно-образовательные ресурсы:

5

 http://slavakubani.ru/
 admkrai.krasnodar.ru/content/530...


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».