Краснодарский край Приморско-Ахтарский район ст Ольгинская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
имени В.А. Казбанова
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
УТВЕРЖДЕНО
Сертификат: 45DB7A7E513A7F04B93401AEAB2A06B3
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 19.09.2022 до 13.12.2023
решением педагогического совета
от 30.08.2023года протокол №1
Председатель ________/Билай О.Ю.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Уроки мужества»
Классы : 1-11
Количество часов : 34
Срок обучения : 1 год
Составитель: Остроушко Елена Георгиевна
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Уроки мужества» разработана в
соответствии с приказом министерства образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края от 15.08.2022 года № 1884 «О мерах по повышению эффективности
патриотического воспитания обучающихся образовательных организаций
Краснодарского края в 2022/23 учебном году», в целях реализации Стратегии
патриотического образования детей и молодежи Краснодарского края, утвержденной
приказом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
от 30 октября 2017 года №4514 «Об утверждении стратегии патриотического образования
детей и молодежи Краснодарского края», письмом Министерства просвещения
Российской Федерации от 17 июня 2022 г. № АБ-1611/06 «О направлении Стандарта
церемониала», повышения уровня эффективности патриотического воспитания
обучающихся и молодёжи в 2023/24 учебном году.
Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со
многими интересными вопросами истории, которые способствуют расширению и
углублению знаний о данной науке. Сегодня ценность исторической науки в обществе
возрастает. История учит детей таким общечеловеческим ценностям, как уважение друг к
другу, веротерпимость, справедливость, стремление помогать друг другу в беде.
Содержание урока мужества посвящено военной истории России, яркой летописи
самоотверженной борьбы нашего народа, которая покрыла Русскую армию неувядаемой
ратной славой за целостность и независимость родной земли. Успешность в изучении
истории, одной из основных гуманитарных наук, может быть достигнута при условии
овладения обучающимися навыками и алгоритмами работы с историческими материалами
и понятиями. Данный курс позволит развивать у учащихся умение самостоятельно
работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки
аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Также программа
помогает отрабатывать навык работы с проблемными, творческими вопросами. Работа в
команде даёт хороший опыт сотрудничества. Содержание программы соответствует
познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на
уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Учитель должен
использовать игровые формы, потому что они помогают решать серьёзные учебные
проблемы. Используя игру, учащиеся лучше запоминают сложный исторический
материал, который формирует речевые компетенции. Программа педагогически
целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных
способностей ребенка, которые не всегда можно рассмотреть на уроке, развитию у детей
интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной,
одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё
свободное время.Творческие работы, используемые в системе, основаны на
любознательности детей, которую педагог должен поддерживать и направлять. Данная
практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но
и осваивать более сложный уровень знаний по предмету. Программа по внеурочной
деятельности «Уроки мужества» предполагает демократический стиль общения учителя и
учеников. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению
основ истории, а развивает у обучающихся интерес к истории и научно-познавательной
деятельности.
Цель программы:
-создание условий для активизации познавательного интереса к изучению истории через
самостоятельную исследовательскую работу.
-совершенствование умения работать с информацией;
-совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к
сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить
содержательные компромиссы;
-формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия
многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и
культурой многонационального народа России;
-формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
- создание условий для развития и самореализации обучающихся.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических
задач:
-формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления
с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую
обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности,
определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным
проблемам истории;
-овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами
исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как
основы решения исследовательских задач.
Место курса «Уроки мужества» в учебном плане.
Программа курса «Уроки мужества» вводится в учебный план МАОУ СОШ №4 с целью
реализации интересов и потребностей, обучающихся и их родителей. Сроки реализации
программы: 1 год. В Учебном плане МАОУ СОШ №4 .на изучение данного курса
отводится 17 часа(1 час в неделю).
2.Планируемые результаты освоения курса:
Личностными результатами изучения программы «Уроки мужества » в школе является
формирование следующих умений:
- Развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации
творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности,
высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного
образования и компетенции «уметь учиться»;
- Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению
Отечеству.
Формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни.
воспитание компетентного гражданина России, осознающего ответственность за
настоящее и будущее своей страны.
Формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных
оснований личностного морального выбора;
- Развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности
открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам;
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию
ответственности за их результаты;
- Целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к
преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и
умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу
жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих
возможностей.
- Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения,
уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни
представителей народов России.
- Формирование основ российской гражданской идентичности;
- Пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- Воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- Формирование патриотизма и гражданской солидарности;
Метапредметными результатами изучения программы «Уроки мужества» в школе
является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и
деятельности других;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника;
- учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
- формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия
учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в
- поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений;
освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания
образовательных достижений.
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их
образы;
- знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания
отечественного историко-культурного процесса;
- знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения,
проблемы и др.);
- знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях,
достижениях, проблемах и др.;
- понимание сущности и особенностей российского патриотизма;
- знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм»,
«патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита
Отечества» и др.;
- понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и
уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории
человечества;
- способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих
обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах
динамичного развития России.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения,
участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить
продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения
вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими
осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.
- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях
и следовать им;
- учиться согласованно работать в группе;
- формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию
учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной
деятельности.
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и
сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным
российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным
убеждениям;
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание урока мужества посвящено военной истории России, яркой летописи
самоотверженной борьбы нашего народа, которая покрыла Русскую армию неувядаемой
ратной славой за целостность и независимость родной земли. Принцип системного
подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений
нравственно-патриотического воспитания реализуется в процессе взаимосвязанного
формирования представлений подростков о нравственно-патриотических чувствах в
различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру. «Уроки
мужества» проводятся еженедельно, в соответствии с утвержденной тематикой и
календарем памятных дат. Проведению Часа духовности ежемесячно каждый третий
четверг месяца в рамках урока мужества.
Тематическое планирование
№
п/п
№
урока
Содержание, разделы, темы
1
2
3
4
5
6
7
День солидарности в борьбе с терроризмом.
День образования Краснодарского края
Его имя носит наша школа День рождения В.А.
Казбанова
День разгрома советскими войсками
немецко‑фашистских войск в битве за Кавказ (1943
год)
День образования Кубанского казачьего войска
День народного единства
День победы русского флота над турецким флотом в
Чесменском сражении (1770 год). День проведения
Количес
тво
часов
1
1
1
1
1
1
1
Дата проведения
план
факт
8
9
10
11
12
13
14
15-16
военного парада на Красной площади в городе Москве
в ознаменование двадцать четвертой годовщины
Великой Октябрьской социалистической революции
(1941 год)
День Государственного герба Российской Федерации
День Неизвестного Солдата. День начала
контрнаступления советских войск против немецкофашистских войск в битве под Москвой (1941 год)
День Героев Отечества.
День полного освобождения города Ленинграда от
фашистской блокады (1944).
80 лет со дня победы Вооруженных сил СССР над
армией гитлеровской Германии в 1943 году
Сталинградской битве. Освобождение Кущевского
района.
День защитника Отечества. День памяти о россиянах,
исполнявших служебный долг за пределами Отечества.
День памяти воинов, погибших в локальных
конфликтах.
День Победы советского народа в Великой
Отечественной войне 1941–1945 годов (1945 год).
1
1
1
1
1
1
1