РП Финансовая грамотность (5кл)

Краснодарский край Приморско-Ахтарский район ст. Ольгинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
имени В.А. Казбанова

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
протокол №1
от 30 августа 2023 года
Председатель педсовета
_______/Билай О.Ю.

Сертификат: 45DB7A7E513A7F04B93401AEAB2A06B3
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 19.09.2022 до 13.12.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тип программы: ориентированная на достижение результатов
определённого уровня по конкретным видам внеурочной деятельности
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
________ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»___________
(наименование)
________________________1 года_____________________________
(срок реализации программы)
___________________11-12 лет______________________
(возраст обучающихся)

Кулиш Светлана Михайловна
(Ф.И.О. учителя, составитель

2

1.Пояснительная записка
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на
основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания
(сайт www.fgosreestr.ru), в соответствии с письмом министерства образования,
науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-1314546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарнотематического планирования». Рабочая программа предназначена для обучающихся 5 классов и рассчитана на 17 часов в год. Курс реализуется в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности.
Цель курса:
формирование у обучающихся компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами.
Задачи курса:
 формирование начальных навыков экономического мышления, воспитание ответственности при выстраивании финансовых отношений в семье
и обществе,
 приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения бытовых вопросов в области экономики семьи.















Формы и виды деятельности:
экскурсия,
практикум,
онлайн занятие,
игра,
беседа,
мозговой штурм,
КТД,
виртуальная экскурсия,
решение задач,
творческая мастерская,
проект,
работа в библиотеке,
написание эссе,
кейс.

3

2. Планируемые результаты
Изучение математики по данной программе способствует формированию
у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программе
воспитания.
Личностные результаты:
 формирование активной жизненной позиции;
 развитие начальных навыков экономического стиля мышления в
области экономических отношений в семье и обществе;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета;
 уважение к труду;
 приобретение опыта применения полученных знаний и умений для
решения реальных экономических ситуаций.
Метапредметные результаты:
 развитие умений поиска информации, необходимой для решения
математических задач;
 формирование умений представлять информацию в виде информационной модели (таблицы, схемы, графика, диаграммы и т.п.);
 развитие логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей;
 развитие речи посредством овладения предметными и межпредметными понятиями;
 формирование навыков планирования действий с помощью учителя
и самостоятельно;
 развитие способности критического отношения к полученным результатам: самооценка и взаимооценка, корректировка действий,
принятие идей и замечаний других людей;
 развитие навыков коммуникации: составление устных и письменных текстов, ведение диалога, принятие других точек зрения, распределение функций и ролей при совместной деятельности;
 умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и
давать оценку ситуации;
 умение переложить знакомую математическую задачу в контекст
проблемной ситуации других дисциплин, в окружающей жизни.
Предметные результаты:
 освоение приёмов работы с экономической информацией, её
осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
 приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и
умений для решения бытовых задач в области семейной экономики:

4

доходы и расходы семьи, составление семейного бюджета, инвестирование, прогнозирование и анализ полученных результатов;
 определение элементарных проблем в области семейных финансов
и нахождение путей их решения;
 развитие кругозора в области экономической жизни общества и
формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин
Обучающийся научится:
 оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка,
распродажа, продажа по акции, сбережение и увеличение капитала;
 оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет идоход страны,
средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание,
стоимость строительства объектов народного хозяйства; бюджет
семьи, статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и расходов и
др.;
 пользоваться денежными знаками (купюрами, монетами);
 применять формулу стоимости покупки для расчета цены, стоимости или количества товара;
 оценивать достаточность имеющейся суммы денег для покупки товара, вычислять причитающуюся сдачу;
 решать задачи на стоимость товаров и услуг, выбор оптимального
варианта покупки с помощью составления числовых выражений;
 рассчитывать зарплату, премию;
 принимать участие в расчетах семейного бюджета
 решать задачи на снижение и увеличение цены, применяя пропорции и линейные уравнения;
 применять к решению задач соотношение: прибыль = выручка – себестоимость;
Обучающийся получит возможность научиться:
 приёмам грамотного распределения семейного бюджета;
 оптимизировать доходы и расходы посредством математических
механизмов;
 применять аппарат математические методы для решения разнообразных задач из смежных предметов и практической деятельности;
 выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
 применять полученные знания при решении задач повышенной
сложности.

5

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности (1 час в неделю, всего 17 часов)
№
занятия
Деньги (3 ч)

1

2-3

Тема занятия

Кол-во
часов

История и причины возникновения денег. Денежные
отношения на Руси. Валюта РФ, Госхран РФ. Золотой запас страны. Современные деньги России и
других стран. Что такое банк. Для чего нужны
банки.

1

Денежные расчёты. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты.
Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги.

2

Основные виды деятельности обучающихся (на
уровне учебных действий)
Объяснение проблем бартерного (товарного) обмена.
Описание свойств предмета, выполняющего роль денег. Ознакомление с понятием золотой запас страны,
валюта. Объяснение, почему изготовление фальшивых денег – преступление. Решение задач на
соотнесение, составление схем, таблиц.
Перечисление видов денег. Примеры товарных денег.
Сравнение преимуществ и недостатков разных видов
денег. Составление и решение задачи с денежными
расчётами.

Доходы и расходы (2 ч)
Статьи расходов. Статьи доходов. Бюджет и доходы
страны, средства, выделяемые на образование, ме4-5
дицинское обслуживание, стоимость строительства
объектов народного хозяйства и др.
Семейный бюджет (12 ч)
Предметы первой необходимости. Товары текущего
потребления. Товары длительного пользования.
6-7

8-9

2

2

Заработная плата.

2

6

Рассмотреть, какие существуют статьи доходов и расходов семьи и государства. Решение простейших
расчётных задач.
Объяснение причин, по которым люди делают покупки. Описание направлений расходов семьи. Решение
простейших задач на расчёт стоимости товаров, необходимых в повседневной жизни.
Описание и сравнение источников доходов семьи.
Расчёт расходов семьи на условных примерах.

Услуги. Коммунальные услуги и платежи.
10-11

12-13

2
Детские расходы.

2

Формирование личных и семейных сбережений.
14-15

2

Рациональное планирование, в частности опти16-17 мальный выбор, позволяющий минимизировать
расходы.

2

7

Обсуждение воздействия рекламы и промоакций на
принятие решений о покупке. Расчёт доли расходов
на разные товары и услуги. Какие существуют коммунальные платежи. Расчёт расходов семьи на
коммунальные услуги.
Статьи расходов семейного бюджета на детей. Расчёт
расходов семьи на нужды детей.
Управление доходами и расходами. Семейный бюджет, формирование личных и семейных сбережений.
Кредит. Вклады. Составление семейного бюджета на
условных примерах.
Сравнение доходов и расходов и принимать решения.
Последствия превышения расходов над доходами.
Решение задач на оптимизацию затрат.

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».