Краснодарский край Приморско-Ахтарский район ст. Ольгинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
имени В.А. Казбанова
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
протокол №1
от 30 августа 2023 года
Председатель педсовета
_______/Билай О.Ю.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 45DB7A7E513A7F04B93401AEAB2A06B3
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 19.09.2022 до 13.12.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тип программы: ориентированная на достижение результатов
определённого уровня по конкретным видам внеурочной деятельности
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
________ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»___________
(наименование)
________________________1 года_____________________________
(срок реализации программы)
___________________12-13 лет______________________
(возраст обучающихся)
Кулиш Светлана Михайловна
(Ф.И.О. учителя, составителя
1.Пояснительная записка
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на
основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания
(сайт www.fgosreestr.ru), в соответствии с письмом министерства образования,
науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-1314546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарнотематического планирования». Рабочая программа предназначена для обучающихся 6 классов и рассчитана на 17 часов в год. Курс реализуется в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности.
Цель курса:
формирование у обучающихся компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами.
Задачи курса:
формирование начальных навыков экономического мышления, воспитание ответственности при выстраивании финансовых отношений в семье и обществе,
приобретение опыта применения полученных знаний и умений для
решения бытовых вопросов в области экономики семьи.
Формы и виды деятельности:
экскурсия,
практикум,
онлайн занятие,
игра,
беседа,
мозговой штурм,
круглый стол,
решение задач,
проект,
работа в библиотеке,
написание эссе.
2
2. Планируемые результаты
Изучение математики по данной программе способствует формированию
у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
формирование активной жизненной позиции;
развитие начальных навыков экономического стиля мышления в
области экономических отношений в семье и обществе;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета;
уважение к труду;
приобретение опыта применения полученных знаний и умений для
решения реальных экономических ситуаций.
Метапредметные результаты:
развитие умений поиска информации, необходимой для решения
математических задач;
формирование умений представлять информацию в виде информационной модели (таблицы, схемы, графика, диаграммы и т.п.);
развитие логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей;
развитие речи посредством овладения предметными и межпредметными понятиями;
формирование навыков планирования действий с помощью учителя
и самостоятельно;
развитие способности критического отношения к полученным результатам: самооценка и взаимооценка, корректировка действий,
принятие идей и замечаний других людей;
развитие навыков коммуникации: составление устных и письменных текстов, ведение диалога, принятие других точек зрения, распределение функций и ролей при совместной деятельности;
умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и
давать оценку ситуации;
3
умение переложить знакомую математическую задачу в контекст
проблемной ситуации других дисциплин, в окружающей жизни.
Предметные результаты:
освоение приёмов работы с экономической информацией, её
осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и
умений для решения бытовых задач в области семейной экономики:
доходы и расходы семьи, составление семейного бюджета, инвестирование, прогнозирование и анализ полученных результатов;
определение элементарных проблем в области семейных финансов
и нахождение путей их решения;
развитие кругозора в области экономической жизни общества и
формирование познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин
Обучающийся научится:
оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка,
распродажа, продажа по акции, сбережение и увеличение капитала;
оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет и доход страны,
средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание,
стоимость строительства объектов народного хозяйства; бюджет
семьи, статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и расходов и
др.;
пользоваться денежными знаками (купюрами, монетами);
применять формулу стоимости покупки для расчета цены, стоимости или количества товара;
оценивать достаточность имеющейся суммы денег для покупки товара, вычислять причитающуюся сдачу;
решать задачи на стоимость товаров и услуг, выбор оптимального
варианта покупки с помощью составления числовых выражений;
решать задачи на простые проценты и банковские проценты, изменение процентной базы (повышение и понижение цен на товары);
рассчитывать зарплату, налоги, премию;
принимать участие в расчетах семейного бюджета
решать задачи на снижение и увеличение цены, применяя пропорции и линейные уравнения;
4
решать задачи с помощью деления числа в данном отношении на
распределение прибыли пропорционально внесенным деньгам, распределение оплаты за выполненную работу,
применять к решению задач соотношение: прибыль = выручка – себестоимость;
решать задачи на двукратное изменение величины, в частности задачи на сложные банковские проценты;
решать задачи на распределение бюджета семьи, пользуясь диаграммами.
Обучающийся получит возможность научиться:
приёмам грамотного распределения семейного бюджета;
оптимизировать доходы и расходы посредством математических
механизмов;
применять аппарат математические методы для решения разнообразных задач из смежных предметов и практической деятельности;
выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
применять полученные знания при решении задач повышенной
сложности.
5
2.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности (1 час в неделю, всего 17часов)
№
Тема занятия
занятия
Семейный бюджет (2 ч.)
Кол-во
часов
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)
Статьи семейных доходов. СтаРассмотреть возможные статьи доходов и расходов семейного бюджета. Расчёт
2
тьи семейных расходов.
доходов и расходов семьи на условных примерах.
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (2 ч.)
1-2
3
4
Непредвиденные ситуации, требующие дополнительных расходов, их последствия. Аварии.
Болезни. Несчастные случаи.
Катастрофы.
Страхование. Страховая компания. Страховой полис.
1
1
Рассмотреть, какие могут возникнуть жизненные обстоятельства, в которых
человеку необходима финансовая помощь государства. Рассмотреть задачи на
экономию семейного бюджета.
Рассмотреть понятия страховки, виды страхования. Рассмотреть задачи на оптимизацию семейного бюджета.
Социальные пособия (2 ч.)
Виды пособий и их выплаты.
Пенсия. Пенсионный фонд. Сти5-6
пендия. Больничный лист. Пособие по безработице. Материнский капитал.
Налоги (5 ч.)
7-8
Виды налогов. Налоговый Кодекс. Как и на что расходуются
налоговые сборы. Другие доходы государства. Что такое бюджет и для чего он нужен.
9
Налог.
Подоходный
налог.
Налоговая ставка. Налог на прибыль.
Проведение исследования того, какие виды социальных пособий есть в России.
Рассмотреть задачи, связанные с влиянием социальных выплат на доход семьи.
2
2
Разобрать, какие виды налогов должны платить граждане РФ. Исследовать, для
чего нужны налоги. Работа над проектом. Решение задач на расчёт различных
налогов.
1
Разобрать, как влияет выплата налогов на бюджет семьи. Решение задач на
расчёт различных налогов. Работа над проектом.
11
10
11
Пеня. Налоговые льготы.
Налог на добавленную стоимость.
1
Разобрать, как влияет выплата налогов на бюджет семьи. Решение задач на
расчёт различных налогов. Работа над проектом
1
Разобрать, как влияет выплата налогов на бюджет семьи. Решение задач на
расчёт различных налогов. Работа над проектом
2
Для чего нужны банки. Разобрать, какие услуги они предоставляют. Решение
задач на расчёт по выплате кредитов.
Вклады и кредиты (6 ч.)
12-13
Кредит. Проценты по кредиту.
Долги.
14-17
Сбережения, виды сбережений,
депозиты, пластиковые карты.
Вклады. Проценты по вкладам.
4
Исследовать, почему люди хранят деньги в банке. Решение задач на расчёт по
банковских услуг на условных примерах.
12