Краснодарский край Приморско-Ахтарский район ст. Ольгинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
имени В.А. Казбанова
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 45DB7A7E513A7F04B93401AEAB2A06B3
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 19.09.2022 до 13.12.2023
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
протокол №1
от 30 августа 2023 года
Председатель педсовета
_______/Билай О.Ю./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тип программы: ориентированная на достижение результатов
определённого уровня по конкретным видам внеурочной деятельности
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
________ «Читательская грамотность»___________
(наименование)
________________________3 года_____________________________
(срок реализации программы)
___________________8 – 10 лет______________________
(возраст обучающихся)
Сердюкова Н.П.
(Ф.И.О. учителя, составителя)
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читательская
грамотность» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО (2021 г.) ,
на основе примерной рабочей программы «Литературное чтение» (для 1-4 классов
образовательных организаций), с учетом примерной рабочей программы воспитания
для общеобразовательных организаций, в соответствии с письмом министерства
образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 N4701-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарнотематического планирования».
Рабочая программа предназначена для обучающихся 2-4 классов и рассчитана на 17
часов. Курс реализуется в познавательном направлении внеурочной деятельности.
Цель курса: формирование основ читательской грамотности обучающихся.
Задачи и планируемые результаты программы внеурочной деятельности
базируются на требованиях ФГОС НОО к образовательным результатам; согласуются
с планируемыми результатами освоения примерной рабочей программы учебного
предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего образования и
соответствуют компонентам функциональной грамотности, которые обоснованы в
лаборатории начального образования РАО (Н.Ф. Виноградова и др.):
1) форсированность мотивации к самостоятельному чтению; осознание себя как
читателя, понимание роли чтения в успешности обучения и повседневной жизни;
2) овладение процессом смыслового чтения текстов разного типа, прежде всего
художественного текста;
3) умение ориентироваться в особенностях разных жанров фольклора и
художественной литературы;
4) готовность осуществлять творческую деятельность на основе прочитанного текста.
Задачи курса:
способствовать формированию потребности в читательской деятельности;
формировать готовность к смысловому чтению – восприятию письменных
текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них
информации;
формировать способность извлекать необходимую информацию для ее
преобразования; на основе анализа информации ориентироваться в жизненных
ситуациях.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Читательская грамотность»:
Личностные результаты.
Личностные результаты освоения программы достигаются в процессе
образовательной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную
динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы
самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Личностные результаты освоения программы должны отражать освоение младшими
школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного
отношения к общественным, традиционным, социокультурным и духовнонравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных
представлений и отношений на практике.
Учителю необходимо донести до сознания младшего школьника, что чтение дает
человеку свободу – заниматься самому, выбирать книгу по собственному желанию, не
занимать время других. Чтение дает возможность путешествовать и фантазировать,
переживать вместе с героями и оказывать им
моральную поддержку.
Метапредметные результаты
В результате освоения курса внеурочной деятельности будут сформированы:
познавательные универсальные учебные действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру,
устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжетах текстов различных
жанров, при составлении плана, характеристике поступков героев;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном
виде;
коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
регулятивные универсальные учебные действия самоорганизации и самоконтроля:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные задания с опорой на предложенные образцы.
Предметные результаты
понимать содержание, смысл прочитанного произведения;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста;
описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет)
героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения,
устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками,
сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием
словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном
значении;
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в
соответствии с учебной задачей.
Содержание программы
2 класс (17 часов)
Тема 1. Вводное занятие. (2 часа)
Знакомство с «Читательским портфелем» Портреты писателей.
Форма: групповая, беседа.
Вид деятельности: познавательная.
II.
Тема 2. Рассказы о «зверенках» (3 часа)
Е. И. Чарушина. Рассказ «Лесной котенок». Рассказ «Две мышки». Сходство и
различие текстов.
Форма: групповая, беседа.
Вид деятельности: познавательная.
Тема 3. Творческая работа №1. (1 час)
Мини-рассказ «Пропущенные буквы»
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 4. Веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина (2часа)
Веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина. Выражение своей позиции в
сочинении, рисунке или аппликации.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 5. Проект «Мои лучшие друзья - это книги!»(4 часа)
Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая
фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Составление плана работы над
проектом. Подготовка проекта. Защита творческих проектов «Мои лучшие друзья - это
книги!»
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 6. Читаем всё, что задано. (2 часа)
Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и
различие текстов разных предметов.
Форма: групповая, беседа, игра.
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 7. Разговор про вежливость. (3 часа)
Разговор про вежливость. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего
мира. Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Учебно-тематический план
2 класс (17 часов)
№ п/п Темы
Количество
теория
часов
1
Вводное занятие.
2
2
2
Рассказы о «зверенках» 3
3
3
Творческая работа №1. 1
4
Веселые рассказы о
2
1
школьной жизни В.В.
Голявкина.
5
Поект «Мои лучшие
4
2
друзья - это книги!»
6
Читаем всё, что задано. 2
2
7
Разговор про
3
1
вежливость.
Итого:
17
11
практика
1
1
2
2
6
3 класс (17 часов)
Тема 1. Определение основной темы в фольклорном произведении. (3 часа)
Вводное занятие «Вспомним, что читали». Пословицы, поговорки как источник
информации.
Форма: групповая, беседа.
Вид деятельности: познавательная.
Тема 2. Веселые рассказы о животных (3 час)
«Лесной доктор» М.М.Пришвина – кто он? «Загадочный зверь» Н.И.Сладко.
Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 3. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? (5
часов)
Типы текстов: текст описание. Типы текстов: текст повествование. Типы текстов:
текст рассуждение. Работа со сплошным текстом.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 4. «По страницам детских журналов» (2часа)
Г. Б. Остер «Вредные советы» . Ю.И. Ермолаев «Проговорился». Выражение своей
позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 5. Проект «Мои лучшие друзья - это книги!»(4 часа)
Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая
фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Составление плана работы над
проектом. Подготовка проекта. Защита творческих проектов «Мои лучшие друзья это книги!»
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Учебно-тематический план
3 класс (17 часов)
№ п/п Темы
Количество
теория
часов
1
Определение основной
3
3
темы в фольклорном
произведении.
2
Веселые рассказы о
3
2
животных
3
Работа с текстом: как
5
2
выделить главную
мысль текста или его
частей?
4
«По страницам детских 2
1
практика
-
1
3
1
5
журналов»
Проект «Мои лучшие
друзья - это книги!»
Итого:
4
2
2
17
10
7
4 класс (17 часов)
Тема 1. «Вспомним, что читали». (2 часа)
Вводное занятие «Вспомним, что читали». Определение основной темы и главной
мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте.
Форма: групповая, беседа.
Вид деятельности: познавательная.
Тема 2. Работа с текстом. (4 часа)
Рассказы современных писателей: Е.Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и
один день каникул». Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как
преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 3. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? (6
часов)
Типы текстов: текст описание. Типы текстов: текст повествование. Типы текстов:
текст рассуждение. Работа со сплошным текстом.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 4. Учебный текст как источник информации.(2 час)
Е.В.Медведев «Баранкин, будь человеком» и др. Составление плана на основе
исходного текста.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 5. Аттестация (3 часа)
Создать собственные тексты, применить информацию из текста при решении учебнопрактических задач. Проведение рубежной аттестации.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Учебно-тематический план
4 класс (17 часов)
№ п/п Темы
Количество
теория
практика
часов
1
2
3
4
5
«Вспомним, что читали»
Работа с текстом.
Работа с текстом: как
выделить главную
мысль текста или его
частей?
Учебный текст как
источник информации
Аттестация
Итого:
2
4
6
2
2
2
2
4
2
1
1
3
17
1
8
2
9
Формы организации деятельности: Методы проведения занятий: беседа, игра,
практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные
и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских
работ, мини-конференция, консультация.
Виды деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная,игровая.
Календарно-тематическое планирование
2 класс (17 часов)
№ п/п Темы
Вводное занятие. 2 часа
1
Знакомство с «Читательским портфелем»
III.
2
3
4
5
6
7
8
9
Портреты писателей.
Рассказы о «зверенках» 3 часа
Е. И. Чарушина. Рассказ «Лесной котенок».
Рассказ «Две мышки»
Сходство и различие текстов.
Творческая работа №1. 1 час
Мини-рассказ «Пропущенные буквы»
Веселые рассказы о школьной жизни В.В.
Голявкина 2часа
Веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина.
Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или
аппликации.
Проект «Мои лучшие друзья - это книги!» 4 часа
Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная
книга будущего», «Самая фантастическая книга»,
Всего часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10-11
12
13
14
15
16
17
«Книги о детях» и т.д.
Составление плана работы над проектом. Подготовка
проекта.
Защита творческих проектов «Мои лучшие друзья - это
книги!»
Читаем всё, что задано. 2 часа
Чтение текстов из учебника русского языка и
окружающего мира.
Сходство и различие текстов разных предметов.
Разговор про вежливость. 3 часа
Разговор про вежливость.
Чтение текстов из учебника русского языка и
окружающего мира.
Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или
аппликации.
Итого:
2
1
1
1
1
1
1
17
3 класс (17 часов)
№ п/п Темы
Определение основной темы в фольклорном
произведении. 3 часа
1
Вводное занятие «Вспомним, что читали».
2-3
4
5
6
7
8
9
10-11
12
13
Пословицы, поговорки как источник информации.
Веселые рассказы о животных. 3 часа
«Лесной доктор» М.М.Пришвина – кто он?
«Загадочный зверь» Н.И.Сладко.
Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или
аппликации.
Работа с текстом: как выделить главную мысль
текста или его частей? 5 часов
Типы текстов: текст описание.
Типы текстов: текст рассуждение.
Типы текстов: текст повествование.
Работа со сплошным текстом.
«По страницам детских журналов» 2часа
Г. Б. Остер «Вредные советы» . Ю.И. Ермолаев
«Проговорился».
Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или
аппликации.
Проект «Мои лучшие друзья - это книги!»4 часа
Всего часов
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
14
15-16
17
Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная
книга будущего», «Самая фантастическая книга»,
«Книги о детях» и т.д.
Составление плана работы над проектом. Подготовка
проекта.
Защита творческих проектов «Мои лучшие друзья - это
книги!»
Итого:
1
2
1
17
4 класс (17 часов)
№ п/п Темы
«Вспомним, что читали» 2 часа
1
Вводное занятие «Вспомним, что читали».
2
Определение основной темы и главной мысли в
произведении. Определение авторской позиции в
художественном тексте.
Работа с текстом.4 часов
3-4
Рассказы современных писателей: Е.Велтистов
«Мальчик из чемодана», «Миллион и один день
каникул».
5-6
Как понимать информацию, содержащуюся в тексте,
как преобразовывать текстовую информацию с учётом
цели дальнейшего использования
Работа с текстом: как выделить главную мысль
текста или его частей? 6 часов
7
Типы текстов: текст описание
8
Типы текстов: текст повествование.
9
Типы текстов: текст рассуждение.
10-12 Работа со сплошным текстом.
Учебный текст как источник информации 2 часа
13
Е.В.Медведев «Баранкин, будь человеком» и др.
14
Составление плана на основе исходного текста.
Аттестация 3 часа
15-16 Создать собственные тексты, применить информацию
из текста при решении учебно-практических задач.
17
Проведение рубежной аттестации.
Итого:
СОГЛАСОВАНО:
Руководитель ШМО
Всего часов
1
1
2
2
1
1
1
3
1
1
2
1
17
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
_________/Е.Н. Лесная /
«29» августа 2023 год
_________/ Н.Е.Абрамян/
«29» августа 2023 год