ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
ст.Ольгинской
Сертификат: 45DB7A7E513A7F04B93401AEAB2A06B3
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 19.09.2022 до 13.12.2023
«РАССМОТРЕНО»
на заседании
Педагогического совета
Протокол №1
От «29» августа 2022 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по ВР
___________Е.Г. Остроушко
«29» августа 2022г.
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МБОУ СОШ №4
_________ О.Ю. Билай
Приказ № 1
от 30 августа 2022
Программа внеурочной деятельности
«Читательская грамотность»
7 класс
Составитель программы::
Фомина Галина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Ольгинская
2023
Пояснительная записка
Цель программы:
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном,
развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как
социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к
книге, работе с текстом;
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет
обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения
как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация
информации; оценка информации;
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в
различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с
использованием потенциала текстов разной природы;
Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью
своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для
формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей
и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.
Словосочетание
«читательская
грамотность»
появилось
в
контексте
международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность
— способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам
освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в
качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных
учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В
Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве
приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности
школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию
читательской деятельности как средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
1) умения, целиком основанные на тексте:
– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы;
2) умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте
собственных знаний читателя»;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте
информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Планируемые результаты
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках
различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания,
расширить культурный кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется
формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный,
эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к
Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и
моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности
семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
• готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики,
словарь, содержание).
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Группировать,
классифицировать
предметы,
объекты
на
основе
существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и
соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с
эталоном (образцом).
В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,
опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Ученик научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять
главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и
общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать
соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими,
находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию;
выделять главную и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста,
сопереживать им.
Ученик получит возможность научиться
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения,
получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
выявлять
имплицитную
информацию
текста
на
основе
сопоставления
иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста);
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации.
Место учебного курса
По учебному плану на курс «Читательской грамотности» в 7 классе отводится 17
часов в год (0,5 часа в неделю).
Общая характеристика курса
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на
развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их
индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и
других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных
склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного,
нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника.
Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов,
природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных
компетентностей обучающихся.
Содержание программы
Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический
текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная
ситуация в текстах.
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели
дальнейшего использования?
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование,
определение).
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного
для анализа.
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.
Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и
диаграммы.
Итоговый контроль.
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного
выражения своего отношения к теме.
По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу (зачет).
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных
действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы
внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ
обучающихся, накопления материалов.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности
зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Наименования
разделов и тем
Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне
учебных действий) по теме
1.
Вводное занятие
Работа с текстом
2.
Определение основной темы и Работа с текстом: умение
идеи в лирическом
определять тему, идею
произведении.
назначение текста
3.
Поэтический текст как
источник информации
Практикум: самостоятельная
работа с текстом
4.
Сопоставление содержания
текстов публицистического
стиля
Работа с текстом: умение
сравнивать и противопоставлять
заключенную в тексте
информацию разного характера
5.
Общественная ситуация в
текстах
Работа с текстом: умение
откликаться на содержание
текста
6.
Работа с текстом: как
преобразовывать текстовую
информацию с учётом цели
дальнейшего использования?
Работа с текстом: умение
преобразовывать текст, используя
новые формы представления
информации
7.
Работа с текстом: как
преобразовывать текстовую
информацию с учётом цели
дальнейшего использования?
Практикум: самостоятельная
работа с текстом
8.
Типы текстов: текстобъяснение (объяснительное
сочинение)
Работа с текстом: умение
анализировать текст-объяснение
и писать объяснительное
сочинение
9.
Типы текстов: текстобъяснение (толкование)
Работа с текстом: умение
работать с текстом, содержащим
толкование
10. Типы текстов: текстобъяснение
Практикум: самостоятельная
работа с текстом
11. Поиск комментариев,
подтверждающих основную
мысль текста, предложенного
для анализа
Работа с текстом: умение
выводить заключение о
намерении автора
12. Поиск комментариев,
подтверждающих основную
мысль текста, предложенного
для анализа
Работа с текстом: умение
откликаться на форму текста:
оценивать содержание текста и
мастерство его исполнения
Дата по
плану
Дата по
факту
13. Типы задач на грамотность.
Позиционные задачи
Знакомство с понятием
«позиционные задачи»
14. Типы задач на грамотность.
Позиционные задачи
Практикум: самостоятельная
работа с текстом
15. Работа с несплошным текстом: Работа с текстом: умение
информационные листы
составлять и анализировать
текст информационного листа
16. Работа с несплошным текстом: Работа с текстом: умение
диаграммы, графики
преобразовывать текст, используя
диаграммы, графики
17. Итоговый контроль. Зачет
Комплексная работа с текстом
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Пособия для учителя
1. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение.
Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н.
Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования Российской академии образования»,
2018.
2. Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник
задач по формированию читательской грамотности – М: Просвещение, 2019
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская,
И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018
Экранно-звуковые пособия
Компьютер с программным обеспечением.
Мультимедийный проектор