ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙМО
ПОДПИСЬЮ
Приморско-Ахтарский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
имени В.А.Казбанова
Сертификат: 2AA25C53F7DA9C24C5E495B132457CA8
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 29.11.2023 до 21.02.2025
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 4
протокол от 30.08.2023 г. №1
Директор школы
Билай О.Ю
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению «Развитие функциональной
грамотности обучающихся» модуль «Естественнонаучная грамотность»
(указать направление, курс)
уровень образования, класс __ ООО, 5-7 класс
количество часов _______17 часов__________
учитель биологии Степура Т.А.
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности
учащихся» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (Приказ Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 (ред. от
31.12.2015) и на основе примерной программы курса «Развитие функциональной грамотности
обучающихся» (5-9 классы) Государственного автономного учреждения дополнительного
профессионального образования Самарской области "Самарский областной институт
повышения квалификации и переподготовки работников образования". Модуль
«Естественнонаучная грамотность» А.А. Гилев, к.ф.-м.н., и.о. зав. Кафедрой физикоматематического образования.
Программа внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности учащихся»
предназначена для учащихся 5-7 классов. Данная программа составлена в соответствии с
возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю в 5 - 7
классах (первое полугодие)
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Модуль «Естественнонаучная грамотность»
Метапредметные и предметные
5 класс
Уровень узнавания и
понимания
находит и извлекает
информацию о естественнонаучных
явлениях в различном контексте
6 класс
Уровень понимания и
применения
объясняет и описывает
естественнонаучные явления
на основе имеющихся научных
знаний
7 класс
Анализирует и интегрирует
информацию для принятия решения
Личностные
объясняет гражданскую
позицию в конкретных
ситуациях общественной
жизни на основе
естественнонаучных знаний с
позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей
объясняет гражданскую
позицию в конкретных
ситуациях общественной
жизни на основе
естественнонаучных знаний с
позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей
объясняет гражданскую
позицию в конкретных
ситуациях общественной
жизни на основе
естественнонаучных знаний с
позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей
Содержание курса внеурочной деятельности.
Модуль «Естественнонаучная грамотность»
5 класс
Тема 1 Звуковые явления. Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые
и неслышимые звуки. Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его
воздействие на человека.
Тема 2 Строение вещества. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических
реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды. Углекислый газ в природе и его
значение.
Тема 3 Земля и земная кора. Минералы. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с
минералами, горной породой и рудой. Атмосфера Земли.
Тема 4 Живая природа. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на
Земле. Свойства живых организмов.
Формы деятельности: Беседа, обсуждение, урок-исследование, обсуждение практикум.
6 класс
Тема 1 Строение вещества. Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса.
Измерение массы тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.
Тема 2 Тепловые явления. Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование
явления теплового расширения для измерения температуры. Плавление и отвердевание.
Испарение и конденсация. Кипение.
Тема3. Земля, Солнечная система и Вселенная. Представления о Вселенной. Модель
Вселенной. Модель солнечной системы.
Тема 4 Живая природа. Царства живой природы. Квест.
Формы деятельности: Беседа, обсуждение, практикум, брейн-ринг, урок-исследование,
обсуждение практикум, игра, урок-исследование, конструирование, моделирование,
тестирование.
7 класс
Тема 1. Структура и свойства вещества
Тема 2. Механическое движение. Гидроусилитель
Тема 3. Земля, мировой океан.
Тема 4. Марианская впадина
Тема 5. Земные процессы
Тема 6. Человек и его здоровье
Тема 7. Проведение рубежной аттестации
Формы деятельности: Беседа, обсуждение, практикум, брейн-ринг, урок-исследование,
обсуждение практикум, игра, урок-исследование, конструирование, моделирование,
тестирование. Анализируют и интегрирую информацию для принятия решения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Естественнонаучная грамотность»
5 класс
№
Тема занятия
1
Звуковые явления. Звуки живой и неживой
природы. Слышимые и неслышимые
звуки.
Устройство динамика. Современные
акустические системы. Шум и его
воздействие на человека.
2
4
Движение и взаимодействие частиц.
Признаки
химических
реакций.
Природные индикаторы.
Вода. Уникальность воды
5
Углекислый газ в природе и его значение.
3
6
7
8
Теория
Всего часов
(в неделю 1 ч)
тема 1. Звуковые явления
2
1
2
Практика
1
тема 2. Строение вещества
2
1
2
1
1
0
тема 3. Земля и земная кора. Минералы
Земля, внутреннее строение Земли.
2
1
Знакомство с минералами, горной породой
и рудой.
Атмосфера Земли.
2
0
Уникальность планеты Земля. Условия для
существования жизни на Земле. Свойства
живых организмов.
Проведение рубежной аттестации.
Итого
тема 4. Живая природа
2
1
2
17
0
5
Формы деятельности
1
Беседа, демонстрация записей
звуков.
1
Наблюдение физических явлений.
1
Презентация. Учебный эксперимент.
Наблюдение физических явлений.
1
1
1
Работа с коллекциями минералов и
горных пород.
2
1
Беседа. Презентация.
2
12
Тестирование.
Модуль «Естественнонаучная грамотность»
6 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема занятия
Тело и вещество. Агрегатные состояния
вещества.
Масса. Измерение массы тел.
Строение вещества. Атомы и молекулы.
Модели атома.
Тепловые явления. Тепловое расширение
тел. Использование явления теплового
расширения для измерения температуры.
Плавление и отвердевание. Испарение и
конденсация. Кипение.
Представления о Вселенной.
Вселенной.
Модель солнечной системы.
Теория
Всего часов
(в неделю 1 ч)
Строение вещества
1
0
Практика
1
Наблюдения
1
0
1
Лабораторная работа
2
1
1
Моделирование
Тепловые явления
2
1
1
Презентация. Учебный эксперимент.
Наблюдение физических явлений.
2
1
Проектная работа
1
Обсуждение. Исследование.
Проектная работа
1
Земля, Солнечная система и Вселенная
Модель
2
1
Царства живой природы
Проведение рубежной аттестации.
Итого
Формы деятельности
2
1
Живая природа
4
2
1
0
17
7
1
2
1
10
Квест
Тестирование.
Модуль «Естественнонаучная грамотность»
7 класс
№
Тема занятия
Всего часов
1 час в неделю
3
Теория
Практика
Форма деятельности
1
2
1.
Структура и свойства вещества.
2.
Механическое движение. Гидроусилитель.
2
1
1
3.
Земля, мировой океан.
2
0
2
4.
Марианская впадина
2
0
2
Наблюдения. Анализирует
и интегрирует
информацию для принятия
решения
Лабораторная работа.
Наблюдение
Обсуждение.
Исследование.
Презентация
Проектная работа
5.
Земные процессы
3
1
2
Обсуждение. Квест.
6.
Человек и его здоровье
3
1
2
Проведение рубежной аттестации
2
0
2
17
4
13
Итого
Презентация. Учебный
эксперимент. Наблюдение.
Тестирование