ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
Муниципальное образование
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Приморско-Ахтарский район станица Ольгинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 имени В.А.Казбанова»
Сертификат: 2AA25C53F7DA9C24C5E495B132457CA8
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 29.11.2023 до 21.02.2025
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 4
____________Билай О.Ю.
_
«30» августа_2023г
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
по биологии
«Занимательная биология»
10 класс
Составила: учитель биологии МБОУ СОШ№4
Степура Т.А.
Курс внеурочной деятельности
«Занимательная биологии».
Пояснительная записка.
Программа курса разработана в соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по биологии и
требованиями кодификатора ЕГЭ по биологии. Она направлена на оказание помощи школьникам в расширении, обобщение и
систематизации знаний основных разделов биологии. Она направлена на выработку у учащихся основных компетенций в
области биологии; на развитие у школьников понимания значения знаний разделов биологии в современном обществе.
Программа курса ориентирует на подготовку компетентностных людей, способных к активной творческой деятельности;
развитие самостоятельности, формирование умений и навыков выполнения заданий и решения задач по основным разделам
биологии. Программа курса является дополнением к изучению курса биологии на профильном уровне.
Элективный курс по биологии для учащихся 11-ых классов, во-первых, весьма своевременный, во- вторых, он позволяет
учащимся получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ, в-третьих, он позволяет удовлетворять познавательные интересы
обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Элективный курс позволяет углубить и расширить знания
обучающихся общих закономерностей биологической науки. Кроме того, после изучения каждого блока учащиеся имеют
возможность закрепить полученные знания решением биологических задач, подавляющее большинство которых рекомендованы
в сборниках ЕГЭ для тренировки. Другой целью курса является выявление детей способных к предмету, и помочь им лучше
понять предмет, помочь им в дальнейшем правильно выбрать профессию, свой путь в жизни. Данный курс рассчитан на 34 часов,
с расчетом по 1 часу в неделю
Программа составлена на основе:
1. Сборник нормативных документов. Биология / сост. С23 Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.:Дрофа, 2007. – 99, [13] с.
2. Программы биологии 5-11 классов. Авторы программы Т.С. Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова,
В.М.Константинов, В.С.Кучменко, А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш, Н.М.Чернова, Л.В.Симонова, И.М.Швец, М.З.Федорова,
Г.А.Воронина
3. Биология: 11 класс : базовый уровень : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва,
О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский; под ред. проф. И.Н.Пономарёвой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф,
2010. – 240 с. : ил.
Программа направлена на решение следующих задач:
1)
Формирование научного миропонимания как компонента научного мировоззрения.
2)
Формирование и расширение знаний об основах науки биологии на уровне ее современного состояния;
овладение способами добывания и применения этих знаний
3)
Раскрытие значения биологии в познании законов живой природы; роли общего биологического образования
для повышения культуры учащихся и ориентирования культуры учащихся и ориентиров в будущей образовательной
деятельности.
4)
Формирование и развитие навыков и умений решения заданий и задач в соответствии с требованиями к уровню
подготовки выпускников.
Изучение разделов курса направлено на достижение целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема), развития современных представлений
о живой природе, роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;
- овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей,
находить и анализировать информацию о живых объектах, умений решения биологических задач;
- развитие познавательных интересов, путей развития современных научных взглядов, идей, теорий;
- воспитание понимания роли биологии как науки
- использование знаний и умений в повседневной жизни.
1.Расширие и углубление теоретической базы учащихся по биологии.
2.Научить учащихся правильно и быстро решать биологические задачи из сборников ЕГЭ
3.Развить и усилить интерес к предмету, подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.
Для достижения указанных результатов обучения в данном курсе применяются лекционные занятия, практические
занятия, посвященные решению биологических задач, зачет по курсу, защита рефератов.
Контролирующие материалы:
1.Для подведения итогов реализации учебной программы будут использованы зачет (итоговое тестирование)
2.Защита рефератов, защита профессии.
Учащиеся должны знать:
1.Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина), учения В.И.Вернадского о
биосфере, сущность законов Г.Менделя.
2.Структуру и функции биологических объектов: клетки, хромосом, генов, вида и экосистем.
3.Естественную классификацию органического мира.
4.Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие естественного и искусственного отбора,
формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и
биосфере.
5.Закономерности наследственности и изменчивости.
6.Механизмы эволюционного процесса.
Учащиеся должны уметь:
1.Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов
происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека на Земле.
2.Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.
3.Решать биологические задачи из различных сборников по подготовке к ЕГЭ, составлять элементарные схемы
скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах.
4.Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные
изменения в экосистемах своей местности.
5.Сравнивать биологические объекты, природные экосистемы и агроэкосистемы, биологические процессы и делать выводы
на основе сравнения.
6.Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научнопопулярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.
Содержание курса.
I.Цитология - наука о клетке (13 часов)
- Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки.
-Реализация генетической информации в клетке.
-Решение биологических задач на комплементарность, траскрипцию, трансляцию.
-Ферменты - биокатализаторы в клетке. Функции белков.
-Структура и функции клетки.
-Естественная классификация органического мира.
-Прокариоты. Бактерии, археи.
-Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов.
-Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты.
-Решение биологических задач по цитологии.
-Метаболизм в клетке. Понятие о пластическом обмене.
-Обеспечение клетки энергией. Основные этапы энергетического обмена.
-Фотосинтез, его значение для жизни на Земле.
II.Размножение и развитие организмов (5 часов)
-Основные способы размножения организмов. Бесполое размножение.
-Половое размножение.
-Индивидуальное развитие организмов.
-Митоз и мейоз в сравнении.
III.Основы генетики(8 часов)
-Закономерности наследственности. Решение задач по генетике.
-Генетика человека. Наследственные болезни человека и их предупреждение.
-Закономерности изменчивости.
-Генетика как основа для селекции. Новейшие методы селекции.
-Решение генетических задач повышенной сложности.
IV.Эволюция(3 часа)
-Механизмы эволюционного процесса. Факторы эволюции по Ч.Дарвину.
-Основные направления эволюции по Северцову.
-Этапы эволюции человека - антропогенеза. Роль социального фактора в эволюции человека.
V.Основы экологии(5 часов)
-Экологические факторы среды. Влияние антропогенного фактора на экосистемы.
-Биогеоценоз. Экосистемы, свойства экосистем, смена экосистем.
-Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроценозов.
-Решение экологических задач.
-Структура и функции биосферы. Проблемы биосферы.
-Зачет. Защита рефератов. Итоговое тестирование.
Итого: 34 часа.
Тематическое планирование занятий курса по биологии в 11 классе.
№
1.
2.
Тема занятия
Основные вопросы
Шлейден, Шванн, биологически важные х. элементы, неорганические
Цитология - наука о клетке.(13 часов)
Основные положения клеточной теории. Химический состав вещества, органические вещества.
клетки.
Органические вещества
Строение и свойства
3
Функции белков. Ферменты - биокатализаторы в клетке.
4.
Решение биологических задач
транскрипцию, трансляцию.
Структура и функции клетки.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
на
Функции белков: структурная, каталитическая, защитная, транспортная,
регуляторная, энергетическая.
комплементарность, Решение заданий из сб. ЕГЭ, части С на составление полипептидной цепочки.
Двухмембранные, одномембранные, немембранные органоиды клетки,
взаимосвязь строения и функции.
Естественная классификация органического мира.
Клеточная и неклеточная формы жизни, вирусы, безъядерные, ядерные,
основные царства организмов.
Прокариоты. Бактерии, археи.
Особенности структуры и функционирования доядерных организмов.
Дробянки.
Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, Пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, целлюлоза, хитин,
животных, грибов.
муреин.
Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты.
Фаги, бактериофаги, вирион, ДНК-содержащие, РНК-содержащие вирусы,
ретровирусы.
Решение биологических задач по цитологии.
Решение заданий из сб. ЕГЭ, части В на сравнение клеток организмов
различных царств.
Метаболизм в клетке. Понятие о пластическом обмене.
Ассимиляция, диссимиляция, метаболизм, катаболизм, взаимосвязь между
двумя видами обмена.
Обеспечение
клетки
энергией.
Основные
этапы Подготовительный этап, бескислородный этап- гликолиз, кислородный этап,
энергетического обмена.
анаэробы, аэробы.
Фотосинтез, его значение для жизни на земле.
Хлорофилл, световая, темновая фазы фотосинтеза, фотолиз воды,
биоаккумуляторы.
14.
Основные способы размножения организмов: бесполое и половое. Способы
Размножение и развитие организмов.
Основные свойства живой материи. Размножение и развитие бесполого размножения: деление надвое, спорообразование, вегетативное,
организмов. Бесполое размножение.
почкование.
15.
Половое размножение.
16.
17.
18.
19,
20,
Гаметогенез, мужские и женские гаметы, сперматогенез, овогенез,
оплодотворение, зигота.
Индивидуальное развитие организмов.
Онтогенез, эмбриональное и постэмбриональное развитие, морула, бластула,
гаструла, нейрула.
Митоз и мейоз в сравнении.
Диплоидные и гаплоидные наборы хромосом, биваленты, конъюгация,
кроосинговер.
Обобщение знаний по теме « Размножение и развитие Работа с терминами, решение заданий из сб. ЕГЭ части А и В.
организмов». Решение биологических задач.
Законы Г.Менделя и Т.Моргана, алгоритм решения задач по генетике
Основы генетики(8 часов).
Закономерности наследственности. Решение задач по
21
22
23
24,
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
генетике.
Генетика человека. Наследственные болезни человека и их Методы изучения генетики человека, профилактика наследственных болезней
предупреждение.
человека.
Закономерности изменчивости.
Наследственная и ненаследственная изменчивость, модификации, мутации,
классификация мутаций.
Генетика как основа для селекции. Новейшие методы Искусственный мутагенез, полиплоидия, генная и клеточная инженерия.
селекции.
Решение генетических задач повышенной сложности.
Решение задач на сцепленное с полом наследование.
Отбор случайных ненаследственных изменений.
Эволюция(3 часа).
Механизмы эволюционного процесса. Факторы эволюции по
Ч.Дарвину. Движущие силы эволюции согласно СТЭ
Основные направления эволюции.
Ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.
Этапыэволюции человека. Роль социального фактора в Дриопитек, австралопитек, древнейшие люди, древние люди, люди
эволюции человека.
современного типа.
Абиотические, биотические факторы, основные типы экологических
Основы экологии(5 часов).
Экологические факторы среды. Влияние антропогенного взаимодействий.
фактора на экосистемы.
Биоценоз, экосистемы, свойства экосистем, смена экосистем. Саморегуляция,
самовоспроизводство,
устойчивость,
экологическиесуксессии.
Сравнительная характеристика естественных экосистем и Короткие пищевые цепи, видовое разнообразие, дополнительная энергия.
агроценозов.
Решение экологических задач.
Составление пищевых цепей, экологические пирамиды, правило 10-ти.
Структура и функции биосферы. Проблемы биосферы. Косное, биокосное, биогенное, живое вещество, глобальные экологические
Итоговое тестирование.
проблемы.
СОГЛАСОВАНО
Протокол № 1 заседания ШМО учителей
естественного цикла
от 29 августа 2023_ года
Руководитель ШМО _____Т.А.Степура
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ Н.Е.Абрамян
« 29 »_августа 2023 года
Календарно-тематическое планирование
№/
№
Дата
План
ир
Тема занятий
Цель занятий
Основные
понятия
Методы урока
Оборудование
Форма
контроля
Результат
обучения
Основные положения
клеточной теории.
Химический состав
клетки
Органические вещества
клетки
Содействовать
изучению положений
клеточной теории
Клеточная
теория
Комбинированный,
работа с литературой
Портреты
ученых
тесты
Организовать
изучение
органических веществ
Органические
вещества
Частично-поисковый
Модель ДНК,
Работа с
КИМ
Знать:
основные
положения
теории
Знать:
структуру,
свойства
функции
веществ
Уметь:
определять
структуру
белка
Знать:
состав и
свойства
органически
х веществ
Уметь:
определять
органоиды
клетки
Знать:
классифика
цию
органическо
го мира
Знать:
особенности
прокариот
фактич
еская
1.
6.09.
2.
13.09.
3.
20.09.
Структура белка.
Биосинтез белков.
Способствовать
изучению биосинтеза
белка
Состав ДНК,
РНК, белков
комбинированный
Т.Белки
Работа с
КИМ
4.
27.09.
Решение
цитологических задач
Помочь в
формировании
практических навыков
решения задач
Органические
вещества
Комбинированный
Схема
Вещества
клетки
Материалы
ЕГЭ
5.
4.10.
Структура и функции
органоидов клетки
Помочь в изучении
органоидов клетки
Органоиды
клетки
Лабораторный
практикум
Таблица и
модель клетки
Лабораторная работа
6.
11.10.
Классификация
органического мира
Способствовать
изучению
классификации
организмов
Систематика
Частично-поисковый
Стенд
«Систематика»
Материалы
ЕГЭ
7.
18.10.
Прокариоты
Помочь в изучении
прокариот
Прокариоты
Комбинированный
Таблица
«прокариотиче
ская клетка»
Задания ЕГЭ
8.
25.10.
Эукариоты.
Сравнительная
характеристика
Организовать
изучение вирусов
Вирусы,
паразиты
Комбинированный
Таблица
«Строение
клетки»
таблица
9.
8.11.
Вирусы –
внутриклеточные
паразиты
Организовать
изучение вирусов
Вирусы,
паразиты
комбинированный
Таблица
«Вирусы»
Материалы
ЕГЭ
10.
15.11
Решение задач по
цитологии
Помочь в
формировании
практических навыков
Цитологическ
ие основы
Семинар
Таблица
«Строение
клетки»
Карточки с
задачами
11.
22.11
Метаболизм в клетке
Содействовать
изучению процессов
метаболизма
Метаболизм
Комбинированный
Таблица
«Строение
клетки»
Составление
схемы .тесты
12.
29.11
Обеспечение клетки
энергией
Энергетическ
ий обмен,
катаболизм
Поисковый
13.
6.12
Фотосинтез, его
значение
Способствовать
изучению
энергетического
обмена
Содействовать
изучению фотосинтеза
Фотосинтез
комбинированный
Таблица
«Этапы
энергетическог
о обмена»
Таблица
«Фотосинтез»
Составление
схемы.
Материалы
ЕГЭ
Характеристика
этапов.тесты
14.
13.12
Систематизировать
знания о способах
размножения
Способы
размножения,
бесполое
размножение
Частично-поисковый
Таблицы по
теме
Характеристика форм
размноже-ния
Знать
формы
размножени
я
15.
20.12
Основные свойства
живой материи.
Размножение и его
формы. Бесполое
размножение.
Половое размножение
Организовать
Половое
изучение особенностей размножение
размножения
Комбинированный
Таблицы по
теме
Материалы
ЕГЭ
16.
27.12
Митоз и мейоз в
сравнении
Помочь в сравнении
митоза и мейоза
Лабораторный
Модель митоза, Практичесмейоза
кие навыки
Знать
особенности
полового
размножени
я
Уметь
работать
соборудован
ием
сравнивать
процессы
Митоз, мейоз
Знать:
строение и
свойства
вирусов
Знать:
строение и
свойства
вирусов
Уметь:
решать
задачи по
цитологии
Уметь:
процессы
метаболизм
а
Знать: этапы
энергетичес
кого обмена
Знать
особенности
фотосинтеза
17.
10.01.
Индивидуальное
развитие
Содействовать
изучению
индивидуального
размножения
Организовать
систематизацию
Онтогенез,
прямое и
непрямое
развитие
Размножение
митоз и мейоз
Исследовательский
Таблица
Индивидуальн
ое развитие
Материалы
ЕГЭ
Знать
особенности
развития
18.
17.01.
Обобщающий урок
Семинар,
проверочная работа
Таблица по
теме
Материалы
ЕГЭ
Знать:
особенности
митоза и
мейоза
19.
24.01.
Закономерности
наследования признаков
Способствовать
изучению
закономерностей
наследования
признаков
Помочь в
формировании умений
Наследственн
ость
Поисковый
Материалы
ЕГЭ
Моно- и
дигибридное
наследование
Семинар
Знать:
закономерн
ости
наследовани
я признаков
Уметь
решать
задачи
Генетика человека.
Наследственные
болезни и их
предупреждение
Организовать
изучение генетики
человека
Наследственн
ые болезни
семинар
21.02
Закономерности
изменчивости
Помочь в изучении
закономерностей
изменчивости
Изменчивость
Комбинированный
Таблица
Моногибридно
еи
дигибридное
скрещивание
Таблица
Моногибридно
еи
дигибридное
скрещивание
Таблица
Наследования
признаков,
сцепленных с
полом
Таблица
Модификацион
ная
изменчивость
2021
31.01
7.02.
Решение задач
22.
14.02
23
24
28.02
Генетика – основа
селекции. Методы
селекции
Организовать
изучение основ
селекции
Селекция,
методы
селекции
Урок-конференция
Работа с
источника-ми
2526
6.03
13.03
Решение генетических
задач
Помочь в
формировании
навыков решения
задач
Основные
понятия и
закономернос
ти
наследования
Семинар
Коллекции,
таблица
Методы
селекции
Карточкизадания
Провероч-ная
работа
Уметь:
решать
задачи по
генетики
27.
20.03
Механизмы
Способствовать
Механизмы
Комбинированный с
Таблица
Работа с
Знать:
Карточки –
задания с
задачами
Материалы
ЕГЭ
Знать:
наследовани
е признаков
человека
Работа с
тестами
Знать:
Закономерн
ости
изменчивост
и
Знать:
методы
селекции
эволюционного
процесса. Движущие
силы эволюции
изучению
закономерностей
эволюции
эволюции,
движущие
силы
элементами лекции
Движущие
силы эволюции
литературой
материалы
ЕГЭ
движущие
силы
эволюции
Работа с
источника-ми
Знать:
направления
эволюции
28.
3.04
Основные направления
эволюции
Помочь в изучении
основных направлений
эволюции
Основные
направления
эволюции
Комбинированный
Таблица
Направления
эволюции
29.
10.04
Эволюция человека.
Биологические и
социальные факторы
эволюции
Содействовать
изучению эволюции
человека
Антропогенез
,
биологическа
яи
социальные
факторы
эволюции
Семинар
Т.Происхожден Материалы
ие человека
ЕГЭ
Знать:
факторы
антропогене
за
30.
17.04
Экологические факторы
среды
Способствовать
изучению факторов
среды
Т.Экологическ
ие факторы
Материалы
ЕГЭ
31.
24.04
Организовать
изучение экосистем
Т. Биоценоз
Работа с
источника-ми
32.
8.05
агроценозы
Исследовательская
Т. Биоценоз
Материалы
ЕГЭ
Знать:
абиотически
е
биотические
антропогенн
ый
Знать:
факторы
эволюции
Уметь:
сравнивать
экосистемы
33.
15.05
Биоценоз, экосистемы,
свойства и смена
экосистем
Сравнительная
характеристика
естественных экосистем
и агроценозов
Решение экологических
задач
Абиотические Комбинированный
,
антропогенны
еи
биотические
факторы
Биоценоз,
Семинар
экосистемы
Законы
экологии
Семинар
Таблицы по
теме
Карточкизадания
Уметь:
решать
задачи
34.
22.05
Структура и
компоненты
биосферы
Комбинированный
Т.Биосфера
Материалы
ЕГЭ
Знать:
структуру и
свойства
биоценоза
Структура и функции
биосферы.
Экологические
проблемы
Помочь в сравнении
естественных
экосистем и
агроценозов
Помочь в
формировании
навыков решения
задач
Содействовать
изучению структуры и
функций биосферы