РП Занимательная география (9кл)

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ГЕОГРАФИИ
Сертификат: 2AA25C53F7DA9C24C5E495B132457CA8 «Занимательная география»
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Действителен: с 29.11.2023 до 21.02.2025
9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по географии для 9 класса «География:
подготовка к ОГЭ» разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №
1897; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря
2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, с
изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 29 декабря 2014 года № 1644»;
с учетом Примерной основной
образовательной программы основного общего образования, одобренной решением
федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от
8 апреля 2015 г. № 1/15). При проектировании рабочей программы учитывались
методические рекомендации «Система работы учителя по подготовке к ОГЭ и ГВЭ по
географии» ( Архангельск, АО ИОО РО, 2016), а также «Кодификатор элементов
содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного
государственного экзамена по географии» (Федеральная служба по надзору в сфере
образования и науки РФ, 2019) составленный на основе Федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования по географии (приказ
Минобразования России от 05.03.2004 № 1089)
Целью данного курса является создание условий , обеспечивающих эффективную
подготовку обучающихся к ОГЭ.
Задачи курса:
- систематизация знаний теоретических основ географии за курсы 6 – 9 классов ;
- отработка практических навыков и умений при решении заданий разных типов;
- обучение правилам оформления экзаменационных работ;
- повторение географической номенклатуры, основных географических терминов и
понятий
Место предмета в учебном плане: Рабочая программа реализуется за счет части
учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Согласно
учебному плану школы на изучении элективного курса по географии в 9 классе отводится
17 часов (1 час в неделю).
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы элективного курса по географии
в 9 классе
В соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню
подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по
географии в 2023 году, выпускник должен
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины;
-различия плана, глобуса и географических карт по масштабу и содержанию,
способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в
геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность:

- географические особенности природы материков и океанов;
- географию народов Земли;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
- связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и
хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального
устройства РФ, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем;
меры по сохранению и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек;
географические координаты и местоположение географических объектов;
- выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов
и явлений;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны,
формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их
обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров
производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов,
внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших
регионов и стран мира;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для
изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их
обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических
проблем;
- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе
эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- определения поясного времени;
- чтения карт различного содержания;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее
использованию.
Содержание учебного предмета
Введение
Особенности проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9
классов по географии в форме ОГЭ. Особенности экзаменационной работы по географии,
структура и демонстрационные версии контрольных измерительных материалов.
Источники географической информации
Масштаб. Навыки практической работы по использованию масштаба, указанного в
различной форме. Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка
на глобусе и картах, выполненных в различных картографических проекциях.
Определение по карте географических координат указанной точки. Решение задач на
определение относительного местоположения точек с указанными географическими
координатами.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия
Природа Земли и человек
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы
рельефа суши, дна Мирового океана. Происхождение материков и впадин океанов.
Соотношение суши и океана на Земле.

Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и
рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Стихийные явления в
литосфере.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле.
Погода и климат. Изучение элементов погоды. Стихийные явления в атмосфере.
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с
атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя
мерзлота. Водные ресурсы Земли. Стихийные явления в гидросфере.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и
животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое
природное образование. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность,
цикличность и ритмичность процессов. Территориальные
комплексы: природные,
природно-хозяйственные.
Материки, океаны, народы и страны
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.
Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.
Материки и страны. Основные черты природы Африки. Австралии. Северной и
Южной Америки. Антарктиды. Евразии. Население материков. Особенности Тихого,
Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов. Природные ресурсы и их
использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Многообразие стран, их основные типы.
Природопользование и геоэкология
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы
природопользования.
География России
Особенности географического положения России. Территория и акватория,
морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное
устройство России.
Природа России. Особенности геологического строения и распространения
крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.
Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и
водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности
отдельных регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг
Европейской части России, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение
регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

Количество
часов

Тематическое планирование
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ГЕОГРАФИИ
«Занимательная география»
№
Тема урока
урока
Введение-1ч

1

1

1

2

Особенности ОГЭ по географии. Кодификатор элементов
содержания и спецификация КИМ.
Источники географической информации-2ч
Источники географической информации. Географическая карта.

1

3

Градусная сеть. План местности: условные знаки, расстояния,
направления.
Выдающиеся географические исследования, открытия
путешествия
Природа Земли и человек- 4ч

1

4

Земная кора и литосфера. Формы рельефа. Полезные ископаемые

1

5

1

6

1

7

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и
влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов
погоды.
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части,
взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и
подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные
ресурсы Земли.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие
растений и животных, особенности их распространения. Почва
как особое природное образование. Широтная зональность и
высотная поясность
Материки, океаны, народы и страны- 4ч

1

8

1

9

1

10

1

11

1

12

1

13

1

14

1

15

1

16

1

17

и

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Население
Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.
Основные типы природопользования
Основные черты природы и населения Африки и Австралии.
Основные черты природы и населения Северной и Южной
Америки.
Основные черты природы и населения Евразии. Основные черты
природы и населения Антарктиды.
Особенности Тихого и Индийского океанов. Особенности
Атлантического и Северного Ледовитого океанов
География России – 5ч
Особенности географического положения России. Границы.
Часовые пояса. Административно-территориальное устройство
России. Особенности геологического строения и распространения
крупных форм рельефа
Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения
на территории страны.
Природно-хозяйственное
районирование
России.
Географические особенности отдельных регионов: Север и
Северо-Запад. Центральная Россия, Поволжье
Природно-хозяйственное районирование России. Географические
особенности отдельных регионов: Юг Европейской части России,
Урал.
Природно-хозяйственное
районирование
России.
Географические особенности отдельных регионов: Сибирь.
Дальний Восток.
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа за
курс 9 класса

Календарно-тематическое планирование
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ГЕОГРАФИИ
«Занимательная география»
Количество часов в неделю – 1
Количество контрольных работ -1
дата
№
Тема урока
урока
План
Факт
Введение
12.01

1

Особенности ОГЭ по географии. Кодификатор элементов
содержания и спецификация КИМ.
Источники географической информации

19.01.

2

26.01.

3

Источники географической информации. Географическая карта.
Градусная сеть. Источники географической информации. План
местности: условные знаки, расстояния, направления.
Выдающиеся географические исследования, открытия и
путешествия
Природа Земли и человек

2.02.

4

Земная кора и литосфера. Формы рельефа. Полезные ископаемые

9.02.

5

16.02.

6

23.02.

7

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и
влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов
погоды.
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части,
взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и
подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные
ресурсы Земли.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие
растений и животных, особенности их распространения. Почва
как особое природное образование. Условия образования почв
разных типов. Географическая оболочка Земли. Широтная
зональность и высотная поясность
Материки, океаны, народы и страны

2.03.

8

9.03.

9

16.03.

10

5.04

11

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Население
Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.
Основные типы природопользования
Основные черты природы и населения Африки и Австралии.
Основные черты природы и населения Северной и Южной
Америки.
Основные черты природы и населения Евразии. Основные черты
природы и населения Антарктиды.
Особенности Тихого и Индийского океанов. Особенности
Атлантического и Северного Ледовитого океанов
География России

12.04

12

19.04.

13

26.04.

14

3.05.

15

10.05.

16

17.05

17

Особенности географического положения России. Границы.
Часовые пояса. Административно-территориальное устройство
России. Особенности геологического строения и распространения
крупных форм рельефа
Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения
на территории страны.
Природно-хозяйственное
районирование
России.
Географические особенности отдельных регионов: Север и
Северо-Запад. Природно-хозяйственное районирование России.
Географические особенности отдельных регионов: Центральная
Россия, Поволжье
Природно-хозяйственное районирование России. Географические
особенности отдельных регионов: Юг Европейской части России,
Урал.
Природно-хозяйственное
районирование
России.
Географические особенности отдельных регионов: Сибирь.
Природно-хозяйственное
районирование
России.
Географические особенности отдельных регионов: Дальний
Восток.
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа за
курс 9 класса


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».