ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 2AA25C53F7DA9C24C5E495B132457CA8
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 29.11.2023 до 21.02.2025
Приморско-Ахтарский район станица Ольгинская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 имени В.А. Казбанова
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2023 года пр. № 1
Председатель_______О.Ю.Билай
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности «Современные агротехнологии»
Уровень образования (класс) среднего общее образование
10 класс
Количество часов 34
Учитель Евченко Наталья Алексеевна
Программа разработана на основе ФГОС СОО
Планирование составлено на основе рабочей программы
Евченко Натальи Алексеевны, утвержденной
педагогическим советом школы от «30» августа 2023 г.
протокол № 1
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Рабочая
программа
курса
внеурочной
деятельности
«Современные
агробиотехнологии (агробиотехнологический профиль)» для среднего общего
образования (далее – программа) разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (ФГОС СОО), ориентирована на обеспечение индивидуальных
потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов
освоения программы среднего общего образования с учетом выбора участниками
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет
обеспечить единство обязательных требований ФГОС СОО во всем пространстве
школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Настоящий курс предназначен для углубленного изучения биологических
явлений и закономерностей, расширения базовых знаний, развития практических
умений и навыков в современной биологии.
Актуальность реализации программы
Программой предусмотрено формирование современного теоретического
уровня знаний, а также практического опыта работы с лабораторным
оборудованием, овладение приемами исследовательской деятельности. Методы
организации
образовательной
и
научно-исследовательской
деятельности
предусматривают формирование у обучающихся нестандартного творческого
мышления, свободы самовыражения и индивидуальности суждений.
Для полного учета потребностей обучающихся в программе используется
дифференцированный подход, что стимулирует обучающегося к увеличению
потребности в индивидуальной, интеллектуальной и познавательной деятельности
и развитию научно-исследовательских навыков. Программа станет востребованной
в первую очередь обучающимися, которые имеют стойкий интерес и
соответствующую мотивацию к изучению предметов естественно-научного цикла,
естественных наук и технологий.
В настоящее время биологическое образование должно обеспечить
выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную
грамотность.
2
Знания в области основных биологических законов, теорий и идей
формируют нравственные нормы и принципы отношения к живой природе.
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают
объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется
ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности,
так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного
цикла, главная цель которых заключается в изучении современных способов
решения глобальных проблем современности. Программа преследует не только
образовательные, но и воспитательные цели, поскольку она способствует
формированию экологического и биотехнологичного мышления у подрастающего
поколения.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые
предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание
индивидуальной
и
групповой
работы,
проектную
и
исследовательскую
деятельность. Таким образом, вовлеченность обучающихся в данную внеурочную
деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны
поиска своих интересов в различных сферах естественно-научных знаний,
переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей.
В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное
формирование личности.
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 10 класса.
Программа курса рассчитана на 34 часа в рамках которых предусмотрены
такие формы работы, как беседы, дискуссии,
мастер-классы,
экскурсии
на производство, анализ кейсов, встречи с представителями разных профессий,
профессиональные пробы, коммуникативные и деловые игры, консультации
педагога и психолога.
3
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом
рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, учитывает психологопедагогические особенности данных возрастных категорий. Это позволяет
на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное
развитие ребенка. Это проявляется в:
воспитании осознанной экологически правильной мотивации в поведении
и деятельности через формирование системы убеждений, основанных
на конкретных знаниях;
становлении личности обучающихся как целостной, находящейся
в гармонии с окружающим миром, способной к решению экологических проблем;
приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в федеральной рабочей
программы воспитания.
Особенности работы педагога по программе
Задача педагога состоит в том, чтобы сопровождать процесс
профессиональной ориентации обучающихся, раскрывая потенциал обучающихся
через вовлечение в многообразную деятельность, организованную в разных
формах.
При этом результатом работы педагога в первую очередь является
личностное развитие ребенка. Личностных результатов педагог может достичь,
увлекая ребенка совместной и интересной им обоим деятельностью, устанавливая
во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая
занятия ценностным содержанием. Кроме того, программа предусматривает
организацию экскурсий, просмотр фильмов и записей ТВ-программ.
При изучении обучающимися программы педагог основывается
на нескольких основополагающих принципах обучения:
принцип интегративного подхода к обучению. Этот принцип имеет
первостепенное значение, так как усвоение получаемых знаний по биотехнологии
предполагает тесную взаимосвязь разных уровней. Первый уровень –
межпредметный – предполагает взаимосвязь биологии с курсом по химии. Второй
уровень – предметный – обусловлен взаимопроникновением разных
биологических курсов (ботаники, зоологии, физиологии и других) в процессе
4
становления и изучения биотехнологии. Кроме того, логика освоения материала
программы предполагает движение от общего к частному и, на новом уровне,
возвращение от частного к общему.
принцип наглядности;
принцип доступности;
принцип осознанности.
Примерная схема проведения занятий по программе может быть такой:
1. Объяснение теоретического материала по теме.
2. Подготовка к лабораторному или практическому занятию, обсуждение
объектов для практического занятия.
3. Проведение практического занятия – основная задача
освоениеметодологии данного эксперимента.
4. Анализ результатов эксперимента.
40
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
в сфере гражданского воспитания:
готовность к совместной творческой деятельности при выполнении
биологических экспериментов;
способность определять собственную позицию по отношению к явлениям
современной жизни и объяснять ее;
готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных,
познавательных и исследовательских задач, уважительному отношения к
мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического
содержания;
в сфере патриотического воспитания:
ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы,
достижениям России в науке;
способность оценивать вклад российских ученых в становление и развитие
биологии, понимание значения биологии в познании законов природы,
в жизни человека и современного общества;
в сфере духовно-нравственного воспитания:
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
в сфере эстетического воспитания:
понимание эмоционального воздействия живой природы и ее ценность;
в сфере физического воспитания:
понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;
осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употреблениеалкоголя, наркотиков, курения);
в сфере трудового воспитания:
готовность к активной деятельности биологической и экологической
40
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении
всей жизни;
в сфере экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни
на Земле, основе ее существования;
повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта
планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды;
способность использовать приобретаемые при изучении биологии знания и
умения
при
решении
проблем,
связанных
с
рациональным
природопользованием (соблюдение правил поведения в природе,
направленных на сохранение равновесия в экосистемах, охрану видов,
экосистем, биосферы);
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной
среде, умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
в сфере научного познания:
понимание специфики биологии как науки, осознание ее роли
в формировании рационального научного мышления, создание целостного
представления об окружающем мире как о единстве природы, человека и
общества, в познании природных закономерностей и решении проблем
сохранения природного равновесия;
убежденность в значимости биологии для современной цивилизации:
обеспечение нового уровня развития медицины; создание перспективных
биотехнологий, способных решать ресурсные проблемы развития
человечества; поиск путей выхода из глобальных экологических проблем и
обеспечение перехода к устойчивому развитию, рациональному
использованию природных ресурсов и формированию новых стандартов
жизни;
заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения
общей культуры, естественно-научной грамотности как составной части
функциональной грамотности обучающихся, формируемой при изучении
40
биологии;
понимание сущности методов познания, используемых в естественных
науках, способность использовать получаемые знания для анализа и
объяснения явлений окружающего мира и происходящих в нем изменений;
умение делать обоснованные заключения на основе научных фактов и
имеющихся данных с целью получения достоверных выводов;
способность самостоятельно использовать
биологические
для решения проблем в реальных жизненных ситуациях;
знания
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию,
к активному получению новых знаний по биологии в соответствии
с жизненными потребностями.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
в сфере овладения универсальными
действиями:
базовые логические действия:
учебными
познавательными
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать
ее всесторонне;
использовать при освоении знаний приемы логического мышления (анализа,
синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл
биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать
связи с другими понятиями);
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их
достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений
живой природы;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии),
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях,
формулировать выводы и заключения;
применять схемно-модельные средства для представления существенных
связей и отношений в изучаемых биологических объектах, а также
противоречий разного рода, выявленных в различных информационных
источниках;
40
базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
способностью
и
готовностью
к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
ставить
и
формулировать
собственные
задачи
в
образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного
пособия, научно-популярной литературе, биологических словарях и
справочниках, компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать
информацию различных видов и форм представления, критически оценивать
ее достоверность и непротиворечивость;
формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе
биологической информации, необходимой для выполнения учебных задач;
самостоятельно
выбирать
биологической информации
оптимальную
форму
представления
(схемы, графики, диаграммы, таблицы,
рисункии др.);
использовать научный язык в качестве средства при работе с биологической
информацией: применять химические, физические и математические знаки и
символы,
формулы,
аббревиатуру,
номенклатуру,
использовать
и
преобразовывать знаково-символические средства наглядности;
в сфере овладения универсальными коммуникативными действиями:
общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; активно участвовать
в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать
вопросы, высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой
задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников
диалога или дискуссии);
40
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств;
совместная деятельность:
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли
с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
предлагать новые проекты, оценивать
оригинальности, практической значимости;
идеи
с
позиции
новизны,
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях,проявлять творчество и воображение, быть инициативным;
в сфере овладения универсальными регулятивными действиями:
самоорганизация:
использовать биологические знания для выявления проблем и их решения
в жизненных и учебных ситуациях;
выбирать на основе биологических знаний целевые и смысловые установки
в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему
здоровью и здоровью окружающих;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за решение;
самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
принимать мотивы и аргументы других при анализе
результатовдеятельности;
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
40
признавать свое право и право других на ошибки.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
умение владеть системой биологических знаний, которая включает
основополагающие биологические термины и понятия (жизнь, клетка, ткань,
орган, организм, вид, популяция, биосинтез белка, наследственность,
изменчивость, рост и развитие и др.);
владение системой знаний об основных методах научного познания,
используемых в биологических исследованиях живых объектов и экосистем
(описание, измерение, проведение наблюдений); способами выявления и
оценки антропогенных изменений в природе;
умение устанавливать взаимосвязи между строением и функциями: клеток
разных тканей; органами и системами органов у растений; этапами
клеточного цикла и жизненных циклов организмов; генотипом и
фенотипом;
умение решать поисковые биологические задачи; выявлять причинноследственные связи между исследуемыми биологическими объектами,
процессами и явлениями; делать выводы и прогнозы на основании
полученных результатов;
умение выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными
средствами, формулируя цель исследования; анализировать полученные
результаты и делать выводы;
умение оценивать этические аспекты современных исследований в области
биотехнологии и генетических технологий (направленное изменение генома
и создание трансгенных организмов);
умение мотивировать свой выбор будущей профессиональной деятельности
в области биологии, медицины, биотехнологии, сельского хозяйства;
углублять познавательный интерес, направленный на осознанный выбор
соответствующей профессии и продолжение биологического образования
в организациях среднего профессионального и высшего образования.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Современные агротехнологии». 10 класс (34 ч)
1. Биотехнология как наука (4 ч)
История возникновения науки, основные разделы, связь биотехнологии
40
с другими науками (биологией, ботаникой, зоологией, микробиологией,
биохимией, физиологией, генетикой, медициной) и отраслями промышленности
(пищевая, легкая), сельского хозяйства (животноводство, растениеводство) и
здравоохранением, известные вузы и НИИ, связанные с биотехнологией:
Федеральное
государственное
учреждение
«Федеральный
исследовательский центр «Фундаментальные основы биотехнологии» Российской
академии наук»;
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной
биотехнологии»;
Федеральное
государственное бюджетное научное
учреждение
«Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических
ресурсов растений имени Н.И. Вавилова» ;
Федеральное
государственное бюджетное научное
учреждение
«Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной
микробиологии»;
Федеральное
государственное бюджетное научное
учреждение
«Федеральный исследовательский
центр Институт цитологии и
генетики Сибирского отделения Российской академии наук»;
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Московский государственный университет имени
М.В. Ломоносова»;
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет»;
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Новосибирский национальный исследовательский
государственный университет»;
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Российский государственный аграрный университет –
МСХА имени К.А. Тимирязева»;
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего
образования «Научно-технологический университет «Сириус».
Современные направления развития агробиотехнологий. Методы
биотехнологии в науке и практике. Демонстрация видеороликов.
Лабораторные и практические работы
Исследовательская работа «Создание биологически активных добавок и
витаминов».
40
Исследовательская работа «Выведение новых сортов растений, пород
животных с заданными свойствами».
Исследовательская работа «Создание бактерий, способных перерабатывать
нефть и устранять последствия ее разливов: плюсы и минусы».
Экскурсия («Биотехнология: наука и жизнь») в вуз или НИИ.
2. Общие понятия биотехнологии (2 ч)
Понятие биотехнологии. Зачем человеку биотехнологии, в чем их
преимущество перед химическим синтезом. Основные объекты биотехнологии:
промышленные микроорганизмы, клетки и ткани растений, животных.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа «Примеры применения биологических объектов в
твоей жизни».
3. Особенности агробиотехнологии (4 ч)
Цели и задачи агробиотехнологии. Основные объекты агробиотехнологии.
Биотехнологические подходы для надежного сохранения коллекций генетических
ресурсов растений и животных. Понятия о полевых, in vitro и криоколлекциях. Рост
и развитие живого объекта в замкнутой системе в контролируемых условиях: как
это возможно.
Основные помещения для полноценной работы лаборатории биотехнологии
(ламинарная комната, световая,
автоклавная
комнаты,
помещение
для приготовления питательных сред, моечная): их функционал и особенности.
Основные приборы для организации лаборатории биотехнологии, их
функции и возможности (автоклав, сухожаровой шкаф, дистиллятор, рН-метр,
весы, ламинар-бокс, стерилизатор инструментов, световая установка,
климатическая камера, УФ-ионизатор, холодильники для хранения питательных
сред и др.). Инструменты для применения методов биотехнологии растений
(препаровальная игла, скальпель, пинцет, ножницы).
Основы техники безопасности при работе с приборами. Основные приборы для
организации лаборатории биотехнологии: автоклав, сухожаровой шкаф,
дистиллятор, рН-метр,весы, ламинар-бокс, стерилизатор инструментов, световая
установка, климатическая камера, УФ-ионизатор, холодильники для хранения
питательных сред и др. Инструменты для применения методов биотехнологии
растений: препаровальная игла, скальпель, пинцет, ножницы.
40
Лабораторные и практические работы
Практическая работа «Культурное растение в культуральном сосуде: опиши
растение в пробирке».
Исследовательская работа «Рост черенков растений в воде с разным уровнем
рН».
4. Культура клеток и тканей (8 ч)
Методы культуры клеток и тканей в селекции. Каллусная культура. Культура
клеток и агрегатов клеток. Культура протопластов. Получение соматических
гибридов методом слияния изолированных протопластов.
Клеточная селекция. Использование гаплоидии в селекции.
Примеры применения культур клеток и тканей в научных исследованиях и
в практике различных НИИ: знакомство с литературой – научными публикациями
по разным объектам (микробы, растения, животные).
Характеристика клеток, культивируемых in vitro. Морфогенетические пути
развития клетки in vitro.
Известные коллекции биотехнологических объектов – их роль, задачи,
состав, примеры (in vitro коллекции растений, коллекции штаммов
микроорганизмов. Семинар по прочитанной литературе, доклады обучающихся).
Биотехнология производства культуры клеток, тканей и органов растений.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа «Протопласты клеток».
Исследовательская работа «Существующие коллекции клеток и штаммов
в России и их роль в развитии генетических технологий».
Исследовательская работа «Г.Д. Карпеченко как генетик-экспериментатор и
биотехнолог».
5. Питательные среды для агробиотехнологий (2 ч)
Макро- и микроэлементы, источники углеводов, витамины, желирующие
агенты. Типы питательных сред – жидкие и твердые.
Питательные среды для биотехнологии растений. Разработка
новыхпитательных сред, в том числе включающих
биостимуляторы и другие регулятор
роста.
Методы
питательных
оптимизации
сред
питательных
(макроэлементы,
сред.
микроэлементы,
Основные
компоненты
источники
углерода,
витамины, желирующие агенты, регуляторы роста). Уровень рН питательной
40
среды и его влияние на развитие растений. Весы, рН-метр.
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа «Питательные среды и условия культивирования,
культуры растительных клеток и тканей».
Практическая работа «Приготовление стоковых (маточных) растворов
макро- и микроэлементов питательной среды по прописи Мурасиге и Скуга».
Практическая работа «Приготовление питательных сред для введения
в культуру in vitro».
6. Регуляторы роста как факторы успеха биотехнологии растений (4 ч)
Рост и развитие растений. Остальные этапы онтогенеза.
Общиезакономерности роста растений.
Основные классы фитогормонов (ауксины, цитокинины, гиббереллины,
АБК, этилен и др.) и их функции на разных этапах развития растения.
Известные генетические механизмы, контролирующие рост и развитие
растений.
Эндогенные и экзогенные регуляторы роста растений в пробирке.
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа «Фенотипическая оценка роста и развития растений
в зависимости от наличия фитогормонов в питательной среде».
7. Биотехнология растений (10 ч)
Возможности применения агробиотехнологий в селекции, семеноводстве и
питомниководстве.
Болезни и иммунитет растений: от Н.И. Вавилова до современности.
Ускоренная и традиционная селекция: сокращаем сроки получения новых
сортов. Основные методы селекции. Гибридизация. Формы отбора. Основные
направления селекции: улучшение урожайности, устойчивости к биотическим и
абиотическим факторам.
Оздоровление растений от вирусов с помощью методов биотехнологии:
методы культуры апикальных меристем, термотерапии, хемотерапии, криотерапии
и комплексной терапии. Получение оздоровленного посадочного материала –
клубней картофеля и саженцев плодовых культур.
Культивирование растительного материала в культуре in vitro: основные
принципы и модели культивирования. Каллусогенез, суспензионные культуры
40
растений. Микроразмножение растений. Экономический эффект от внедрения
методов биотехнологии в растениеводство.
Криохранение растений. Криопротекторы. Посткриогенная регенерация.
Биологические средства защиты растений: преимущества и перспективы
применения. Термос и сосуд Дьюара с жидким азотом, криопробирки.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа «Размножение плодовых растений черенкованием и
микроразмножением – пример малины (или земляники, ежевики, смородины)».
Практическая работа «Введение растений в культуру in vitro и поддержание
чистой культуры эксплантов».
Практическая работа «Размножение картофеля в пробирке».
Исследовательская работа «Как получают потомство
вегетативно
размножаемых культур если не семенами?»
Исследовательская
работа
«Выращивание
растений
в
пробирке».
Исследовательская работа «Как божья коровка урожай спасала –
о современных способах биологической защиты растений».
40