ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 2AA25C53F7DA9C24C5E495B132457CA8
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 29.11.2023 до 21.02.2025
Приморско- Ахтарский район станица Ольгинская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 имени В. А. Казбанова
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2023года протокол №1
Председатель_______Билай О. Ю.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности занимательное обществознание
Уровень образования (класс)________________9 класс
Учитель: Лисовская И. Л.
составлена на основе общеобразовательной общеразвивающей
программы для образовательных учреждений в соответствии с
примерной программой
Рабочая программа курса по обществознанию
«Подготовка к ОГЭ»
9 класс
(17 часов)
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая
рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по
обществознанию»
обучающихся 9 класса составлена на основе Федерального
компонента Государственного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ
№1089 от 5 марта 2004 года (c изменениями) и в соответствии с кодификатором
элементов содержания по обществознанию для составления контрольных измерительных
материалов основного государственного экзамена 2016 года. Программа построена на
принципах обобщения и систематизации учебного материала за курс основной школы по
предмету «Обществознание». Предлагаемая программа элективного курса рассчитана
для подготовки обучающихся к итоговой аттестации по обществознанию в форме ОГЭ.
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы
знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно экономики,
социологии, психологии, права, политологии и культурологии.
Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» рассчитан на
обучающихся 9-х классов, которые выбрали сдавать ОГЭ по обществознанию и
предполагает 17 часов из расчета 1 час в неделю.
Цель курса:
- формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих
понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний обучающимися курса
«Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной
итоговой аттестации;
- стимулировать познавательную активность и интерес обучающихся к предмету, в
том числе в контексте выбора ими социально – экономического и юридического профиля
для дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных
источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и
практического характера;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её
социализации в современных условиях.
Принципы, на которых базируется программа:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной
требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний;
- активность и сознательность обучения.
- здоровьсбережение.
Основные формы работы: индивидуальная и групповая.
Основные методы: работа с документами (самостоятельное чтение, анализ
материала, организация понимания через обсуждение, изучение статистических
материалов);
- изучение материалов СМИ, интернет-материалов;
- дискуссии, проектная деятельность;
- практические занятия по решению учебных задач;
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение
ситуативных задач, источники, тесты для этапа контроля.
Формы контроля. В ходе занятий могут быть различные: тестовые задания,
алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить
материал). Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием
материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой
аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по
типу ОГЭ .
Ожидаемые результаты.
В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие конкретные умения:
- анализировать документы;
- анализировать публикации в периодических изданиях;
- работать с диаграммами и таблицами;
- формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным
проблемам;
- представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, эссе;
- делать выводы, работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без возможности
обратиться за консультацией к учителю) понимать формулировку задания и вникать в её
смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- работать с бланками экзаменационной работы (четко писать печатные буквы в
соответствии с образцом, указанным в бланке, хорошо ориентироваться в полях
заполняемого на экзамене бланка, правильно отмечать в бланке вариант ответа, вносить
исправления в бланк экзаменационной работы и т.д.)
- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной
программы изучения обществознания, так и с заданиями контрольно-измерительных
материалов ГИА. Данный курс способствует расширению и углублению базового курса
обществознания. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на темы и вопросы,
которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно
рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание, 8-9классы». Большое
внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с
дополнительной литературой по предмету.
Содержание программы
Введение. ОГЭ как форма итоговой аттестации по обществознанию. Познакомить
учащихся со структурой экзамена, условиями прохождения экзамена.
Тема 1. Человек и общество (3 часа)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической,
социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные
институты. Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека, ее основные
формы. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество.
Тема 2 Духовная сфера (3 часа)
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Гуманизм.
Патриотизм, гражданственность. Наука в жизни современного общества. Образование
и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на
доступ к культурным ценностям. Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и
элитарная культуры. Молодежные субкультуры
Тема 3. Социальная сфера (3 часа)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальные группы.
Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся
поведение. Социальный конфликт и пути его решения.
Тема 4. Экономическая сфера (3 часа)
Измерители экономической деятельности. Валовый внутренний продукт, валовый
национальный продут, национальный доход. Государственный бюджет. Инфляция.
Уровень занятости. Экономические системы и собственность. Приватизация.
Собственность и несовершеннолетние. Неравенство доходов и экономические меры
социальной поддержки.
Потребитель и его права. Источники информации для потребителей. Защита прав
потребителей.
Тема 5. Политическая сфера (3 часа)
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Формы
государства: формы правления и формы территориального государственного устройства.
Политические режимы. Местное самоуправление. Гражданское общество и правовое
государство.
Тема 6. Право (2 часа)
Право и его роль в жизни общества. Международное гуманитарное право. Зачётная
работы по типу ОГЭ .
Список литературы для педагога :
1.Мартьянова Н.А.,Зарубин В.Г. Обществознание. Справочник для подготовки к
ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов- на Дону. Легион 2012
2. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М., 2009
3. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право.-М.,Вита,2012
4.Чернышева О.А. Обществознание. Тематическая тренировочная тетрадь.
Подготовка к ГИА-9.Ростов- на Дону. Легион 2012
5. Чернышева О.А., Пазин Р.В.,Ушаков П.А. Обществознание. Тематические тесты.
Подготовка к ГИА-9.Ростов- на Дону. Легион 2012
6.Основы правовых знаний 8-9 классы. Российский фонд правовых
реформ.Вита.М.,1999
7. Методическое пособие по курсу: Основы правовых знаний. Пособие для учителя
8-9классов.Российский фонд правовых реформ.Вита.М.,1999.
Список литературы для обучающихся :
1. Обществознание 8 класс / Под ред. Л.Н.Боголюбова, М., Просвещение, 2012г
2. Обществознание 9 класс / Под ред. Л.Н.Боголюбова, М., Просвещение, 2012г
3.Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9
кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2000
4. ОГЭ 2024(в новой форме) Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/
О. А. Котова . Т.Е. Лискова– М.: Издательство «Национальное образование» 2019г..
5. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2023:
Обществознание/ авт. – сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2014.
6. Конституция РФ.- М.,2014
7. Калачева Е.Н.Обществознание ОГЭ. ГИА 9 класс. Практикум реальные
тесты.М.: «Экзамен», 2014
8. Калачева Е.Н.Обществознание ОГЭ. ГИА 9 класс. Практикум В.С. М.:
«Экзамен», 2023
9. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА (ОГЭ
9 класс). – М., АСТ:Астрель, 2020
Интернет-материалы по подготовке к ОГЭ:
1.
Федеральный
институт
педагогических
измерений http://fipi.ru/
2. Официальный информационный портал ГИА http://gia.edu.ru/
3. ЕГЭ и ГИА портал «От урока – До экзамена» http://egeigia.ru/
4. Открытый банк заданий ОГЭ http://opengia.ru/
5. Подготовка к ОГЭ http://ege.yandex.ru
6. Портал о пособиях по подготовке к ГИА www.alleng.ru
7. http://www.humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»
8. http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm - полная электронная версия
курса
«Введение в обществознание», 8-9 классы.
Календарно-тематическое планирование спецкурса
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Наименование тем курса
Введение. Познакомить учащихся со структурой
экзамена, условиями прохождения экзамена.
Тема 1. Человек и общество.
Общество как динамичная саморазвивающаяся
система.
Взаимосвязь
экономической,
социальной,
политической
и
духовной
сфер
общества.
Важнейшие социальные институты.
Биологическое
и
социальное
в
человеке.
Деятельность человека, ее основные формы.
Аграрное, индустриальное, постиндустриальное
общество.
Тема 2. Духовная сфера.
Личность и мораль.
Виды
познавательной деятельности
Лекция с элементами беседы
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Нравственность, этика, моральные ценности и Лекция с элементами беседы,
идеалы. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. практическая работа
Наука в жизни современного общества.
Лекция с элементами беседы,
Образование и самообразование. Образование – практическая работа
сочетание интересов личности и общества. Право на
доступ к культурным ценностям. Формы и
разновидности культуры. Народная, массовая и
элитарная культуры. Молодежные субкультуры
Тема 3. Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальная Лекция с элементами беседы,
мобильность.
практическая работа
Социальные группы. Социальные статусы и роли.
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Нации
и
межнациональные
отношения. Лекция с элементами беседы,
Отклоняющееся поведение. Социальный конфликт и практическая работа
пути его решения.
Тема 4. Экономическая сфера.
Измерители экономической деятельности. Валовый Лекция с элементами беседы,
внутренний продукт, валовый национальный продут, практическая работа
национальный доход.
Государственный бюджет. Инфляция. Уровень Лекция с элементами беседы,
занятости. Экономические системы и собственность. практическая работа
Приватизация.
Собственность
и
несовершеннолетние. Неравенство доходов и
экономические меры социальной поддержки.
Потребитель и его права. Источники Лекция с элементами беседы,
информации для потребителей. Защита прав практическая работа
потребителей.
Тема 5. Политическая сфера общества.
14
Власть. Роль политики в жизни общества.
15
Понятие и признаки государства. Формы
государства: формы правления и формы
территориального государственного устройства.
Политические режимы.
Местное самоуправление. Гражданское общество и
правовое государство
Итоговое тестирование.
Итого:
16
17
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Тестирование в формате ОГЭ