муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №4 имени В.А.Казбанова
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 2AA25C53F7DA9C24C5E495B132457CA8
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 29.11.2023 до 21.02.2025
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУСОШ№4
Билай О.Ю.
Протокол № 1
от 30.08.2024 год
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООП ООО для 5-7 классов по
ФГОС ООО-2021 и ФОП ООО на уровень ООО
(5-9 класс),
на 2024 – 2025 учебный год
Приморско-Ахтарский муниципальный район, Краснодарский край 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план основного общего образования муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 имени
В.А.Казбанова (далее - учебный план) для 5-9 классов, реализующих основную
образовательную программу основного общего образования, соответствующую
ФГОС ООО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»), фиксирует общий
объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав
и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №4 имени В.А.Казбанова, разработанной в соответствии с ФГОС
основного общего образования, с учетом Федеральной образовательной
программой основного общего образования, и обеспечивает выполнение
санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических
нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Письмо Министерства
образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 14.07.2023
года № 47.01.13-13168/23 "О формировании учебных планов
для
общеобразовательных организаций на 2023-2024 учебный год"
Учебный год в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 имени В.А.Казбанова начинается
01.09.2023 и заканчивается 25.05.2024.
В соответствии с п. 33.1 федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) учебный план (далее –
учебный план) ООП ООО МБОУ СОШ№4 обеспечивает реализацию требований
ФГОС ООО и определяет:
- общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся,
- состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам
обучения);
- перечень учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей;
- учебную нагрузку в соответствии с требованиями к организации
образовательной деятельности к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной)
учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями.
Учебный план ООП ООО (п. 167.2 ФОП ООО):
- фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
- определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время,
отводимое на их освоение и организацию;
- распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным
годам.
Учебный план включает в себя обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений, и составлен на 5-летний срок
освоения. Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные
недели. Учебные занятия для учащихся 5-8 классов проводятся по 5-ти дневной
учебной неделе. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в
неделю составляет в 5 классе – 29 часов, в 6 классе – 30 часов, в 7 классе – 32
часа, в 8 классах – 33 часа, по 6-ти дневной учебной неделе максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляетв 9 классе-36 часов.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных для всех имеющих по данной программе государственную
аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную
программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения (п. 167.5.1 ФОП ООО).
В обязательную часть учебного плана в соответствии с п. 33.1 ФГОС ООО
входят следующие обязательные для изучения предметные области и учебные
предметы:
Предметные области
Учебные предметы
Русский язык и литература
Русский язык,
Литература
Родной язык и родная литература
Родной язык и (или) государственный язык
республики Российской Федерации,
Родная литература
Иностранные языки
Иностранный язык,
Второй иностранный язык
Математика и информатика
Математика,
Информатика
Общественно-научные предметы
История,
Обществознание,
География
Естественнонаучные предметы
Физика,
Химия,
Биология
Основы духовно-нравственной
культуры народов России
-
Искусство
Технология
Изобразительное искусство,
Музыка
Труд (Технология)
Основы безопасности и Защиты
Родины
Основы безопасности и Защиты Родины
Физическяа культура
Физическая культура
Обязательный учебный предмет (п. 33.1 ФГОС ООО):
- «Математика» предметной области "Математика и информатика" включает
в себя следующие учебные курсы: курс «Математика» в 5-6 классах, в 7-9 классах
учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»
(достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы
основного общего образования по учебному предмету "Математика" в рамках
государственной итоговой аттестации включает результаты освоения рабочих
программ учебных курсов "Алгебра", "Геометрия", "Вероятность и статистика").
- "История" предметной области "Общественно-научные предметы"
включает в себя учебные курсы "История России" и "Всеобщая история".
- "Основы духовно-нравственной культуры народов России" вводится
поэтапно, учебный предмет преподается с 5 по 9 класс, начиная с 2023/24
учебного года.
При реализации модуля "Введение в Новейшую историю России" в курсе
"История России" количество часов на изучение учебного предмета "История"
История России в 9 классе должно быть увеличено на 17 учебных часов (п. 167.13
ФОП ООО).
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка
Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного
языка из числа языков народов Российской Федерации, из числа государственных
языков республик Российской Федерации, в том числе русского языка как
родного языка, на основе заявления родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся и при наличии возможностей МБОУ СОШ №
4 (п. 33.1 ФГОС ООО и п. 167.14-167.16 ФОП ООО)1. В соответствии с п. 33.1
ФГОС ООО «Для Организаций, в которых языком образования является русский
язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов
Российской Федерации, государственных языков республик Российской
Федерации осуществляется при наличии возможностей Организации и по
заявлению
обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся».
В МБОУ СОШ № 4 языком образования является русский язык, и в
соответствии с п. 33.1 ФГОС ООО изучение родного языка (русского) и родной
литературы (русской) из числа языков народов Российской Федерации,
1
государственных языков республик Российской Федерации осуществляется при
наличии возможностей Организации и по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся2 в срок до 01 сентября нового
учебного года. В своих заявлениях родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся МБОУ СОШ № 4 перед новым учебным
годом (в срок до 01 сентября нового учебного года) отказались от изучения
предметов «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» в связи с
тем, что на языке образования (русском) изучаются обязательные учебные
предметы «Русский язык» и «Русская литература».
Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого МБОУ
СОШ № 4 осуществляется по заявлениям обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии возможностей
организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 33.1 ФГОС
ООО и п. 167.17 ФОП ООО). В своих заявлениях родители (законные
представители) несовершеннолетних обучающихся МБОУ СОШ № 4 перед
новым учебным годом (в срок до 01 сентября нового учебного года) отказались от
изучения предмета «Второй иностранный язык» предметной области
«Иностранные языки».
Вариативность содержания ООП ООО реализуется через возможность
формирования программ основного общего образования различного уровня
сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и
способностей обучающихся, включая одаренных детей и детей с ОВЗ (п. 167.4
ФОП ООО). В соответствии с п. 167.19 ФОП ООО учебные планы могут быть
разными в отношении различных классов одной параллели. Также могут
создаваться комплексные учебные планы с учетом специфики реализуемых
образовательных программ и наименований образовательных организаций
(лицеи, гимназии, центры образования, школы с углубленным изучением
отдельных предметов и другие).
Углубленное изучение отдельных предметных областей, учебных предметов
(профильное обучение) реализует задачи профессиональной ориентации и
направлено на предоставление возможности каждому обучающемуся проявить
свои интеллектуальные и творческие способности при изучении указанных
учебных предметов, которые необходимы для продолжения получения
образования и дальнейшей трудовой деятельности в областях, определенных
Стратегией научно-технологического развития (п. 20 ФГОС ООО).
В МБОУ СОШ № 4 при реализации ООП ООО осуществляется углубленное
изучение отдельных учебных предметов «Химия»
Часть федерального учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных
предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том
числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью
удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом
развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы,
особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ (п. 167.5.2 ФОП ООО).
В соответствии с п. 25 ФГОС ООО часть ООП ООО, формируемая
участниками образовательных отношений, обеспечивается «за счет включения в
учебные планы учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся из перечня, предлагаемого МБОУ СОШ № 4. Выбор для изучения
ряда предметов, курсов части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений, осуществляется посредством сбора заявлений с
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в срок
до 01 сентября нового учебного года.
В соответствии с п. 33.1 ФГОС ООО в целях обеспечения индивидуальных
потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений из перечня, предполагает включение учебных
предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том
числе предусматривающих углубленное изучение учебных предметов, с целью
удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом
развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы,
особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть
учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений из
перечня, предлагаемого МБОУ СОШ № 4, включает учебные предметы, учебные
курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся,
в
том
числе
предусматривающие углубленное изучение учебных предметов (п. 33.1 ФГОС
ООО).
Часть внеурочного плана МБОУ СОШ №4, формируемая участниками
образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных
потребностей обучающихся и соответствующего запроса родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся и предусматривает учебные
курсы, обеспечивающие удовлетворение различных интересов обучающихся:
- внеурочный курс 9 классе «Проектная и исследоваетельская деятельность»
введен для приобретения опыта проектной деятельности как особой формы
учебной деятельности: формирования умения участвовать в проектной или
исследовательской деятельности предметного и межпредметного характера (с
приобретением опыта публичного представления полученных результатов);
формирования умения совместно с учителем планировать и самостоятельно
проводить учебное исследование или проектную работу, в том числе
формулировать задачи исследования, выбирать методы исследования,
соответствующие поставленной цели, самостоятельно планировать собственную и
совместную деятельность в группе, следить за выполнением плана действий и
корректировать его; формирования навыка участия в различных формах
организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе
творческих конкурсах, олимпиадах, научных обществах, научно-практических
конференциях, олимпиадах; овладения приемами учебного сотрудничества и
социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в совместной учебноисследовательской и проектной деятельности;
- внеурочные
курсы в 5-7 классах «Финансовая математика»,
«Функциональная грамотность: учимся для жизни» введен для формирования
функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи
и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных,
метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего
успешного образования и ориентации в мире профессий;
- внеурочный курсы 9 классах «Занимательный русский язык»,
«Занимательная география», «Занимательное обществознание», «Занимательная
биология» как пропедевтический курс для подготовки к ГИА;
- внеурочный курс 6, 8 классе «Кубановедение» в результате курса
регионального компонента «Кубановедение»
обучающиеся на ступени
начального общего образования: обучатся навыкам понимания целостной
научной картины мира и роли своей малой Родины – Кубани; получат
представления об особенностях культуры и природы Кубани, о развитии и
воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно
относящейся к богатству природы Кубани, её истории, культуре, и с уважением –
к жителям края
- внеурочный курс с 6-9 классы «Россия –мои горизонты», введены для
профориентационной работы«детям расскажут о наиболее значимых
производствах страны» и покажут им «красивый мир рабочих профессий».
- внеурочный курсы с 8 по 9 класс «Практикум по геометрии», введены для
формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать
учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных
предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности),
включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу
готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему
успешному образованию;
-внеурочный курс с 5 по 9 класс «Разговоры о важном»3 введен для развития
ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее
людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре;
формирования соответствующей внутренней позиции личности обучающегося,
необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе;
- внеурочный курсы с 5 по 9 класс «Краеведческий туризм» введен для
учебно-исследовательской о проектной деятельности с использованием
этнографического компонента.
- внеурочный курс с 5 по 9 класс «Безопасные дороги Кубани» введена для
понимания важности вопросов профилактики ДТТ и изучения правил дорожного
движения (ПДД), которые рассматриваются в аспекте личной безопасности и
социальной функциональной грамотности школьника.
- внеурочный курсы с 5 по 9 класс «Урок мужества» введен для развития
патриотической и нравственной направленности.
- внеурочный курсы с 6 по 8 класс «ОПК», «Традиционная культура
кубанского казачества», «История и современность кубанского казачества»,
«Строевая подготовка» введены для на изучение казачьих заповедей,
использование в жизни основ традиционной культуры; бережное отношение к
культурно-историческому наследию кубанского казачества; усвоение норм и
правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков,
позволяющие казаку как соответствовать традиционной системе, так и успешно
действовать в современном обществе; понимание и принятие основной
социальной роли казака, соответствующие возрасту: социальные роли в казачьей
семье, в казачьем обществе; понимание эстетики культуры и традиций кубанского
казачества; выработка казачьего менталитета, желания и готовности к труду,
несению государственной службы казачества
-внеурочный курс 5-6 класс «Школьный театр» введен для развития творческих
способностей
учащихся,
речевую
культуру,
наблюдательность,
воображение,эмоциональную отзывчивость
-внеурочный курс 6 класс «Моделирование и управление БПЛА»
формирования знаний в области моделировани и управления БПЛА
ввден для
-внеурочный курс 9 класс «Информационная работа и профессиональная
ориентация» введен для развития соицально значимых отношений обучающихся,
и, прежде всего, целостных отношений к труду как основному способу
достиженния
жизненного
благополучия человека, залогу его успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
-внеурочный курс в 5-9 класс «Семьеведение» «Семьеведение» введен для
ведения молодых людей в традиционную для нашего Отечества систему
семейных ценностей и формирование просемейных ценностно-смысловых
установок: брачности, многодетности, целомудрия.
Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от
возраста обучающихся в рамках реализации ООП НОО МБОУ СОШ № 4 в
качестве третьего часа физической культуры 4 , Количество часов на урок
"Физическая культура" составляет 2 часа, третий час рекомендуется
реализовывать образовательной организацией за счет часов части, формируемой
участниками образовательных отношений, часов внеурочной деятельности и
(или) за счёт посещения обучающимися спортивных секций, школьных
спортивных клубов, включая использование модулей по видам спорта 7.
МБОУСОШ№4 является участницей проекта «Самбо в школу» 1 час за счет
формируемой участниками образовательных отношений, как час физической
культуры.
В соответствии с п. 20 ФГОС ООО «организация образовательной
деятельности по ООП ООО, может быть основана на делении обучающихся на
две и более группы и различном построении учебного процесса в выделенных
группах с учетом их успеваемости, образовательных потребностей и интересов,
пола, общественных и профессиональных целей, в том числе обеспечивающих
изучение родного языка в образовательных организациях, в которых наряду с
русским языком изучается родной язык, государственный язык республик
Российской Федерации, иностранный язык, а также углубленное изучение
отдельных предметных областей или учебных предметов (далее дифференциация обучения)».
Деление обучающихся на две группы (п. 20 ФГОС ООО) при реализации
ООП ООО МБОУ СОШ № 4 осуществляется в рамках изучения следующих
предметов:
- предмет «Труд (технология)» с учетом объединения в одну группу девочек
и мальчиков с 5 по 8 классы;
Общий объем аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет не
может составлять менее 5058 академических часов и более 5848 академических
часов. В МБОУ СОШ №4 общий объем аудиторной работы обучающихся за пять
учебных лет освоения ООП ООО при 5 (6)-дневной учебной неделе составляет
5541 часов. Каждая образовательная организация самостоятельно определяет
режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя) с учетом
законодательства Российской Федерации (п. 167.7 ФОП ООО).
Продолжительность учебного года в 5-9 классах МБОУ "СОШ №4
составляет 34 недели. Продолжительность учебного занятия в основной школе
составляет 40 минут. Для классов, в которых обучаются дети с ограниченными
возможностями здоровья, - 40 минут. Занятия в 5-9-ых классах организованы в
одну смену. Во время занятий проводится перерыв для двигательной активности
не менее 20 минут.
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого
класса не должен превышать продолжительности выполнения 2 часа - для 5
класса, 2,5 часа - для 6 - 8 классов, 3,5 часа - для 9 классов. МБОУ СОШ №4
осуществляется координация и контроль объема домашнего задания учеников
каждого класса по всем предметам в соответствии с санитарными нормами (п.
167.21 ФОП ООО).
В соответствии с пунктом 22 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012
N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" учебный план - документ,
который
определяет
перечень,
трудоемкость,
последовательность
и
распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной
аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с положением о
формах, периодичности и порядке текущего контроля и промежуточной
аттестации обучающихся» МБОУ СОШ №4 сроки проведения промежуточной
аттестации определяются календарным учебным графиком ООП ООО. В МБОУ
СОШ № 4 определены следующие формы 5 промежуточной аттестации: годовая
контрольная работа, контрольная работа за год, тестовая контрольная работа,
зачет, комплексная контрольная работа и др. Промежуточная/годовая аттестация
обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с календарным учебным
графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям.
Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений,
являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам
четверти. Освоение основной образовательной программ основного общего
образования завершается итоговой аттестацией.
В интересах обучающихся с участием обучающихся и их семей могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется
индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных
предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация
индивидуальных учебных планов, программ может сопровождаться тьюторской
поддержкой (п. 167.6 ФОП ООО).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Предметная область
Русский язык и литература
Иностранные языки
Математика и информатика
Общественно-научные предметы
Естественно-научные предметы
Искусство
Технология
Физическая культура
Основы безопасности и защиты
Родины
Основы духовно-нравственной
культуры народов России
Итого
Наименование учебного курса
кубановедение
Секреты орфографии
Итого
Учебный предмет/курс
Количество часов в неделю
5А
5Б
6
7А
7Б
Обязательная часть
Русский язык
5
5
6
4
4
Литература
3
3
3
2
2
Иностранный язык
3
3
3
3
3
Математика
5
5
5
0
0
Алгебра
0
0
0
3
3
Геометрия
0
0
0
2
2
Вероятность и статистика
0
0
0
1
1
Информатика
0
0
0
1
1
История
2
2
2
2
2
Обществознание
0
0
1
1
1
География
1
1
1
2
2
Физика
0
0
0
2
2
Химия
0
0
0
0
0
Биология
1
1
1
1
1
Изобразительное искусство
1
1
1
1
1
Музыка
1
1
1
1
1
Труд (технология)
2
2
2
2
2
Физическая культура
3
3
3
3
3
Основы безопасности и защиты
0
0
0
0
0
Родины
Основы духовно-нравственной
1
1
1
0
0
культуры народов России
28
28
30
31
31
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
8
9
3
2
3
0
3
2
1
1
2
1
2
2
2
2
0
1
1
3
1
3
3
3
0
3
2
1
1
2.5
1
2
3
3
2
0
0
1
3
1
0
0
33
34.5
1
0,5
1,5
1
1
0
1
1
1
1
1
0
1
1
1
ИТОГО недельная нагрузка
Количество учебных недель
Всего часов в год
29
34
986
29
34
986
30
34
1020
32
34
1088
32
34
1088
33
34
1190
36
34
1207
План внеурочной деятельности (недельный)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 имени В.А.Казбанова
Учебные курсы
Разговор о важном
Семьеведение
Россия мои горизонты
Кубановедение
Урок мужества
Школьный театр
История и современность
кубанского казачества
Традиционная культура
кубанского казачества
Функциональная
грамотность:учимся для жизни
Безопасные дороги Кубани
ОПК
Строевая подготовка
Моделирование и управление
БПЛ
Краеведческий туризм
Финансовая математика
Практикум по геометрии
Информационная работа и
профессиональная ориентация
ИТОГО недельная нагрузка
Количество часов в неделю
7А
7Б
1
1
1
1
1
1
0
0
0.5
0.5
0
0
0.5
0
5А
1
1
0
0
0.5
1
0
5Б
1
1
0
0
0.5
1
0
6
1
1
1
1
0.5
1
0
8
1
1
1
0
0.5
0
0
9
1
1
1
1
0.5
0
0
0
0
0
0.5
0
0
0
1
1
1
1
1
1
0
0.25
0
0
0
0.25
0
0
0
0.25
0
0
1
0.25
0.5
0.5
0
0.25
0
0
0
0.25
0
0
0
0.25
0
0
0
0.5
0.5
0
0
0.5
0.5
0
0
0.5
0.5
0
0
0
0
0
0
0.5
0
0
0
0.5
0
1
0
0.5
0
1
1
5.75
5.75
8.75
6.75
5.25
6.25
7.25