РП Занимательный русский (9кл)

Приморско-Ахтарский район станица Ольгинская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 имени В.А. Казбанова
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 45DB7A7E513A7F04B93401AEAB2A06B3
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 19.09.2022 до 13.12.2023

УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета протокол № 1
от 30.08.2023 года
Председатель педсовета
_______________О.Ю.Билай

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочных групповых занятий
«Занимательный русский»
Класс 9
Количество часов 34
Учитель Белик Светлана Владимировна
Программа разработана основе Федерального
компонента государственного стандарта общего
образования (Примерные программы основного
общего образования), Программы воспитания МБОУ
СОШ № 4, рабочей программы «Русский язык». 5—9
классы. Авторы программы: Т.А. Ладыженская, М.Т.
Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение,
2016г.
1

СОДЕРЖАНИЕ
1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

2.

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ».

3.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общая характеристика учебного предмета
Курс индивидуально групповых занятий «Говорим и пишем правильно» предназначен для учащихся 9
класса. На освоение курса в 9 классе отводится 68 часа в год (2 часа в неделю). Данный курс дополняет
программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий.
Рабочая программа составлена для использования ее в течение 2022-2023 учебного года. Курс состоит из 5-ти
разделов:
1) устная часть по русскому языку,
2) сжатое изложение,
3) выполнение тестовых заданий,
4) сочинение-рассуждение,
5) контроль знаний (репетиционные работы).
Специального учебника по данному курсу нет. Используются методические пособия различных авторов,
рекомендованные ФИПИ.
Личностные результаты освоения рабочей программы по русскому языку для основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и
нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по русскому языку для
основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях,
написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в
том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в
школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся
в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России;
проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего
края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»;
ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

2

Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё
поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
закономерностях развития языка;
овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового
образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к
своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм
вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные
языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных
произведений, написанных на русском языке;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при
знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

3

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина
и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные

Предметные

1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне;
3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого
общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных
высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный,
лексический,
морфологический),
синтаксического
анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных
признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям
языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Устная часть экзамена по русскому языку
Выпускник научится:
 владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции

девятиклассников;
 владеть формами обработки информации исходного текста для выполнения заданий по тексту;
 работать заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в

её смысл;
 совершенствовать и развивать умения конструировать устное высказывание на заданную тему или по

данному фото;
 формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения устной речью;

4

 четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
 самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий.

Сжатое изложение и сочинение-рассуждение
Выпускник научится:
 владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции

девятиклассников;
 грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
 владеть формами обработки информации исходного текста;
 работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания

и вникать в её смысл;
 совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения




рассуждения на лингвистическую тему и по данному тексту;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
работать с бланками экзаменационной работы;
Выпускник получит возможность научиться:

 использовать средства художественной выразительности в собственных текстах;

Выполнение тестовых заданий (задания с кратким ответом)
Выпускник научится:
 владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции

девятиклассников;
 работать с бланками экзаменационной работы;

Выпускник получит возможность научиться:
• применять при подготовке к ОГЭ цифровые средства обучения.

3.

СОДЕРЖАНИЕ курса внеурочной деятельности «ОГЭ по русскому языку»

Раздел 1. Устная часть экзамена по русскому языку:
содержание, задания и темы для устного монологического высказывания, сообщения; задания, вопросы к
темам сообщения – 6 часов
Раздел 2. Сжатое изложение- 6 часов
Первая часть работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или
научного стиля.
Сжатое изложение – это форма обработки исходного текста, позволяющая проверить комплекс
необходимых учебных умений и навыков обучающегося, важнейшими из которых являются следующие:
- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- умение адекватно воспринимать авторский замысел;
- умение вычленять главное в информации текста;
- умение сокращать текст разными способами;
- умение правильно, точно, логично излагать содержание текста;
- умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания текста.
Экзаменуемый должен понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную
информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский
замысел текста. Обучающийся должен научиться воспринимать текст на слух так, чтобы мог понимать его

5

общую тему, проблему, идею; мог определять и понимать авторскую позицию. Обучающийся должен
научиться определять микротемы текста, являющиеся составной частью общей темы прослушанного текста.
1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления,
формулирования.
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство
русского языка.
4. Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические,
синтаксические.
5. Написание изложения.
Раздел 3. Задания с кратким ответом - 15 часов
Вторая часть по русскому языку в 9 классе включает задания с кратким ответом. Задания проверяют
глубину и точность понимания и знания экзаменуемым содержания исходного текста, выявляют уровень
постижения обучающимися его культурно-ценностных категорий; проверяют
уровень языковой и
лингвистической компетенции девятиклассников. Все задания
второй части имеют практическую
направленность, так как языковые явления, проверяемые в данной части, составляют необходимую
лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Раздел 4. Сочинение – рассуждение) – 6 часов
Третья часть работы ОГЭ по русскому языку в 9 классе содержит три альтернативных творческих
задания, из которых выпускник должен выбрать только одно. Задания позволяют
проверить
коммуникативную компетенцию выпускников 9 класса. В частности умение строить собственное
высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется
умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст и свой жизненный
опыт. Именно это общеучебное умение необходимо обучающимся в дальнейшей образовательной, а часто и
в профессиональной деятельности.
1. Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.
2. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
5. Корректировка текста.
Раздел 5. Контроль знаний - 1 часов
Репетиционные работы.

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Разделы. Темы.

Кол-во
часов

УУД

Раздел 1. Устная часть экзамена по русскому языку в 9 классе (6 часов)
1
Структура содержания устной части
1
Изучение инструкции
по выполнению
2
Работа над чтением текста
1
заданий устного
3
Работа над пересказом прочитанного текста
1
собеседования по
4
Работа над монологическим высказыванием по
1
русскому языку и
заданной теме
экзаменационной
5
Работа над ответами на вопросы учителя1
работы по русскому
собеседника
языку. Знакомство с
6
Практическая работа по выполнению устной части
1
критериями оценки
экзамена по русскому языку
выполнения заданий.
Раздел 2. Сжатое изложение (6 часов)

6

Основные
направления
воспитательной
работы
трудовое
воспитание
эстетическое
воспитание

7
8
9
10
11
12

Сжатое изложение. Что такое микротема. Абзацное
членение.
Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы
сжатия.
Приёмы сжатия. Отработка приема
ИСКЛЮЧЕНИЕ.
Приемы сжатия. Отработка приема ОБОБЩЕНИЕ.
Приемы сжатия. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.
Написание сжатого изложения

Раздел 3. Подготовка к решению заданий (15 часов)
13
Задание 2. Орфографический анализ слов,
предложений и текста. Правописание приставок,
корней.
14
Правописание суффиксов, окончаний разных
частей речи.
15
Слитное, раздельное, дефисное написание слов.
16
Задание 3. Пунктуационный анализ предложений
и текста. Знаки препинания в простом
предложении.
17
Знаки препинания в осложненных предложениях:
в предложениях с однородными членами,
обособленными членами, обращениями, вводными
конструкциями (словами и словосочетаниями).
18
Знаки препинания в сложном предложении: в
ССП, СПП, БСП, а также в предложениях с
разными видами связи.
19
Оформление прямой и косвенной речи.
20
Синтаксический анализ словосочетания. Типы
подчинительной связи слов в словосочетаниях.
21
Главные и второстепенные члены. Способы
выражения подлежащего и сказуемого.
22
Анализ содержания текста. Типы речи:
повествование, описание, рассуждение. Главная
мысль текста.
23
Анализ средств выразительности. Тропы. Фигуры
речи.
24
Лексический анализ слова, предложения, текста.
Сферы употребления слов. Происхождение слов.
Активный, пассивный словарный запас.
Стилистическая окраска слов
25
Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок,
афоризмов, крылатых слов. Однозначные и
многозначные слова.
26
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Прямое и
переносное значение слова. Лексическое значение
слова.
27
Диагностическая работа в формате ОГЭ

7

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

1

1

1
1
1
1

1
1

1

1

1

Работа с бланками
ответов,
демонстрационным
вариантом. Работа с
текстом, определение
темы, идеи, ключевых
(опорных) слов.
Знакомство со
структурными
особенностями сжатого
изложения. Работа с
текстом, отработка
основных приёмов
компрессии исходного
текста. Создание текста
изложения, оценивание
работы.

гражданское
воспитание,

усвоение основ научных
знаний о родном языке,
понимание взаимосвязи
его уровней и единиц;
освоение базовых
понятий лингвистики:
лингвистика и ее
основные разделы;
текст, типы текста;
основные единицы
языка, их признаки и
особенности
употребления в речи;
овладение основными
стилистическими
ресурсами лексики и
фразеологии русского
языка, основными
нормами русского
литературного языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными);
опознавание и анализ
основных единиц языка,
грамматических
категорий языка;
проведение различных
видов анализа слова
(фонетический,
морфемный,
словообразовательный,
лексический,
морфологический),
синтаксического анализа
словосочетания и
предложения,
многоаспектного анализа
текста с точки зрения его
основных признаков и
структуры,
принадлежности к
определенным

эстетическое
воспитание,

патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности,
духовное и
нравственное
воспитание

гражданское
воспитание,
трудовое
воспитание

функциональным
разновидностям языка,
особенностей языкового
оформления,
использования
выразительных средств
языка

Раздел 4. Подготовка к сочинению-рассуждению (9.1, 9.2, 9.3)
28
Виды сочинений. Критерии оценки. Структура
сочинения.
29
Учимся формулировать тезис.
30
Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров
из исходного текста.
31
Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров
из жизненного опыта.
32
Учимся писать вывод сочинения.
33
Создание сочинения-рассуждения.

Раздел 5. Контроль (6 часов)
34
Диагностическая работа (3 части)

(6 часов)
1
Знакомство с
алгоритмом написания
сочинения1
рассуждения.
1
Знакомство с
критериями оценки
1
выполнения заданий.
Подбор аргументов в
1
сочинении на
1
лингвистическую тему.
Создание собственного
текста. Написание
сочинениярассуждения.

1

Итого

Работа с тестовыми
заданиями вариантов.
Заполнение бланков.

гражданское
воспитание,
патриотическое
воспитание,
духовное и
нравственное
воспитание,
эстетическое
воспитание,
экологическое
воспитание

рудовое
воспитание

34

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания школьного методического
объединения учителей русского языка и литературы
от 29 августа 2023 года № 1
___________
С.В.Белик

Заместитель директора по
УВР
________Н.Е.Абрамян
от 29.08.2023 г.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».