Приморско-Ахтарский район станица Ольгинская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 имени В.А. Казбанова
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета протокол № 1
от 30.08.2023 года
Председатель педсовета
_______________О.Ю.Билай
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 45DB7A7E513A7F04B93401AEAB2A06B3
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 19.09.2022 до 13.12.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеклассных групповых занятий
«Занимательный русский»
Класс 10-11
Количество часов 68 (10 кл. – 34 ч., 11 кл – 34 ч.)
Учитель Белик Светлана Владимировна
Программа разработана на основе Федерального
компонента государственного стандарта общего
образования (Примерные программы основного
общего образования), Программы воспитания МБОУ
СОШ № 4, кодификатором элементов содержания для
составления экзаменационных материалов ЕГЭ,
Программы по русскому языку для 10 – 11 классов
общеобразовательных учреждений
1
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
2.
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ».
3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общая характеристика учебного предмета
Программа внеурочных занятий «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» составлена для учащихся 10-11
классов и рассчитана на 68 учебных часов (по 34 часа в каждом классе). Разработана в соответствии с
требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку, на
основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Примерные программы
основного общего образования), Программы воспитания МБОУ СОШ № 4, с кодификатором элементов
содержания для составления экзаменационных материалов ЕГЭ, Программой по русскому языку для 10 – 11
классов общеобразовательных учреждений.
Специального учебника по данному курсу нет. Используются методические пособия по подготовке к
ГИА различных авторов, рекомендованные ФИПИ.
Личностные результаты освоения рабочей программы по русскому языку для основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и
нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по русскому языку для
основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях,
написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в
том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в
школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся
в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России;
проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего
края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»;
ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё
поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
2
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
закономерностях развития языка;
овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового
образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к
своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм
вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные
языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных
произведений, написанных на русском языке;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при
знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина
3
и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
2. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ».
Информация. (2 ч.)
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации по
русскому языку. Особенности заданий по русскому языку. Спецификация работы. Кодификатор.
Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Текст и речь (7 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность
предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями
микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста.
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы
речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Функциональные
стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Речь.
Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Орфоэпические нормы (1 час)
Основные правила орфоэпии. Ударение. Орфоэпический словарь.
Лексика (4 часа)
Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. Деление
лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы,
антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная
лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их
предупреждение.
Орфография (9 часов)
Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок.
Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и
суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные
написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Правописание служебных слов.
Синтаксис и пунктуация. (8 часов)
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в
простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах
(определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически
не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном
предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и
бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Языковые нормы (6 часов)
Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части
речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Варианты падежных
окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи
предложений в тексте.
Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение
словосочетаний. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа
4
предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и
сложное предложения.
Коммуникативная компетенция (22 часа)
Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое многообразие сочинений.
Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской
позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила
использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение,
типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность
речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.
Контроль (9 часов)
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10-11 классы (68 часов)
№
Тема урока
Кол
-во
час.
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Элементы содержания
Основные
направления
воспитатель
ной работы
10 класс (34 часа)
1
Изменения.
1
Знакомство с демоверсией
Система оценивания отдельных
заданий и экзаменационной
работы в целом. Интернет ресурсы
для подготовки.
Информационная обработка
письменных текстов различных
стилей и жанров. Основная и
второстепенная информация в
тексте.
2
Информационная
обработка текста.
1
3
Средства связи
предложений в
тексте.
1
Морфологические средства связи
(частицы, союзы, местоимения,
наречия).
4
Лексическое
значение слова.
1
Лексическое значение слова.
Однозначность и многозначность
слов. Толковый словарь.
Словарная статья.
5
Орфоэпические
нормы.
1
Орфоэпия. Ударение. Ударный
слог. Нормы ударения в русском
языке. Орфоэпический словарь.
5
Знать структуру ЕГЭ по русскому языку,
особенности заданий и систему оценивания
ЕГЭ.
Уметь пользоваться интернет ресурсами
для подготовки в ЕГЭ.
Знать принципы построения текста,
понятия основная и второстепенная
информация. Знать особенности
формулировки, содержания задания 1 и
оформления ответа к нему.
Уметь понимать смысл прочитанного
текста, выявлять основную мысль текста,
находить основную и второстепенную
информацию, соотносить краткий пересказ
и исходный текст.
Знать особенности употребления
некоторых частей речи как средств связи
предложений. Знать особенности
формулировки, содержания задания 2 и
оформления ответа к нему.
Уметь понимать смысл прочитанного
текста и правильно подбирать части речи
при связи предложений в тексте.
Знать особенности формулировки,
содержания задания 3 и оформления ответа
к нему.
Уметь правильно определять лексическое
значение слова, учитываю все нюансы
значений.
Знать основные принципы постановки
ударения в русском языке. Знать
особенности формулировки, содержания
задания 4 и оформления ответа к нему.
Уметь разграничивать варианты и
нарушения орфоэпических норм, находить
ошибки в постановке ударения, правильно
ставить ударение в слове.
трудовое
воспитание
гражданское
воспитание,
трудовое
воспитание
духовное и
нравственное
воспитание,
эстетическое
воспитание
экологическое
воспитание,
эстетическое
воспитание
гражданское
воспитание,
трудовое
воспитание
6-7
Паронимы
2
Паронимы. Паронимические пары.
Словарь паронимов. Лексические
нормы: употребление паронима в
соответствии с точным
лексическим значением и
требованием лексической
сочетаемости.
Знать понятие пароним и паронимическая
пара. Знать особенности формулировки,
содержания задания 5 и оформления ответа
к нему.
Уметь подбирать паронимическую пару и
правильно подбирать пароним в
зависимости от контекста.
экологическое
воспитание,
эстетическое
воспитание
8-9
Лексические
нормы
2
Лексические нормы (образование
форм слова).
духовное и
нравственное
воспитание,
эстетическое
воспитание
10
Образование форм
слова
1
Грамматические нормы
(образование форм слова).
11.
12
Синтаксические и
грамматические
нормы.
2
Типы грамматических и
синтаксических ошибок.
13
Правописание
корней
1
Проверяемые и непроверяемые
безударные гласные в корне,
чередующиеся гласные в корне.
14
Правописание
приставок
1
Приставки на согласную,
чередование согласной. Приставки
с чередующимися гласными.
Приставка пре-/при. Приставка на
согласную и корень на и-.
15
Правописание
суффиксов
различных частей
речи (кроме -н/нн-)
1
Правописание суффиксов ова/ева,
ыва/ива, лив/чив, ек/ик.
16
Правописание
личных окончаний
глаголов и
суффиксов
причастий
1
Спряжение глаголов. Причастие и
его виды. Правописание личных
окончаний глаголов и суффиксов
причастий.
Знать основные способы образования форм
слов в русском языке; уметь определять
способ словообразования. Знать
особенности формулировки, содержания
задания 6 и оформления ответа к нему.
Уметь находить ошибки в
формообразовании слов и исправлять их.
Знать основные способы образования форм
слов в русском языке; уметь определять
способ словообразования. Знать
особенности формулировки, содержания
задания 7 и оформления ответа к нему.
Уметь находить ошибки в
формообразовании слов и исправлять их.
Знать типы синтаксических и
грамматических ошибок, правила
построения предложений. Знать
особенности формулировки, содержания
задания 8 и оформления ответа к нему.
Уметь грамотно строить и употреблять в
речи словосочетания и предложений с
разными синтаксическими конструкциями.
Знать правила правописания безударных
проверяемых и непроверяемых в корне,
чередующиеся гласные в корне. Знать
особенности формулировки, содержания
задания 9 и оформления ответа к нему.
Знать и применять на практике правила
правописания проверяемых и
непроверяемых безударных гласных в
корне, чередующихся гласные в корне
Знать правила правописания приставок
при/при, с чередующимися согласными, с
разделительными Ъ и Ь, И\Ы после
приставки.
Знать особенности формулировки,
содержания задания 10 и оформления
ответа к нему.
Уметь применять на практике правила
правописания приставок при/при, с
чередующимися согласными, с
разделительными Ъ и Ь, И\Ы после
приставки.
Знать правила правописания суффиксов
ова/ева, ыва/ива, лив/чив, ек/ик. Знать
особенности формулировки, содержания
задания 11 и оформления ответа к нему.
Уметь применять на практике правила
правописания суффиксов ова/ева, ыва/ива,
лив/чив, ек/ик.
Знать правила правописания личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Знать особенности формулировки,
содержания задания 12 и оформления
ответа к нему.
6
гражданское
воспитание,
трудовое
воспитание
гражданское
воспитание,
духовное и
нравственное
воспитание
духовное и
нравственное
воспитание,
эстетическое
воспитание
экологическое
воспитание,
эстетическое
воспитание
духовное и
нравственное
воспитание,
эстетическое
воспитание
гражданское
воспитание,
духовное и
нравственное
воспитание
1718
Правописание НЕ
и НИ с разными
частями речи.
2
Слитное и раздельное написание
НЕ и НИ с разными частями речи.
Особенности употребления частиц
НЕ и НИ.
1920
Слитное,
дефисное,
раздельное
написание слов с
разными частями
речи.
2
Правописание частей речи слитно,
раздельно и через дефис.
21
Правописание -Ни -НН-в
различных частях
речи
1
Правописание суффиксов н/нн в
прилагательных, причастиях,
существительных и наречиях.
22
Знаки препинания
в предложении с
однородными
членами и
сложносочинённо
м предложении.
1
Пунктуация в сложносочинённом
предложении и простом
предложении с однородными
членами. Ряды однородных
членов.
2324
З знаки
препинания в
предложениях с
обособленными
членами
2
Знаки препинания в предложениях
с обособленными членами
(определениями,
обстоятельствами). Однородные
обособленные члены. Границы
обособленных членов
предложения.
2526
Знаки препинания
в предложениях
конструкциями,
грамматически не
связанными с
членами
предложения
2
Вводное слово и конструкция.
Виды вводных слов. Обращение.
Границы обращения в
предложении. Знаки препинания
при вводных слова и обращениях.
27
Знаки препинания
в
сложноподчинённом предложении
1
Сложноподчиненное предложение.
Границы главного и придаточных
предложений. Знаки препинания в
сложноподчиненном предложении.
7
Уметь применять на практике правила
правописания личных окончаний глаголов
и суффиксов причастий.
Знать правила правописания НЕ и НИ с
разными частями речи, правила
употребления частиц НИ и НИ в речи.
Знать особенности формулировки,
содержания задания 13 и оформления
ответа к нему.
Уметь применят на практике правила
правописания НЕ и НИ с разными частями
речи, правила употребления частиц НИ и
НИ в речи.
Знать правила правописания частей речи
слитно, раздельно и через дефис. Знать
особенности формулировки, содержания
задания 14 и оформления ответа к нему.
Уметь применят на практике правила
правописания частей речи слитно,
раздельно и через дефис.
Знать правила правописания суффиксов
н/нн в прилагательных, причастиях,
существительных и наречиях. Знать
особенности формулировки, содержания
задания 15 и оформления ответа к нему.
Уметь применять на практике правила
правописания суффиксов н/нн в
прилагательных, причастиях,
существительных и наречиях.
Знать правила постановки знаков
препинания при однородных членах
предложения и в сложносочиненном
предложении. Знать особенности
формулировки, содержания задания 16 и
оформления ответа к нему.
Уметь находить ряды однородных членов и
части ССП, правильно расставлять знаки
препинания.
Знать понятия «причастный оборот,
«деепричастный оборот», правила
постановки знаков препинания при
обособленных членах предложения. Знать
особенности формулировки, содержания
задания 17 и оформления ответа к нему.
Уметь находить в предложении
обособленные члены предложения и
правильно расставлять знаки препинания.
Знать понятия «вводная конструкция» и
«обращение», правила постановки знаков
препинания при них. Знать особенности
формулировки, содержания задания 18 и
оформления ответа к нему.
Уметь находить в предложении вводные
конструкции и обращения, их границы и
правильно расставлять знаки препинания.
Знать понятие «сложноподчиненное
предложение», правила постановки знаков
препинания между частями
сложноподчиненного предложения. Знать
особенности формулировки, содержания
задания 19 и оформления ответа к нему.
Уметь находить в СПП его части, их
границы и правильно расставлять знаки
гражданское
воспитание,
трудовое
воспитание
экологическое
воспитание,
эстетическое
воспитание
духовное и
нравственное
воспитание,
эстетическое
воспитание
гражданское
воспитание,
духовное и
нравственное
воспитание
гражданское
воспитание,
трудовое
воспитание
экологическое
воспитание,
эстетическое
воспитание
духовное и
нравственное
воспитание,
эстетическое
воспитание
2829
Знаки препинания
в сложном
предложении с
разными видами
связи
2
Виды связи между частями
сложного предложения. Границы
простых частей внутри сложного
предложения. Знаки препинания
между частями сложного
предложения и на стыке союзов.
3031
Пунктуационные
нормы.
2
Правильная постановка знаков
препинания в тексте.
3233
Лексические
нормы.
2
Виды лексических ошибок.
34
Тестовые задания.
1
Отработка заданий по русскому
языку с созданием условий
проведения.
препинания.
Знать понятие «сложное предложение»,
виды связи между частями сложного
предложения, правила постановки знаков
препинания в сложном предложении с
разными видами связи и на стыке союзов.
Знать особенности формулировки,
содержания задания 20 и оформления
ответа к нему.
Уметь находить в сложном предложении
его части, их границы и правильно
расставлять знаки препинания.
Знать типы синтаксических и
грамматических ошибок, правила
построения предложений. Знать
особенности формулировки, содержания
задания 21 и оформления ответа к нему.
Уметь грамотно строить и употреблять в
речи словосочетания и предложений с
разными синтаксическими конструкциями.
Знать виды лексических ошибок и правила
употребления слов в определенном
контексте. Знать особенности
формулировки, содержания задания 22 и
оформления ответа к нему.
Уметь находить лексические ошибки в
тексте и исправлять их.
Знать основные нормы и правила русского
языка. Знать особенности формулировок и
содержания тестовых заданий.
Уметь применять на практике правила
правописания, пунктуации, знания о языке,
понимать прочитанный текст, правильно
выполнять все части вариантов
экологическое
воспитание,
эстетическое
воспитание
гражданское
воспитание,
духовное и
нравственное
воспитание
экологическое
воспитание,
эстетическое
воспитание
гражданское
воспитание,
трудовое
воспитание
11 класс (34 часа)
1
Текст как речевое
произведение,
Смысловая и
композиционная
целостность
текста.
1
Текст и его признаки.
Информационная обработка
письменных текстов различных
стилей и жанров. Основная и
второстепенная информация в
тексте.
2
Функциональносмысловые типы
речи.
1
Описание, повествование,
рассуждение и их особенности.
3
Лексика русского
языка.
1
Лексическое значение слова.
Синонимы и антонимы,
контекстные синонимы и
антонимы. Омонимы.
Фразеологизмы. Группы слов по
происхождению и употреблению.
8
Знать принципы построения текста,
понятия основная и второстепенная
информация. Знать особенности
формулировки, содержания задания 22 и
оформления ответа к нему.
Уметь понимать смысл прочитанного
текста, выявлять основную мысль текста,
находить основную и второстепенную
информацию, соотносить краткий пересказ
и исходный текст.
Знать признаки текста и его
функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Знать
особенности формулировки, содержания
задания 23 и оформления ответа к нему.
Уметь понимать смысл текста, отвечать на
вопросы по содержанию текста. Уметь
идентифицировать типы речи.
Знать основные понятия русской
лексикологии. Знать особенности
формулировки, содержания задания 24 и
оформления ответа к нему.
Уметь находить синонимы, антонимы,
омонимы, фразеологизмы в тексте,
находить слово в соответствии и
духовное и
нравственное
воспитание,
эстетическое
воспитание
гражданское
воспитание,
духовное и
нравственное
воспитание
экологическое
воспитание,
эстетическое
воспитание
Средства связи
предложений в
тексте.
1
Синтаксические, морфологические
и лексические средства связи
предложений в тексте.
5-6
Языковые
средства
выразительности.
2
Лексические и синтаксические
средства выразительности, тропы и
стилистические фигуры.
7
Критерии оценки
задания 27.
1
8-9
Типы текстов в
задании.
2
Обзор критериев оценки задания
27, их особенности и взаимосвязь.
Работа с готовым сочинением по
критериям.
Художественный и
публицистический текст, их
особенности (проблемы, герои,
позиция автора, аргументы)
1011
Критерий 1:
проблематика
текста.
2
Тема и проблема. Тематика и
проблематика текстов в задании.
Формулировка проблемы.
Основная проблема текста.
1213
Критерий 2:
комментарии и
примеры из
текста.
2
1415
Критерий 3:
авторская
позиция.
2
Комментарии. Тезис и аргумент.
Текстологическая и аналитическая
составляющие примера из текста.
Речевое оформление примера из
текста.
Автор, рассказчик, герой. Способы
выражения авторской позиции.
16
Критерий 4:
аргументация
собственного
мнения.
1
Тезис и аргумент. Речевое
оформление собственной позиции.
1718
Критерий 4:
литературный
аргумент.
2
Текстологическая и аналитическая
составляющие литературного
аргумента. База литературных
аргументов.
1920
Критерий 4:
аргумент из
жизненного
опыта.
2
Понятие о жизненном опыте.
Личный опыт. Виды аргументов для
критерия 4. База аргументов из
жизненного опыта.
4
9
предложенным толкованием.
Знать виды средств связи предложений в
тексте и их особенности. Знать
особенности формулировки, содержания
задания 25 и оформления ответа к нему.
Уметь понимать смысл прочитанного
текста и правильно находить средства
связи предложений в тексте.
Знать основные признаки художественного
стиля, основные нормы русского
литературного языка, лексические и
синтаксические средства выразительности,
тропы и стилистические фигуры. Знать
особенности формулировки, содержания
задания 26 и оформления ответа к нему.
Уметь различать стили речи; определять
тему, основную мысль текста;
анализировать структуру и языковые
средства выразительности текста. Уметь
находить в тексте средства речевой
выразительности.
Знать перечень критериев оценки задания
26 и баллы по каждому критерию. Уметь
оценивать готовую работу по критериям.
гражданское
воспитание,
духовное и
нравственное
воспитание
духовное и
нравственное
воспитание,
эстетическое
воспитание
гражданское
воспитание,
трудовое
воспитание
Знать об особенностях художественного и
публицистического текста в рамках ЕГЭ,
основы анализа текста. Уметь использовать
эти особенности при анализе текста и
написании сочинения.
Знать отличие темы от проблемы. Знать
особенности проблематики текстов ЕГЭ.
Уметь внимательно и осмысленно читать
текст, находить в тексте основную
проблему и формулировать ее.
экологическое
воспитание,
эстетическое
воспитание
Знать понятия проблема, комментарий,
тезис, аргумент. Уметь анализировать
текст, составлять комментарий,
формулировать тезис и аргументировать
его, используя текст.
Знать понятия автор, рассказчик, герой.
Уметь различать позицию автора,
рассказчика, героя по поставленной
проблеме. Уметь находить и
формулировать авторскую позицию.
Знать понятия проблема, тезис, аргумент.
Уметь формулировать и доказывать свою
точку зрения по поставленной проблеме.
духовное и
нравственное
воспитание,
эстетическое
воспитание
Знать понятия проблема, тезис, аргумент.
Знать основы анализа текста. Уметь
анализировать текст, подбирать аргументы
из мировой литературы по поставленной
проблеме и грамотно составлять текстовый
аргумент.
Знать понятия проблема, тезис, аргумент.
Знать основы анализа текста. Уметь
анализировать текст, подбирать аргументы
из жизненного опыта по поставленной
проблеме и грамотно составлять текстовый
аргумент
гражданское
воспитание,
духовное и
нравственное
воспитание
экологическое
воспитание,
эстетическое
воспитание
гражданское
воспитание,
духовное и
нравственное
воспитание
гражданское
воспитание,
трудовое
воспитание
экологическое
воспитание,
эстетическое
воспитание
21
Структура
сочинения по
заданию 27.
1
Композиция сочинения по заданию.
Логика рассуждения. План
сочинения.
Знать особенности сочинениярассуждения, композиция. Уметь
составлять план сочинения,
композиционно правильный текст.
22
Критерий 5:
смысловая
цельность, речевая
связность и
последовательност
ь изложения.
Критерий 6:
точность и
выразительность
речи.
1
Основные законы логики. Понятие
логической ошибки, виды
логических ошибок. Абзац,
абзацное членение текста.
Знать типы логических ошибок, понятие
абзаца.
Уметь создавать связный и логически
верно построенный текст, правильно
делить текст на абзацы.
1
Содержание и форма сочинения.
Точность в понимании
лексическое значения слова.
Разнообразие грамматического
строя. Средства языковой
выразительности в сочинении.
экологическое
воспитание,
эстетическое
воспитание
24
Критерии 7, 8:
орфографические
и пунктуационные
ошибки.
1
Понятие о самопроверке. Проверка
правописания. Проверка знаков
препинания.
Знать типы средств языковой
выразительности в сочинении, взаимосвязь
формы и содержания в тексте. Уметь верно
подбирать слова в зависимости от
контекста, создавать грамматически и
синтаксически разнообразные
предложения и тексты.
Знать правила русской орфографии и
пунктуации.
Уметь применять на практике правила
правописания и пунктуации,
самостоятельно проверять свое сочинение.
25
Критерий 9:
грамматические
нормы.
1
Грамматические ошибки и их
виды.
Знать виды грамматических ошибок.
Уметь исправлять грамматические ошибки,
правильно с точки зрения грамматики
составлять предложения, уметь
самостоятельно проверять свое сочинение.
гражданское
воспитание,
духовное и
нравственное
воспитание
26
Критерий 10:
речевые нормы.
1
Речевые ошибки и их виды.
Понятие о едином стиле
сочинения.
духовное и
нравственное
воспитание,
эстетическое
воспитание
27
Критерий 11, 12:
этические нормы,
фактологическая
точность в
фоновом
материале.
Алгоритм
написания
сочинения к
заданию 26 ЕГЭ
1
Понятие этических норм.
Фактические ошибки при
приведении аргументов по
критерию 4.
Знать виды речевых ошибок, стили речи и
их особенности. Уметь исправлять речевые
ошибки, правильно с речевой и стилевой
точки зрения составлять предложения,
уметь самостоятельно проверять свое
сочинение.
Знать понятие этическая норма и
фактологическая ошибка. Уметь этически
корректно формулировать свои мысли,
избегать фактических неточностей в
сочинении.
1
Пошаговый алгоритм написания
сочинения. Проблема.
Комментарий. Приме из текста.
Позиция автора. Тезис и аргумент.
экологическое
воспитание,
эстетическое
воспитание
29
Процедура
проведения
экзамена по
русскому языку.
1
3034
Тест (27 заданий).
5
Знакомство с процедурой
проведения. Процедура подачи
апелляции. Сроки действий
результатов. Пересдача. Обучение
заполнению бланков.
Отработка задания 1-27 по
русскому языку с созданием
условий проведения.
Знать требования к структуре и критерии
оценки сочинения к заданию 26. Уметь
составлять собственный текст в
соответствии с критериями, уметь
распределять время для выполнения
различных этапов работы над заданием 26.
Знать требования к процедуре проведения,
сроки и основания для подачи апелляции,
сроки действия результатов, особенности
заполнения бланков. Уметь аккуратно и
правильно заполнять бланки.
Знать основные нормы и правила русского
языка. Знать особенности формулировок и
содержания тестовых заданий.
Уметь применять на практике правила
правописания, пунктуации, знания о языке,
понимать прочитанный текст,
анализировать текст, находить основную
проблему, позицию автора, формулировать
тезис и приводить аргументы, создавать
свой текст, правильно выполнять все части
вариантов.
23
28
10
гражданское
воспитание,
духовное и
нравственное
воспитание
духовное и
нравственное
воспитание,
эстетическое
воспитание
гражданское
воспитание,
духовное и
нравственное
воспитание
гражданское
воспитание,
духовное и
нравственное
воспитание
гражданское
воспитание,
трудовое
воспитание
духовное и
нравственное
воспитание,
эстетическое
воспитание
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания школьного методического
объединения учителей русского языка и литературы
от 29 августа 2023 года № 1
___________
С.В.Белик
Заместитель директора по
УВР
________Н.Е.Абрамян
от 29.08.2023 г.
11