Краснодарский край Приморско-Ахтарский район ст.
Ольгинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
имени В.А. Казбанова
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 45DB7A7E513A7F04B93401AEAB2A06B3
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 19.09.2022 до 13.12.2023
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
протокол №1
от 30 августа 2023 года
Председатель педсовета
_______/Билай О.Ю./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тип программы: ориентированная на достижение результатов
определённого уровня по конкретным видам внеурочной
деятельности
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
«Математическая грамотность»
(наименование)
_________4 года___________________
(срок реализации программы)
___________________7 – 10 лет__________
(возраст обучающихся)
Составители Томенко.Л.В., Брославская В.М. Сердюкова Н.П.
Чайка Н.И., Лесная Е.Н.
Рабочая
программа
внеурочной
деятельности
«Математическая
грамотность» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО (2021
г.), примерной рабочей программы «Математика» (для 1-4 классов
образовательных организаций), с учетом примерной
воспитания
для
рабочей
программы
общеобразовательных организаций, в соответствии с
письмом министерства образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О
рабочих
программ
учебных
предметов
составлении
и календарно-тематического
планирования».
Целью изучения курса «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические
удовлетворять
суждения
в
и
настоящем
использовать
и
будущем
математику
так,
потребности,
чтобы
присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Программа «Математическая грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Продолжительность реализации программы: 17 часов – 1 класс; 17
часов – 2 класс, 17 часов – 3 класс, 17 часов – 4класс.
1.Планируемые результаты освоения программы
Задачи и планируемые результаты освоения программы внеурочной
деятельности «Математическая грамотность» в 1-4 классах базируются на
требованиях ФГОС НОО к образовательным результатам; согласуются с
планируемыми результатами освоения примерной рабочей программы
учебного
предмета
образования
функциональной
и
«Математика»
соответствуют
грамотности,
на
уровне
начального
компонентам
которые
обоснованы
общего
математической
в
лаборатории
начального образования РАО (Н.Ф. Виноградова и др.):
1) понимание учеником необходимости математических знаний
для решения учебных и жизненных задач; оценка учебных ситуаций,
которые требуют применения математических знаний, умений;
2) способность
устанавливать
математические
отношения
и
зависимости, работать с математической информацией; применять
умственные операции, математические методы;
3) владение математическими фактами, математическим языком
для решения учебных задач, построения математических суждений.
Задачи курса:
- научиться переводить задачу на математический язык, составлять
математическую модель;
использовать
математические
знания
при
решении
практических и жизненных задач;
интерпретировать
и оценивать полученные при решении задач ре
1. Планируемые результаты освоения программы внеурочной
деятельности «Математическая грамотность»
Личностные результаты.
В
результате
изучения
курса
внеурочной
деятельности
у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения
возможности применения математики для решения учебных и жизненных
задач в повседневной жизни;
применять правила совместной деятельности со сверстниками,
проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям,
осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в
общий результат;
оценивать свои успехи в изучении математики; стремиться
углублять свои математические знания и умения.
Метапредметные результаты
В результате освоения курса внеурочной деятельности «Читаем,
решаем, живем» (математическая грамотность) у обучающихся будут
сформированы
познавательные универсальные учебные действия:
применять
базовые
логические
универсальные
действия:
сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
представлять текстовую задачу, её решение в виде модели,
схемы, арифметической записи, в соответствии с предложенной учебной
проблемой;
находить и использовать для решения учебных задач
текстовую, графическую информацию в разных источниках
информационной среды;
читать,
интерпретировать
графически
представленную
информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
представлять
информацию
в
заданной
форме
(дополнять
таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с
требованиями
учебной задачи.
коммуникативные учебные действия:
конструировать утверждения, проверять их истинность; строить
логическое рассуждение;
использовать текст задания для объяснения способа и хода
решения математической задачи; формулировать ответ;
комментировать процесс вычисления, построения, решения;
объяснять полученный ответ с использованием изученной
терминологии;
в процессе диалогов по обсуждению изученного материала —
задавать
вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику
общения.
Регулятивные учебные действия самоорганизации, самоконтроля,
самооценки:
планировать
этапы
предстоящей
работы,
определять последовательность учебных действий;
осуществлять
контроль
процесса
и
результата
своей
деятельности; объективно оценивать их;
выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести
поиск путей преодоления ошибок;
предвидеть
возможность
возникновения
трудностей
и
ошибок, предусматривать способы их предупреждения
оценивать
рациональность
своих
действий,
давать
им
качественную характеристику.
Совместная деятельность:
участвовать в совместной деятельности: распределять работу
между членами группы;
согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора
рационального способа, анализа информации;
осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых
действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей,
предусматривать пути их предупреждения.
Предметные результаты
сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100;
находить неизвестный компонент сложения, вычитания;
использовать при выполнении практических заданий единицы
величин, изучаемых в рамках систематического курса математики;
преобразовывать одни единицы данных величин в другие;
определять, сравнивать величины, устанавливая между ними
соотношение «больше/меньше на»;
решать текстовые задачи в одно-два действия; планировать ход
решения текстовой задачи в два действия;
на бумаге в клетку изображать простейшие построения;
выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки;
распознавать
верные
(истинные)
и
неверные
(ложные)
утверждения; проводить логические рассуждения и делать выводы;
находить общий признак группы математических объектов
(чисел, величин, геометрических фигур);
находить закономерность в ряду объектов (чисел, геометрических
фигур);
представлять информацию в заданной форме: дополнять текст
задачи числами, заполнять строку/столбец таблицы, указывать числовые
данные на рисунке (изображении геометрических фигур);
сравнивать группы объектов (находить общее, различное);
обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире;
подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ;
проверять правильность вычислений.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
Содержание умений математической грамотности:
Умение решать учебно-познавательные и учебно-практические
задачи, построенные на понимании и применении математических
отношений,
смысла
арифметических
действий,
зависимостей
посредством выполнения тематических заданий на основе не сплошного
нормированного текста познавательного характера.
Формы организации и виды деятельности:
• дидактическая игра
• совместная деятельность (групповая и парная работа);
• практическая работа (измерения, действия с предметами, минипроекты)
• беседа, постановка вопросов; диалог;
• решение учебно-познавательных и учебно-практических задач,
• творческая деятельности.
1 класс
Математика
-
это
геометрическим
интересно.
История возникновения цифр. Работа с
конструктором,
конструктором
ЛЕГО,
выявление
закономерностей и классификация предметов. Построение простейших
геометрических
фигур
с
помощью
линейки.
Поиск
предметов
геометрической формы. Решение логических и комбинаторных задач.
2 класс
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные
приёмы устного счёта. Виды цифр. Упражнения на развитие внимания.
Решение логических задач. Логика и конструирование. Решение логических
и комбинаторых задач. Выявление причинно - следственных связей. Работа
над текстом задачи. Поиск информации. Ребус. Правила разгадывание
ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении
предлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога «по», прибавление
при чтении предлога «с». Что такое математический ребус.
3 класс
Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час,
минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с
календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в
обозначении месяца, запись знаменательных дат). Решение математических
ребусов. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р, 1 к., 5 к.,10 к. Купюры в 10 р., 50 р.
Размен монет и купюр. Оплата проезда.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой
информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для
ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение
условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи
на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».
Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление
временных, пространственных и функциональных отношений.
Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный
перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных
способов решения.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
4 класс
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система
счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание.
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит
правду.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение
объекта на части и составление модели.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм,
графиков.
3. Тематическое планирование
1 класс
№
занят
ия
1.
Тема
Кол
ичест
во
часо
в
Математика - это интересно.
1
2-3
История возникновения цифр.
2
4-5
Работа
с
конструктором,
2
6-7
геометрическим
Работа с конструктором ЛЕГО
2
8-9
Выявление
закономерностей
классификация предметов.
и
1011
Построение
простейших
геометрических фигур с помощью
линейки.
1213
Поиск предметов
формы.
1415
Решение логических задач.
1617
Решение комбинаторных задач.
геометрической
2
2
2
2
Итого
2
17 ч
2 класс
Виды деятельности
обучающихся
Устная и письменная работа с
числами.
Участие в учебном диалоге:
формулирование
предположения о результате
сравнения чисел.
Практическая работа:
установление математических
отношений.
Обсуждение практических
ситуаций.
Моделирование:
использование предметной
модели сюжетной ситуации
для решения
задач.
Контроль и самоконтроль
при решении задач.
Практическая работа:
графические и измерительные
действия.
Групповая работа
№
занят
ия
1.
Тема
Кол
ичест
во
часо
в
История развития математики.
1
2
Из истории чисел и цифр.
1
3-4
Интересные приёмы устного счёта.
2
5-6
Виды цифр. Упражнения на развитие
внимания.
2
7-8
Решение логических задач.
2
9-10
Логика и конструирование.
2
1112
Решение
логических
комбинаторых задач.
и
2
1314
Выявление причинно - следственных
связей.
2
15
Работа над текстом задачи. Поиск
информации.
1
16
Ребус.
Правила
разгадывание
ребусов: прибавление при чтении
буквы «у», прибавление при чтении
предлогов
«за»
или
«перед»,
добавление при чтении слога «по»,
прибавление при чтении предлога
«с».
1
17
Что такое математический ребус.
1
Итого
17 ч
3 класс
Виды деятельности
обучающихся
Устная и письменная работа с
числами.
Участие в учебном диалоге:
формулирование
предположения о результате
сравнения чисел.
Практическая работа:
установление математических
отношений.
Обсуждение практических
ситуаций.
Моделирование:
использование предметной
модели сюжетной ситуации
для решения
задач.
Контроль и самоконтроль
при решении задач.
Практическая работа:
графические и измерительные
действия.
Групповая работа
№
занят
ия
1.
Тема
Кол
ичест
во
часо
в
Римская нумерация. Римские цифры
от 1 до 50.
2
Единицы времени:
сутки, месяц.
3
Работа с часами (циферблат
римскими цифрами)
с
1
4
Работа с календарем (запись даты
рождения с использованием римских
цифр в обозначении месяца, запись
знаменательных дат).
1
5
Решение математических ребусов.
1
6
Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р, 1 к., 5
к.,10 к. Купюры в 10 р., 50 р.
1
7
Размен монет и купюр. Оплата
проезда.
1
8-9
Последовательность
«шагов»
(алгоритм) решения задач. Выбор
необходимой
информации,
содержащей в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на
заданные вопросы.
Ориентировка в тексте задачи,
выделение условия и вопроса,
данных и искомых чисел (величин).
Задачи с некорректными данными, с
избыточным составом условия.
2
12
Задачи на оперирование понятиями
«все», «некоторые», «отдельные».
1
13
Задачи на установления сходства и
соответствия.
1
14
Задачи на установление временных,
пространственных
и
функциональных отношений.
1
10
11
час,
минута,
1
1
1
1
Виды деятельности
обучающихся
Устная и письменная работа с
числами.
Участие в учебном диалоге:
формулирование
предположения о результате
сравнения чисел.
Практическая работа:
установление математических
отношений.
Обсуждение практических
ситуаций.
Моделирование:
использование предметной
модели сюжетной ситуации
для решения
задач.
Контроль и самоконтроль
при решении задач.
Практическая работа:
графические и измерительные
действия.
Групповая работа
15
Задачи
комбинированные
действия.
на
1
16
Задачи на активный
перебор
вариантов
отношений.
Выбор
наиболее эффективных
способов решения.
1
17
Первые
шаги
Простейшие
фигуры.
1
в
геометрии.
геометрические
Итого
17 ч
4 класс
№
занят
ия
1.
Тема
Кол
ичест
во
часо
в
Применение чисел и действий над
ними.
2-3
Счет
и
счисления.
десятичная
4-5
Сюжетные
конца.
6-7
Задачи на взвешивание.
8-9
1011
Логические
задачи:
задачи
о
«мудрецах», о лжецах и тех, кто
всегда говорит правду.
Наглядная геометрия. Задачи на
разрезание и перекраивание.
1213
Разбиение объекта
составление модели.
1415
Комбинаторные задачи.
задачи,
система
решаемые
на
части
с
и
1
Виды деятельности
обучающихся
Устная и письменная работа с
числами.
Участие в учебном диалоге:
формулирование
предположения о результате
сравнения чисел.
Практическая работа:
установление математических
отношений.
Обсуждение практических
ситуаций.
Моделирование:
использование предметной
модели сюжетной ситуации
для решения
задач.
Контроль и самоконтроль
при решении задач.
Практическая работа:
графические и измерительные
действия.
Групповая работа
1617
Представление данных в
таблиц, диаграмм, графиков
Итого
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО
учителей начальных классов
МБОУ СОШ №4
от « 29 » августа 2023 г. № 1
_____________ /Лесная Е.Н../
виде
17 ч
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ /Абрамян Н.Е./
«29» августа 2023 г