РП Математическая грамотность (1-4кл)

Краснодарский край Приморско-Ахтарский район ст.
Ольгинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
имени В.А. Казбанова
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 45DB7A7E513A7F04B93401AEAB2A06B3
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 19.09.2022 до 13.12.2023

УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
протокол №1
от 30 августа 2023 года
Председатель педсовета
_______/Билай О.Ю./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тип программы: ориентированная на достижение результатов
определённого уровня по конкретным видам внеурочной
деятельности
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

«Математическая грамотность»
(наименование)
_________4 года___________________
(срок реализации программы)
___________________7 – 10 лет__________
(возраст обучающихся)

Составители Томенко.Л.В., Брославская В.М. Сердюкова Н.П.
Чайка Н.И., Лесная Е.Н.

Рабочая

программа

внеурочной

деятельности

«Математическая

грамотность» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО (2021
г.), примерной рабочей программы «Математика» (для 1-4 классов
образовательных организаций), с учетом примерной
воспитания

для

рабочей

программы

общеобразовательных организаций, в соответствии с

письмом министерства образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О
рабочих

программ

учебных

предметов

составлении

и календарно-тематического

планирования».
Целью изучения курса «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические
удовлетворять

суждения
в

и

настоящем

использовать
и

будущем

математику

так,

потребности,

чтобы

присущие

созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Программа «Математическая грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Продолжительность реализации программы: 17 часов – 1 класс; 17
часов – 2 класс, 17 часов – 3 класс, 17 часов – 4класс.
1.Планируемые результаты освоения программы
Задачи и планируемые результаты освоения программы внеурочной
деятельности «Математическая грамотность» в 1-4 классах базируются на
требованиях ФГОС НОО к образовательным результатам; согласуются с
планируемыми результатами освоения примерной рабочей программы
учебного

предмета

образования
функциональной

и

«Математика»
соответствуют

грамотности,

на

уровне

начального

компонентам

которые

обоснованы

общего

математической
в

лаборатории

начального образования РАО (Н.Ф. Виноградова и др.):
1) понимание учеником необходимости математических знаний
для решения учебных и жизненных задач; оценка учебных ситуаций,
которые требуют применения математических знаний, умений;
2) способность

устанавливать

математические

отношения

и

зависимости, работать с математической информацией; применять
умственные операции, математические методы;
3) владение математическими фактами, математическим языком
для решения учебных задач, построения математических суждений.
Задачи курса:
- научиться переводить задачу на математический язык, составлять
математическую модель;
 использовать

математические

знания

при

решении

практических и жизненных задач;
 интерпретировать

и оценивать полученные при решении задач ре

1. Планируемые результаты освоения программы внеурочной
деятельности «Математическая грамотность»
Личностные результаты.
В

результате

изучения

курса

внеурочной

деятельности

у

обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
 оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения
возможности применения математики для решения учебных и жизненных
задач в повседневной жизни;
 применять правила совместной деятельности со сверстниками,
проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям,
осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в
общий результат;
 оценивать свои успехи в изучении математики; стремиться

углублять свои математические знания и умения.
Метапредметные результаты
В результате освоения курса внеурочной деятельности «Читаем,
решаем, живем» (математическая грамотность) у обучающихся будут
сформированы
познавательные универсальные учебные действия:
 применять

базовые

логические

универсальные

действия:

сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
 представлять текстовую задачу, её решение в виде модели,
схемы, арифметической записи, в соответствии с предложенной учебной
проблемой;
 находить и использовать для решения учебных задач
текстовую, графическую информацию в разных источниках
информационной среды;
читать,

интерпретировать

графически

представленную

информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
 представлять

информацию

в

заданной

форме

(дополнять

таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с
требованиями
учебной задачи.
коммуникативные учебные действия:
 конструировать утверждения, проверять их истинность; строить
логическое рассуждение;
 использовать текст задания для объяснения способа и хода
решения математической задачи; формулировать ответ;
 комментировать процесс вычисления, построения, решения;
 объяснять полученный ответ с использованием изученной

терминологии;
 в процессе диалогов по обсуждению изученного материала —
задавать

вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления

участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику
общения.
Регулятивные учебные действия самоорганизации, самоконтроля,
самооценки:
 планировать

этапы

предстоящей

работы,

определять последовательность учебных действий;
 осуществлять

контроль

процесса

и

результата

своей

деятельности; объективно оценивать их;
 выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
 находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести
поиск путей преодоления ошибок;
 предвидеть

возможность

возникновения

трудностей

и

ошибок, предусматривать способы их предупреждения
 оценивать

рациональность

своих

действий,

давать

им

качественную характеристику.
Совместная деятельность:
 участвовать в совместной деятельности: распределять работу
между членами группы;
 согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора
рационального способа, анализа информации;
 осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых
действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей,
предусматривать пути их предупреждения.
Предметные результаты
 сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100;

 находить неизвестный компонент сложения, вычитания;
 использовать при выполнении практических заданий единицы
величин, изучаемых в рамках систематического курса математики;
преобразовывать одни единицы данных величин в другие;
 определять, сравнивать величины, устанавливая между ними
соотношение «больше/меньше на»;
 решать текстовые задачи в одно-два действия; планировать ход
решения текстовой задачи в два действия;
 на бумаге в клетку изображать простейшие построения;
 выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки;
 распознавать

верные

(истинные)

и

неверные

(ложные)

утверждения; проводить логические рассуждения и делать выводы;
 находить общий признак группы математических объектов
(чисел, величин, геометрических фигур);
 находить закономерность в ряду объектов (чисел, геометрических
фигур);
 представлять информацию в заданной форме: дополнять текст
задачи числами, заполнять строку/столбец таблицы, указывать числовые
данные на рисунке (изображении геометрических фигур);
 сравнивать группы объектов (находить общее, различное);
 обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире;
 подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ;
 проверять правильность вычислений.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
Содержание умений математической грамотности:

Умение решать учебно-познавательные и учебно-практические
задачи, построенные на понимании и применении математических
отношений,

смысла

арифметических

действий,

зависимостей

посредством выполнения тематических заданий на основе не сплошного
нормированного текста познавательного характера.
Формы организации и виды деятельности:
• дидактическая игра
• совместная деятельность (групповая и парная работа);
• практическая работа (измерения, действия с предметами, минипроекты)
• беседа, постановка вопросов; диалог;
• решение учебно-познавательных и учебно-практических задач,
• творческая деятельности.
1 класс
Математика

-

это

геометрическим

интересно.

История возникновения цифр. Работа с

конструктором,

конструктором

ЛЕГО,

выявление

закономерностей и классификация предметов. Построение простейших
геометрических

фигур

с

помощью

линейки.

Поиск

предметов

геометрической формы. Решение логических и комбинаторных задач.
2 класс
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные
приёмы устного счёта. Виды цифр. Упражнения на развитие внимания.
Решение логических задач. Логика и конструирование. Решение логических
и комбинаторых задач. Выявление причинно - следственных связей. Работа
над текстом задачи. Поиск информации. Ребус. Правила разгадывание
ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении

предлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога «по», прибавление
при чтении предлога «с». Что такое математический ребус.
3 класс
Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час,
минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с
календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в
обозначении месяца, запись знаменательных дат). Решение математических
ребусов. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р, 1 к., 5 к.,10 к. Купюры в 10 р., 50 р.
Размен монет и купюр. Оплата проезда.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой
информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для
ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение
условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи
на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».
Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление
временных, пространственных и функциональных отношений.
Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный
перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных
способов решения.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
4 класс
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система
счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание.
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит
правду.

Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение
объекта на части и составление модели.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм,
графиков.
3. Тематическое планирование
1 класс
№
занят
ия

1.

Тема

Кол
ичест
во
часо
в

Математика - это интересно.
1

2-3

История возникновения цифр.

2

4-5

Работа
с
конструктором,

2

6-7

геометрическим

Работа с конструктором ЛЕГО
2

8-9

Выявление
закономерностей
классификация предметов.

и

1011

Построение
простейших
геометрических фигур с помощью
линейки.

1213

Поиск предметов
формы.

1415

Решение логических задач.

1617

Решение комбинаторных задач.

геометрической

2

2

2

2

Итого

2
17 ч

2 класс

Виды деятельности
обучающихся

Устная и письменная работа с
числами.
Участие в учебном диалоге:
формулирование
предположения о результате
сравнения чисел.
Практическая работа:
установление математических
отношений.
Обсуждение практических
ситуаций.
Моделирование:
использование предметной
модели сюжетной ситуации
для решения
задач.
Контроль и самоконтроль
при решении задач.
Практическая работа:
графические и измерительные
действия.
Групповая работа

№
занят
ия

1.

Тема

Кол
ичест
во
часо
в

История развития математики.
1

2

Из истории чисел и цифр.

1

3-4

Интересные приёмы устного счёта.

2

5-6

Виды цифр. Упражнения на развитие
внимания.

2

7-8

Решение логических задач.

2

9-10

Логика и конструирование.

2

1112

Решение
логических
комбинаторых задач.

и

2

1314

Выявление причинно - следственных
связей.

2

15

Работа над текстом задачи. Поиск
информации.

1

16

Ребус.
Правила
разгадывание
ребусов: прибавление при чтении
буквы «у», прибавление при чтении
предлогов
«за»
или
«перед»,
добавление при чтении слога «по»,
прибавление при чтении предлога
«с».

1

17

Что такое математический ребус.

1

Итого

17 ч

3 класс

Виды деятельности
обучающихся

Устная и письменная работа с
числами.
Участие в учебном диалоге:
формулирование
предположения о результате
сравнения чисел.
Практическая работа:
установление математических
отношений.
Обсуждение практических
ситуаций.
Моделирование:
использование предметной
модели сюжетной ситуации
для решения
задач.
Контроль и самоконтроль
при решении задач.
Практическая работа:
графические и измерительные
действия.
Групповая работа

№
занят
ия

1.

Тема

Кол
ичест
во
часо
в

Римская нумерация. Римские цифры
от 1 до 50.

2

Единицы времени:
сутки, месяц.

3

Работа с часами (циферблат
римскими цифрами)

с

1

4

Работа с календарем (запись даты
рождения с использованием римских
цифр в обозначении месяца, запись
знаменательных дат).

1

5

Решение математических ребусов.

1

6

Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р, 1 к., 5
к.,10 к. Купюры в 10 р., 50 р.

1

7

Размен монет и купюр. Оплата
проезда.

1

8-9

Последовательность
«шагов»
(алгоритм) решения задач. Выбор
необходимой
информации,
содержащей в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на
заданные вопросы.
Ориентировка в тексте задачи,
выделение условия и вопроса,
данных и искомых чисел (величин).
Задачи с некорректными данными, с
избыточным составом условия.

2

12

Задачи на оперирование понятиями
«все», «некоторые», «отдельные».

1

13

Задачи на установления сходства и
соответствия.

1

14

Задачи на установление временных,
пространственных
и
функциональных отношений.

1

10

11

час,

минута,

1
1

1

1

Виды деятельности
обучающихся

Устная и письменная работа с
числами.
Участие в учебном диалоге:
формулирование
предположения о результате
сравнения чисел.
Практическая работа:
установление математических
отношений.
Обсуждение практических
ситуаций.
Моделирование:
использование предметной
модели сюжетной ситуации
для решения
задач.
Контроль и самоконтроль
при решении задач.
Практическая работа:
графические и измерительные
действия.
Групповая работа

15

Задачи
комбинированные
действия.

на

1

16

Задачи на активный
перебор
вариантов
отношений.
Выбор
наиболее эффективных
способов решения.

1

17

Первые
шаги
Простейшие
фигуры.

1

в
геометрии.
геометрические

Итого

17 ч

4 класс
№
занят
ия

1.

Тема

Кол
ичест
во
часо
в

Применение чисел и действий над
ними.

2-3

Счет
и
счисления.

десятичная

4-5

Сюжетные
конца.

6-7

Задачи на взвешивание.

8-9

1011

Логические
задачи:
задачи
о
«мудрецах», о лжецах и тех, кто
всегда говорит правду.
Наглядная геометрия. Задачи на
разрезание и перекраивание.

1213

Разбиение объекта
составление модели.

1415

Комбинаторные задачи.

задачи,

система

решаемые

на

части

с

и

1

Виды деятельности
обучающихся

Устная и письменная работа с
числами.
Участие в учебном диалоге:
формулирование
предположения о результате
сравнения чисел.
Практическая работа:
установление математических
отношений.
Обсуждение практических
ситуаций.
Моделирование:
использование предметной
модели сюжетной ситуации
для решения
задач.
Контроль и самоконтроль
при решении задач.
Практическая работа:
графические и измерительные
действия.
Групповая работа

1617

Представление данных в
таблиц, диаграмм, графиков
Итого

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО
учителей начальных классов
МБОУ СОШ №4
от « 29 » августа 2023 г. № 1
_____________ /Лесная Е.Н../

виде
17 ч

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ /Абрамян Н.Е./
«29» августа 2023 г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».