Краснодарский край Приморско-Ахтарский район ст. Ольгинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
имени В.А. Казбанова
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
протокол №1
от 30 августа 2023 года
Председатель педсовета
_______/Билай О.Ю.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 45DB7A7E513A7F04B93401AEAB2A06B3
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 19.09.2022 до 13.12.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тип программы: ориентированная на достижение результатов
определённого уровня по конкретным видам внеурочной деятельности
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
________ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»___________
(наименование)
________________________1 года_____________________________
(срок реализации программы)
___________________12-13 лет______________________
(возраст обучающихся)
Кулиш Светлана Михайловна
(Ф.И.О. учителя, составителя
1.Пояснительная записка
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читаем,
решаем, живём (математическая грамотность)» разработана в соответствии с
требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной
программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом
примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru), в соответствии с
письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно-тематического планирования». Рабочая
программа предназначена для обучающихся 6 классов и рассчитана на 17 часов.
Курс реализуется в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности.
Цель курса:
формирование основ математической грамотности обучающихся.
Задачи курса:
переводить задачу на математический язык, составлять математическую
модель;
использовать математические знания при решении практических задач;
интерпретировать и оценивать полученные при решении задач результаты в контексте конкретных ситуаций.
Формы и виды деятельности:
экскурсия (виртуальная экскурсия;
практикум;
онлайн занятие;
игра;
беседа;
решение задач;
проектная деятельность;
работа в библиотеке.
2.Планируемые
результаты
Изучение математики по данной программе способствует формированию
у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программе
воспитания.
3
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
формирование и развитие экологического мышления.
Предметные результаты:
развитие умений работать с учебным математическим текстом
(анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и
грамотно выражать свои мысли с применением математической
4
терминологии и символики, проводить классификации; решение
сюжетных задач разных типов на все арифметические действия;
применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи; нахождение процента от
числа, числа по проценту от него, нахождения процентного отношения двух чисел, нахождения процентного снижения или процентного повышения величины; решение логических задач;
развитие представлений о числе и числовых системах; овладение
навыками устных, письменных, инструментальных вычислений:
оперирование понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число; использование
свойства чисел и законов арифметических операций с числами при
выполнении вычислений; использование признаков делимости на 2,
5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении задач; выполнение округления чисел в соответствии с правилами; сравнение чисел;
овладение геометрическим языком; развитие умения использовать
его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков
геометрических построений: оперирование понятиями: фигура,
точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность
и круг, прямоугольный параллелепипед, куб; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и циркуля; выполнение
измерения длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов;
формирование систематических знаний о плоских фигурах и их
свойствах, представлений о простейших пространственных телах;
решение задач на нахождение геометрических величин (длина и
расстояние, величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;
развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных
дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах: распознавание верных и неверных высказываний; оценивание результатов вычислений при решении практических задач; выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях; использование
5
числовых выражений при решении практических задач и задач из
других учебных предметов; решение практических задач с применением простейших свойств фигур; выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни.
Программа курса не предполагает расширение и углубление математических знаний школьников. Курс направлен на практическое применение имеющихся знаний шестиклассников. Темы в содержании курса повторяются в течение всего курса в соответствии с тематическим планированием.
6
7
2. Тематическое (календарно-тематическое) планирование курса внеурочной деятельности
(1 час в неделю, всего 17 часов)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Темы
з
а
н
я
т
и
я
Вводное занятие.
Калорийность питания
Здоровье
Оценка размеров реаль-ных
объектов. Детская
комната
Школьная форма. Спортивная экипировка
Обсерватория
Кулинария. Лимонад.
Кулинария. Манты.
Мерная ложка
Мост воссоединения.
Дорожное покрытие,
сваи
Мост воссоединения.
Сравнения с зарубежными мостами
Прыжки в воду
Спортивный зал. Экскурсия
Спортивный зал. Обра-
Основные видыдеятельности обучающихся (на уровне учебных действий)
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Выполнять сложение, вычитание, умно- жение, деление натуральных
чисел. Вы- полнять сложение, вычитание, умноже- ние, деление
обыкновенных и десятич- ных дробей. Выполнять округление
натуральных чисел и десятичных дробей.Сравнивать числа. Решать
текстовые за- дачи арифметическим способом, исполь-зуя различные
зависимости между вели- чинами (скорость, время, расстояние, це-на,
количество, стоимость). Анализиро- вать и осмысливать текст задачи,
извле- кать необходимую информацию, строитьлогическую цепочку
рассуждений. Пла- нировать ход решения задачи, оценивать
получившийся ответ. Выражать одни единицы измерения времени через
дру- гие. Вычислять периметр, площадь пря- моугольника, квадрата.
Выражать одни единицы измерения длины, площади че- рез другие.
Вычислять объём прямо- угольного параллелепипеда и куба. Выражать
одни единицы измерения объёма через другие. Вычислять длину окружности и площадь круга. Выполнять прикид- ку и оценку в ходе вычислений.
Извле- кать информацию из таблиц. Строить и читать круговые и
столбчатые диаграм- мы, графики реальных зависимостей.
Решать задачи на проценты и дроби, ис- пользовать свойство пропорции.
Исполь- зовать понятие масштаб при решении
практических задач.
1
1
8
14
15
16
17
ботка результатов измерений
Кубань – житница Рос-сии.
Озимая пшеница.
Кубанский рис.
Кубань – житница Рос-сии.
Сахарная свёкла
Библиотека
Итоговое занятие
Итого
1
1
1
1
1
17
Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами (сложение, вычитание, умножение,
деление). Дроби. Арифметические действия с десятичными и обыкновенными дробями. Округление чисел.
Оценка. При- кидка.
Формулы. Скорость, время, расстояние. Цена, количество, стоимость. Прямоугольник. Квадрат. Периметр и
площадь прямоугольника, квадрата. Прямоугольный параллелепипед. Объём прямоугольного параллелепипеда. Площадь поверхности
прямоугольного параллелепипеда. Длина окружности. Площадь круга. Единицы измерения длины, площади,
объёма, времени.
Представление данных в виде таблиц. Решение текстовых задач арифме- тическим способом. Диаграммы
(столбчатые, круговые). Масштаб. Проценты. Пропорция.
9