РП Основы финансовой грамотности (1-4кл)

Краснодарский край Приморско-Ахтарский район ст. Ольгинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
имени В.А. Казбанова

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 45DB7A7E513A7F04B93401AEAB2A06B3
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 19.09.2022 до 13.12.2023

УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
протокол №1
от 30 августа 2022 года
Председатель педсовета
_______/Билай О.Ю./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тип программы: ориентированная на достижение результатов
определённого уровня по конкретным видам внеурочной
деятельности
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
________ «Основы финансовой грамотности»___________
(наименование)
________________________4 года_____________________________
(срок реализации программы)
___________________7 – 10 лет______________________
(возраст обучающихся)
Лесная Е.Е., Сердюкова Н.П.,
Брославская В.М., Томенко Л.В., Чайка Н.И.
(Ф.И.О. учителя, составителя)

I .Планируемые результаты.
Личностные результаты:
· осознание себя как члена семьи, общества и государства;
· овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
· развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах
внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.

Регулятивные.
· понимать цели своих действий;
· составлять простые планы с помощью учителя
· проявлять познавательную и творческую инициативу;
· оценивать правильность выполнения действий;
· адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные.
· составлять текст в устной и письменной формах;
· слушать собеседника и вести диалог;
· признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
· излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
· осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.

Результат 1-го года обучения:
К концу 1 -го года обучения школьники должны знать:
- что изучает экономика;
- что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;
- отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
- для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
- что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги
разных стран;
- что такое маркетинг.
Должны уметь:
- выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;
- пользоваться деньгами;
- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
- определять цену товара.

Результаты 2-го года обучения:
К концу 2-го года обучения школьники должны знать:

- выделять физиологические и духовные потребности;
- виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен;
- что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и издержки;
- что такое сделки и посредники; доля посредника;
- для чего нужен график; виды графиков;
- что такое аренда; виды аренды;
- крупные банки страны; функции банков; виды вкладов.
Должны уметь:
- определять по формулам, чему равен доход и прибыль;
- чертить элементарные графики доходов и расходов;
- отличать настоящие деньги от фальшивых;
- решать простейшие экономические задачи.

Результаты 3-го года обучения:
К концу 3-го года обучения школьники должны знать:
- что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
- что такое акционерное общество, как оно создается;
- почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
- виды рекламы, правила рекламы;
- как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии
вашей местности;
- налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
Должны уметь:
- различать качественный и некачественный товар,
- чертить кривую развития экономики,
- определять вид ценной бумаги,
- составлять рекламный текст;
- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.

Результаты 4-го года обучения:
К концу 4-го года обучения школьники должны знать:
– какие бывают потребности;
– каковы источники удовлетворения потребностей;
– почему все потребности нельзя удовлетворить;
– что такое деньги; их роль в жизни человека;
– что такое доходы и расходы;
– где можно приобрести товары и услуги;
– что такое «источники доходов»;
– что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата» и
другие экономические понятия;
– о взаимоотношениях продавца и покупателя;
– значение труда в удовлетворении потребностей;
– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей.
Учащиеся должны уметь:
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;

– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;
– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.

II. Содержание программы
1 класс (17часов)
Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется
и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических
особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с
ТНР.
Тема 1. Введение в экономику (1 час)
Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика?
Форма: групповая, беседа
Вид деятельности: познавательная.
Тема 2. Потребности (1 часа)
Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности;
Форма: групповая, беседа, игра
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 3. Источники удовлетворения потребностей (3 часов):
Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить.
Виды потребностей. Мои желания и потребности.
Форма: групповая, игра, беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая
Тема 4. Домашнее хозяйство (2 часа):
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что
такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем
семейный бюджет.
Форма: групповая, индивидуальная , беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 5. Товары и услуги (3 часов):
Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы.
Форма: групповая, индивидуальная , беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 6. Деньги (4 часов)
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги.
Что такое источник дохода.
Форма: групповая, индивидуальная , беседа, практикум, игра
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, игровая.
Тема 7. Маркетинг (2 часа)
Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя.
Конкуренция.

Форма: групповая, индивидуальная , беседа, практикум, игра
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, игровая.
Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома (1 час):
Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома.
Форма: групповая, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.

№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8

Учебно-тематический план
1 класс, 17 часов
Темы

Введение в экономику
Потребности
Источники удовлетворения потребностей
Домашнее хозяйство
Товары и услуги
Деньги
Маркетинг
Задачи от Гнома - Эконома
Итого:

Количество
часов

теория

Практика

1
1
3
2
3
4
2
1
17

1
1
2
1
2
2
1
10

1
1
1
2
1
1
7

2 класс 17 часов
.Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией (1 час)
Знакомство с лесными героями - Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие
«экономика»
Форма: групповая, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 2. Потребности (1 час)
Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и
удовлетворение потребностей.
Форма: групповая, индивидуальная, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 3. Торговля (5 часов)
Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где
производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие
дешевле.
Форма: групповая, индивидуальная, практикум, игра, беседа
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 4. Графики (2 часа)
Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов»
Форма: групповая, беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная
Тема 5. Деньги (2часа)

История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый
народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки
Форма: групповая, беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 6. Занимательная экономика (2 часа)
Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании.
Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с
другими науками
Форма: групповая, индивидуальная, игра, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 7. Экономические задачи (2 часа)
Решаем задачи с экономическим содержанием
Форма: групповая, индивидуальная, игра, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 8. Аренда (1 час)
Аренда. Что такое «аренда». История аренда
Форма: групповая, беседа
Вид деятельности: познавательная
Тема 9. Банки. Вклады (1 часа)
Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки
России
Форма: групповая, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Учебно-тематический план
2 класс, 17часов
№ п/п

Темы

Количество теория
часов

Практика

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Знакомство с Бурундуком и компанией
Потребности
Торговля
Графики
Деньги
Занимательная экономика
Экономические задачи
Аренда
Банки. Вклады
Итого:

1
1
5
2
2
2
2
1
1
17

2
1
1
2
2
8

3класс 17часов
Тема 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час):

1
1
3
1
1
0
1
1
9

Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!
Форма: групповая, игра,
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 2. Основы экономического развития (4часа): Что такое экономическое развитие.
Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему
происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, игра, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 3. Реклама. Качество товара (2 часа): Реклама и качество товара. Качественные и
некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их
значение;
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, игра, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 4. Банки. Ценные бумаги (1 час)
Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История
вкладов. Функции сберегательной книжки
Форма: групповая, беседа, игра, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 5. Штрафы (1 час)
Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы
Форма: групповая, беседа
Вид деятельности: познавательная
Тема 6. Деловая этика (1 час)
Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес –
этикет;
Форма: групповая, беседа
Вид деятельности: познавательная
Тема 7. История профессий (1 час)
Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии
Форма: групповая, практикум
Вид деятельности: познавательная
Тема 8. Налоги (1 час)
Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный,
транспортный, имущественный)
Форма: групповая, беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная
Тема 9. Международная торговля (1 час)
Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт
Форма: групповая, беседа
Вид деятельности: познавательная
Тема 10. Экономические задачи (2 часа)
Решаем экономические задачи на нахождение прибыли
Форма: групповая, беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная
Тема 11. Занимательная экономика (2 часа): Занимательная наука – экономика. Конкурсы и
творческие задания по пройденным темам.

Форма: групповая, индивидуальная, практикум
Вид деятельности: познавательная
Учебно-тематический план
3 класс, 17часов
№ п/п

Темы

Количество
часов

теория

Практика

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Встреча в лесной экономической школе
Основы экономического развития
Реклама. Качество товара
Банки. Ценные бумаги
Штрафы
Деловая этика
История профессий
Налоги
Международная торговля
Экономические задачи
Занимательная экономика
Итого:

1
4
2
1
1
1
1
1
1
2
2
17

2
1
1
1
1
1
1
1
9

1
2
1
2
2
8

4 класс 17 часов
Тема

Содержание
Количество
часов

Что такое деньги
какими они бывают?

и

6

Из чего складываются
доходы в семье

4

Деньги
счёт
любят,
или как управлять
своим кошельком, чтобы

7

Как появились деньги? История монет.
Монеты
Древней
Руси
(выполнение
творческих работ). Представление творческих
работ «Монеты Древней Руси». Бумажные
деньги. Безналичные деньги. Дебетовая карта
и кредитная карта, в чем разница?
Исследование
«Деньги
современности».
Представление результатов исследования.
Валюты. Интерактивная викторина «Деньги».
Мини-исследование «Сколько стоят деньги?»
Представление
результатов
миниисследования «Сколько стоят деньги?»
Откуда в семье берутся деньги. Как заработать
деньги? На что семьи тратят деньги? Вот я
вырасту и стану… Профессии будущего и
настоящего. А чем занимаются банкиры? Как
приумножить то, что имеешь? Как правильно
планировать семейный бюджет?
Как тратить с умом? Примерный бюджет
школьника. Семейный бюджет. Бюджет
Российской
Федерации.
Если
доходы

он не пустовал

Итого

превышают расходы, образуются сбережения.
Если расходы превышают доходы, образуются
долги. Игра «Древо решений». Товары и
услуги. Странное слово «Монополисты». Игра
«Монополия». Творческий проект «Мое
предприятие».
Защита
проекта
«Мое
предприятие». Обзорное занятие «Что нового я
открыл для себя?»
17
Формы организации деятельности:

этические беседы;
мини-исследования;
посещение музея Банка России посредством виртуальной экскурсии;
игры.
Виды деятельности:
познавательная;
игровая.

1)
2)
3)
4)
1)
2)

III. Календарно-тематическое планирование
1класс.
№ п/п

1

2

3
4
5
6
7
8
9-10
11
12
13

Тема

Всего часов

Введение. Что изучает наука «экономика».
Давайте познакомимся: Гном – Эконом рассуждает о понятии
«потребность».
Какие бывают потребности?
Личные потребности. Что нам необходимо в жизни?
Материальные, социальные, духовные потребности.

1

Урок от Гнома-Эконома: все потребности важны, все потребности
нужны.
Источники удовлетворения потребностей.
Урок от Гнома-Эконома: почему все потребности нельзя
удовлетворить?

1

Домохозяйство и домашний труд. Домашние обязанности в семье.
Бюджет семьи.
Урок от Гнома – Эконома: правила ведения домашнего хозяйства.
Как товар попадает в магазин?
Где можно приобрести товары?

1

Зачем нужна реклама? Реклама и упаковка.
Уроки Гнома-Эконома: реклама - «двигатель торговли».

1

1
1

1
1
2
1

Зачем нужны деньги? Как и где хранятся деньги?

1
1

14

Урок от Гнома-Эконома: деньги и страны.

1

15

1

16

Как появились деньги? Первые деньги. Современные деньги.
Деньги и товары. Что такое доходы и расходы? Доходы и расходы
моей семьи.

17

Гном – Эконом проводит «Экономическое Поле Чудес».

1

1

2 класс
№
п/п

Тема

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1213
1415
16
17

Всего часов

Давайте познакомимся: Бурундук и компания - наши друзья в
изучении экономики. Экономика в жизни человека.
Труд и удовлетворение потребностей.
Когда и где возникла торговля?
Зачем современному обществу нужна торговля?
Как и где производятся товары?

1

Что такое цена товара? Почему цены на товары разные? От чего
зависит цена товара?
Товары ежедневного потребления. Какие они?
Урок от Бурундука и компании: Товары, необходимые нам
ежедневно. Качество товара и его себестоимость. Рынок.
Что такое график? Виды графиков.

1

Графики доходов и расходов.
История денег. Деньги бумажные и металлические.
Деньги России и мира.
Почему каждый народ имеет свои деньги?
Что изображено на деньгах? Защита денег от подделки.

1

Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании.

2

Экономические задачи.

2

Аренда. Что такое аренда? История аренды.
Банки. Крупные банки нашей страны. Зачем люди вкладывают
деньги в банк.

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1

3 класс (17ч)
№
п/п
1
2
3
4

5
6
7

Тема

Встреча в лесной экономической школе.
Экономика и основы экономического развития.
Коммерческая тайна. Тайна производства.
Акционерное общество. Создание акционерного общества.
Акции. Ценные бумаги.
Кризис в экономике.
Что такое «монополия». Кто такие «монополисты».
Естественная и искусственная монополия.
Роль правительства в экономике.
Реклама и качество товара. Что можно, а что нельзя
рекламировать?
Друг-Бурундук проводит урок: Качественные и
некачественные товары. Штрих-коды на товарах: что они

Всего часов

1
1
1
1

1
1
1

8

обозначают?
Банки. История и виды вкладов. Назначение и виды ценных
бумаг. Сбербанк – главный банк страны.

9
10

Штрафы: кто платит, когда и за что?

11

Бурундук ведёт урок: «Все профессии важны, все профессии
нужны»
Налоги и их виды.

12
13

Деловая этика.

Что такое прибыль? Экономические задачи «Нахождение
прибыли».

14-15 Решение экономических задач по темам: «Деньги», «Цена»,
«Выручка».
16-17 «Занимательная экономика».

1

1
1
1
1
1
2
2

4 класс (17 часов)
№

Тема

п/п
1

Количество
часов

Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают? 6 ч.
Как появились деньги? История монет

1

2

Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ).
Представление творческих работ «Монеты Древней Руси»

1

3

Бумажные деньги. Безналичные деньги

1

4

Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Исследование
«Деньги современности»

1

5

Представление результатов исследования Валюты

1

6

Интерактивная викторина «Деньги»
Мини-исследование «Сколько стоят деньги?»
Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят
деньги?»
Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье, 4ч.

1

7

Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги?

1

8

На что семьи тратят деньги? Вот я вырасту и стану…

1

9

Профессии будущего и настоящего. А чем занимаются банкиры?

1

10

Как приумножить то, что имеешь? Как правильно планировать
семейный бюджет?

1

Раздел 3. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не
пустовал,7 ч.

11

Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника

12

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации

13

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если
расходы превышают доходы, образуются долги

14

Игра «Древо решений». Товары и услуги

15

Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия»

16

Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое
предприятие»

17

Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»

Итого
СОГЛАСОВАНО:
Руководитель ШМО
_________/Е.Н. Лесная /
«_29_» августа 2023 год

17
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
_________/ Н.Е.Абрамян/
«29» августа 2023 год


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».