Краснодарский край Приморско-Ахтарский район ст. Ольгинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
имени В.А. Казбанова
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 45DB7A7E513A7F04B93401AEAB2A06B3
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 19.09.2022 до 13.12.2023
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
протокол №1
от 30 августа 2022 года
Председатель педсовета
_______/Билай О.Ю./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тип программы: ориентированная на достижение результатов
определённого уровня по конкретным видам внеурочной
деятельности
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
________ «Основы финансовой грамотности»___________
(наименование)
________________________4 года_____________________________
(срок реализации программы)
___________________7 – 10 лет______________________
(возраст обучающихся)
Лесная Е.Е., Сердюкова Н.П.,
Брославская В.М., Томенко Л.В., Чайка Н.И.
(Ф.И.О. учителя, составителя)
I .Планируемые результаты.
Личностные результаты:
· осознание себя как члена семьи, общества и государства;
· овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
· развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах
внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
· понимать цели своих действий;
· составлять простые планы с помощью учителя
· проявлять познавательную и творческую инициативу;
· оценивать правильность выполнения действий;
· адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные.
· составлять текст в устной и письменной формах;
· слушать собеседника и вести диалог;
· признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
· излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
· осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Результат 1-го года обучения:
К концу 1 -го года обучения школьники должны знать:
- что изучает экономика;
- что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;
- отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
- для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
- что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги
разных стран;
- что такое маркетинг.
Должны уметь:
- выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;
- пользоваться деньгами;
- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
- определять цену товара.
Результаты 2-го года обучения:
К концу 2-го года обучения школьники должны знать:
- выделять физиологические и духовные потребности;
- виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен;
- что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и издержки;
- что такое сделки и посредники; доля посредника;
- для чего нужен график; виды графиков;
- что такое аренда; виды аренды;
- крупные банки страны; функции банков; виды вкладов.
Должны уметь:
- определять по формулам, чему равен доход и прибыль;
- чертить элементарные графики доходов и расходов;
- отличать настоящие деньги от фальшивых;
- решать простейшие экономические задачи.
Результаты 3-го года обучения:
К концу 3-го года обучения школьники должны знать:
- что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
- что такое акционерное общество, как оно создается;
- почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
- виды рекламы, правила рекламы;
- как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии
вашей местности;
- налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
Должны уметь:
- различать качественный и некачественный товар,
- чертить кривую развития экономики,
- определять вид ценной бумаги,
- составлять рекламный текст;
- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
Результаты 4-го года обучения:
К концу 4-го года обучения школьники должны знать:
– какие бывают потребности;
– каковы источники удовлетворения потребностей;
– почему все потребности нельзя удовлетворить;
– что такое деньги; их роль в жизни человека;
– что такое доходы и расходы;
– где можно приобрести товары и услуги;
– что такое «источники доходов»;
– что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата» и
другие экономические понятия;
– о взаимоотношениях продавца и покупателя;
– значение труда в удовлетворении потребностей;
– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей.
Учащиеся должны уметь:
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;
– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
II. Содержание программы
1 класс (17часов)
Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется
и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических
особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с
ТНР.
Тема 1. Введение в экономику (1 час)
Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика?
Форма: групповая, беседа
Вид деятельности: познавательная.
Тема 2. Потребности (1 часа)
Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности;
Форма: групповая, беседа, игра
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 3. Источники удовлетворения потребностей (3 часов):
Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить.
Виды потребностей. Мои желания и потребности.
Форма: групповая, игра, беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая
Тема 4. Домашнее хозяйство (2 часа):
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что
такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем
семейный бюджет.
Форма: групповая, индивидуальная , беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 5. Товары и услуги (3 часов):
Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы.
Форма: групповая, индивидуальная , беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 6. Деньги (4 часов)
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги.
Что такое источник дохода.
Форма: групповая, индивидуальная , беседа, практикум, игра
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, игровая.
Тема 7. Маркетинг (2 часа)
Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя.
Конкуренция.
Форма: групповая, индивидуальная , беседа, практикум, игра
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, игровая.
Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома (1 час):
Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома.
Форма: групповая, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Учебно-тематический план
1 класс, 17 часов
Темы
Введение в экономику
Потребности
Источники удовлетворения потребностей
Домашнее хозяйство
Товары и услуги
Деньги
Маркетинг
Задачи от Гнома - Эконома
Итого:
Количество
часов
теория
Практика
1
1
3
2
3
4
2
1
17
1
1
2
1
2
2
1
10
1
1
1
2
1
1
7
2 класс 17 часов
.Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией (1 час)
Знакомство с лесными героями - Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие
«экономика»
Форма: групповая, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 2. Потребности (1 час)
Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и
удовлетворение потребностей.
Форма: групповая, индивидуальная, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 3. Торговля (5 часов)
Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где
производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие
дешевле.
Форма: групповая, индивидуальная, практикум, игра, беседа
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 4. Графики (2 часа)
Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов»
Форма: групповая, беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная
Тема 5. Деньги (2часа)
История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый
народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки
Форма: групповая, беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 6. Занимательная экономика (2 часа)
Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании.
Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с
другими науками
Форма: групповая, индивидуальная, игра, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 7. Экономические задачи (2 часа)
Решаем задачи с экономическим содержанием
Форма: групповая, индивидуальная, игра, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 8. Аренда (1 час)
Аренда. Что такое «аренда». История аренда
Форма: групповая, беседа
Вид деятельности: познавательная
Тема 9. Банки. Вклады (1 часа)
Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки
России
Форма: групповая, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Учебно-тематический план
2 класс, 17часов
№ п/п
Темы
Количество теория
часов
Практика
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Знакомство с Бурундуком и компанией
Потребности
Торговля
Графики
Деньги
Занимательная экономика
Экономические задачи
Аренда
Банки. Вклады
Итого:
1
1
5
2
2
2
2
1
1
17
2
1
1
2
2
8
3класс 17часов
Тема 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час):
1
1
3
1
1
0
1
1
9
Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!
Форма: групповая, игра,
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 2. Основы экономического развития (4часа): Что такое экономическое развитие.
Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему
происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, игра, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 3. Реклама. Качество товара (2 часа): Реклама и качество товара. Качественные и
некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их
значение;
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, игра, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 4. Банки. Ценные бумаги (1 час)
Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История
вкладов. Функции сберегательной книжки
Форма: групповая, беседа, игра, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 5. Штрафы (1 час)
Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы
Форма: групповая, беседа
Вид деятельности: познавательная
Тема 6. Деловая этика (1 час)
Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес –
этикет;
Форма: групповая, беседа
Вид деятельности: познавательная
Тема 7. История профессий (1 час)
Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии
Форма: групповая, практикум
Вид деятельности: познавательная
Тема 8. Налоги (1 час)
Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный,
транспортный, имущественный)
Форма: групповая, беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная
Тема 9. Международная торговля (1 час)
Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт
Форма: групповая, беседа
Вид деятельности: познавательная
Тема 10. Экономические задачи (2 часа)
Решаем экономические задачи на нахождение прибыли
Форма: групповая, беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная
Тема 11. Занимательная экономика (2 часа): Занимательная наука – экономика. Конкурсы и
творческие задания по пройденным темам.
Форма: групповая, индивидуальная, практикум
Вид деятельности: познавательная
Учебно-тематический план
3 класс, 17часов
№ п/п
Темы
Количество
часов
теория
Практика
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Встреча в лесной экономической школе
Основы экономического развития
Реклама. Качество товара
Банки. Ценные бумаги
Штрафы
Деловая этика
История профессий
Налоги
Международная торговля
Экономические задачи
Занимательная экономика
Итого:
1
4
2
1
1
1
1
1
1
2
2
17
2
1
1
1
1
1
1
1
9
1
2
1
2
2
8
4 класс 17 часов
Тема
Содержание
Количество
часов
Что такое деньги
какими они бывают?
и
6
Из чего складываются
доходы в семье
4
Деньги
счёт
любят,
или как управлять
своим кошельком, чтобы
7
Как появились деньги? История монет.
Монеты
Древней
Руси
(выполнение
творческих работ). Представление творческих
работ «Монеты Древней Руси». Бумажные
деньги. Безналичные деньги. Дебетовая карта
и кредитная карта, в чем разница?
Исследование
«Деньги
современности».
Представление результатов исследования.
Валюты. Интерактивная викторина «Деньги».
Мини-исследование «Сколько стоят деньги?»
Представление
результатов
миниисследования «Сколько стоят деньги?»
Откуда в семье берутся деньги. Как заработать
деньги? На что семьи тратят деньги? Вот я
вырасту и стану… Профессии будущего и
настоящего. А чем занимаются банкиры? Как
приумножить то, что имеешь? Как правильно
планировать семейный бюджет?
Как тратить с умом? Примерный бюджет
школьника. Семейный бюджет. Бюджет
Российской
Федерации.
Если
доходы
он не пустовал
Итого
превышают расходы, образуются сбережения.
Если расходы превышают доходы, образуются
долги. Игра «Древо решений». Товары и
услуги. Странное слово «Монополисты». Игра
«Монополия». Творческий проект «Мое
предприятие».
Защита
проекта
«Мое
предприятие». Обзорное занятие «Что нового я
открыл для себя?»
17
Формы организации деятельности:
этические беседы;
мини-исследования;
посещение музея Банка России посредством виртуальной экскурсии;
игры.
Виды деятельности:
познавательная;
игровая.
1)
2)
3)
4)
1)
2)
III. Календарно-тематическое планирование
1класс.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9-10
11
12
13
Тема
Всего часов
Введение. Что изучает наука «экономика».
Давайте познакомимся: Гном – Эконом рассуждает о понятии
«потребность».
Какие бывают потребности?
Личные потребности. Что нам необходимо в жизни?
Материальные, социальные, духовные потребности.
1
Урок от Гнома-Эконома: все потребности важны, все потребности
нужны.
Источники удовлетворения потребностей.
Урок от Гнома-Эконома: почему все потребности нельзя
удовлетворить?
1
Домохозяйство и домашний труд. Домашние обязанности в семье.
Бюджет семьи.
Урок от Гнома – Эконома: правила ведения домашнего хозяйства.
Как товар попадает в магазин?
Где можно приобрести товары?
1
Зачем нужна реклама? Реклама и упаковка.
Уроки Гнома-Эконома: реклама - «двигатель торговли».
1
1
1
1
1
2
1
Зачем нужны деньги? Как и где хранятся деньги?
1
1
14
Урок от Гнома-Эконома: деньги и страны.
1
15
1
16
Как появились деньги? Первые деньги. Современные деньги.
Деньги и товары. Что такое доходы и расходы? Доходы и расходы
моей семьи.
17
Гном – Эконом проводит «Экономическое Поле Чудес».
1
1
2 класс
№
п/п
Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1213
1415
16
17
Всего часов
Давайте познакомимся: Бурундук и компания - наши друзья в
изучении экономики. Экономика в жизни человека.
Труд и удовлетворение потребностей.
Когда и где возникла торговля?
Зачем современному обществу нужна торговля?
Как и где производятся товары?
1
Что такое цена товара? Почему цены на товары разные? От чего
зависит цена товара?
Товары ежедневного потребления. Какие они?
Урок от Бурундука и компании: Товары, необходимые нам
ежедневно. Качество товара и его себестоимость. Рынок.
Что такое график? Виды графиков.
1
Графики доходов и расходов.
История денег. Деньги бумажные и металлические.
Деньги России и мира.
Почему каждый народ имеет свои деньги?
Что изображено на деньгах? Защита денег от подделки.
1
Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании.
2
Экономические задачи.
2
Аренда. Что такое аренда? История аренды.
Банки. Крупные банки нашей страны. Зачем люди вкладывают
деньги в банк.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3 класс (17ч)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Тема
Встреча в лесной экономической школе.
Экономика и основы экономического развития.
Коммерческая тайна. Тайна производства.
Акционерное общество. Создание акционерного общества.
Акции. Ценные бумаги.
Кризис в экономике.
Что такое «монополия». Кто такие «монополисты».
Естественная и искусственная монополия.
Роль правительства в экономике.
Реклама и качество товара. Что можно, а что нельзя
рекламировать?
Друг-Бурундук проводит урок: Качественные и
некачественные товары. Штрих-коды на товарах: что они
Всего часов
1
1
1
1
1
1
1
8
обозначают?
Банки. История и виды вкладов. Назначение и виды ценных
бумаг. Сбербанк – главный банк страны.
9
10
Штрафы: кто платит, когда и за что?
11
Бурундук ведёт урок: «Все профессии важны, все профессии
нужны»
Налоги и их виды.
12
13
Деловая этика.
Что такое прибыль? Экономические задачи «Нахождение
прибыли».
14-15 Решение экономических задач по темам: «Деньги», «Цена»,
«Выручка».
16-17 «Занимательная экономика».
1
1
1
1
1
1
2
2
4 класс (17 часов)
№
Тема
п/п
1
Количество
часов
Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают? 6 ч.
Как появились деньги? История монет
1
2
Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ).
Представление творческих работ «Монеты Древней Руси»
1
3
Бумажные деньги. Безналичные деньги
1
4
Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Исследование
«Деньги современности»
1
5
Представление результатов исследования Валюты
1
6
Интерактивная викторина «Деньги»
Мини-исследование «Сколько стоят деньги?»
Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят
деньги?»
Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье, 4ч.
1
7
Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги?
1
8
На что семьи тратят деньги? Вот я вырасту и стану…
1
9
Профессии будущего и настоящего. А чем занимаются банкиры?
1
10
Как приумножить то, что имеешь? Как правильно планировать
семейный бюджет?
1
Раздел 3. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не
пустовал,7 ч.
11
Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника
12
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации
13
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если
расходы превышают доходы, образуются долги
14
Игра «Древо решений». Товары и услуги
15
Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия»
16
Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое
предприятие»
17
Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»
Итого
СОГЛАСОВАНО:
Руководитель ШМО
_________/Е.Н. Лесная /
«_29_» августа 2023 год
17
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
_________/ Н.Е.Абрамян/
«29» августа 2023 год