Приморско-Ахтарский район станица Ольгинская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 4 имени В.А. Казбанова
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2023 года пр. № 1
Председатель_______О.Ю.Билай
Сертификат: 45DB7A7E513A7F04B93401AEAB2A06B3
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 19.09.2022 до 13.12.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По
внеурочной
деятельности«Программы
противодействия
экстремизму»
Уровень образования (класс) основного общее образование 10 класс
Количество часов 17
Учитель Евченко Наталья Алексеевна
Программа разработана на основе ФГОС СОО
Планирование составлено на основе рабочей программы
Евченко Натальи Алексеевны, утвержденной педагогическим
советом школы от «30» августа 2023 г. протокол № 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа элективного курса «Гражданское население в противодействии
распространению идеологии терроризма» разработана на основе:
- Дополнительной образовательной программы «Гражданское население в противодействии
распространения идеологии терроризма» утвержденной Министерством образования и науки
Российской Федерации», Москва, 2015г.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- «Выступлением Президента Российской Федерации В.В.Путина на расширенном заседании Совета
Безопасности России»;
- Государственной программой Правительства Российской Федерации «Информационное общество»
(2011-2020);
- Конституцией Российской Федерации,
- Концепцией общественной безопасности в Российской Федерации;
- Федеральным законом от 25 июля 1998 г. №130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»;
- Федеральным законом от 06.03.2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму»;
- составлена на основе письма от 12.08.2016г. № 3925/9 «О внедрении в 2016/2017 учебном году в
общеобразовательных организациях Курганской области курса факультативных (внеклассных) занятий,
направленного на профилактику распространения идеологии экстремизма и терроризма в молодежной
среде».
- Уставом МКОУ «Карасинская средняя общеобразовательная школа»
Терроризм – постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и трудно
прогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и
угрожающие масштабы. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают
сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и
духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами,
провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые
иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.
Для России, как и для многих других стран мира, одним из важнейших дестабилизирующих факторов
стал терроризм. Он является серьезным вывозом национальной безопасности, источником рисков и
угроз для общества в целом и для каждого отдельного человека. В этой связи формирование
антитеррористической идеологии, антитеррористических знаний и навыков, необходимых для
обеспечения личной и общественной безопасности, является важнейшей задачей, стоящей перед
современным российским обществом.
Общая характеристика курса
Для современной России, как и для многих стран мира, важнейшим дестабилизирующих
факторов выступает экстремизм и терроризм, представляющие собой угрозу обществу и каждой
отдельной личности. Как вид противозаконной деятельности экстремизм и ее крайняя форма
проявления терроризм мотивируется или камуфлируется политическими, религиозными постулатами
или лозунгами. Социальную базу экстремизма, в том числе и терроризма составляют маргинальные
слои населения, представители националистических и религиозных движений, а также недовольная
существующим порядком часть интеллигенции и студенчества.
Экстремизм стал геополитической реальностью конца XX - начала XXI вв.который в поисках
ответов на угрозы глобализации способствовал возникновению протестных идей приверженных
крайним взглядам и действиям.
Особую актуальность приверженность к экстремизму приобретает в молодежной средекоторая
в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является
частью общества где очень быстро происходит накопление и проявление негативного протестного
потенциала. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной
среде распространяются радикальные взгляды и убеждения.
Сегодня более всего молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических
организаций, представители которых в своих интересах активно разыгрывают «национальную карту» и
пытаются привлечь на свою сторону подрастающее поколение.
При реализации негативного протестного потенциала, происходит развитие безнравственных
взглядов и принципов, влечет изменение ценностных ориентаций, насаждается фанатизм и отрицание
норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности.
Использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, насилие,
преступление) активно используетсядля осуществления акций экстремистской направленности.
В ХХ в. количество террористических актов по всему миру продолжает расти, чему
подтверждением 2008 год, когда в мире произошло около 12 тысяч террористических актов, в
результате которых пострадало 56 тысяч человек, в том числе 15 тысяч погибло, большинство из
которых мирные жители, женщины и дети.
В современных условиях экстремизм и терроризм являются дестабилизирующий фактором,
направленным на раскол российского общества, поощрение национал сепаратизма, «раскачивание»
взаимоотношений между региональными и федеральными властями. Как показывают события
последних лет экстремисты перешли к тактике совершения террористических акций против
представителей государственных структур, работников правоохранительных органов, мирного
населения с целью подрыва стабильности российского общества.
В связи с вышеизложенным борьба с экстремизмом и терроризмом остается одной из главных
задач, стоящих перед государством, эффективностькоторой в немалой степени зависит от успешной
деятельности
институтов
гражданского
общества,
консолидации
усилий
всех
граждан
и
общественности. Экстремизму и терроризму необходимо дать своевременный и адекватный отпор, что
в условиях многонациональной и многоконфессиональной России становится актуальной проблемой.
При этом, стратегической задачей образования становиться формирование антитеррористической
идеологии, умений и навыков обеспечения личной и общественной безопасности.
В программе курса раскрываются сущность и теоретические проблемы экстремизма и
терроризма, истории распространения включая опыт противодействия экстремизму и терроризму в
мире и России на современном этапе.
Основные цели и задачи реализации Программы. Стратегическая цель настоящей
Программы
заключается
в
формировании
социальнополитических
компетенций
учащихся
(обучающихся) посредством правильного понимания и умения теоретически различать виды терроризма
в процессе изучения таких базовых понятий, как: терроризм, идеология терроризма, террористическая
угроза, террористический акт, международный терроризм, экстремизм, сепаратизм, ксенофобия,
мигрантофобия, национализм, шовинизм, межнациональные и межконфессиональные конфликты,
информационная
среда,
национальная
безопасность,
безопасность
личности,
культура
межнационального общения и др.
Совершенно очевидно, что для того, чтобы противостоять распространению идеологии
терроризма учащимся необходимо четко знать его сущность, разновидности, а также ключевые
составные части преступной террористической идеологии (речь идет, прежде всего, об идеологиях
экстремистской направленности).
Кроме того, целью этой Программы является формирование коммуникативной, социальнопсихологической, социально-правовой, информационной и социально-личностной компетенций у
обучающихся (учащихся).
Программа ориентирована на решение следующих задач:
1. Теоретические задачи:
▪ понимание основных форм социально-политического насилия (социально-политическая
компетентность);
▪ знание содержания основных документов и нормативно-правовых актов противодействия
терроризму в Российской Федерации, а также приоритетных задач государства в борьбе с терроризмом
(политическая грамотность);
▪ знание задач системного изучения угроз общественной безопасности, принципов
прогнозирования и ранней диагностики террористических актов, методов предотвращения,
нейтрализации и надежного блокирования их деструктивных форм, разрушительных для общества
(методологическая грамотность);
▪ создание представления о процессе ведения «информационных» войн и влиянии этого
процесса на дестабилизацию социально-политической и
регионах
Российской Федерации
(информационная компетентность);
экономической
обстановки
в
▪ воспитание уважительного отношения к различным этнокультурам и религиям
(коммуникативная компетентность);
▪ в знании основных рисков и угроз национальной безопасности России (информационная
компетентность).
2. Практические задачи:
▪ умение выявлять факторы формирования экстремистских взглядов и
настроений в
радикальных
молодежной среде (информационная компетентность);
▪ знание конституционных прав и обязанностей граждан, правовых основ обеспечения
безопасности (социально-правовая компетентность);
▪ знание нормативно-правовой базы противодействия терроризму (социально-правовая
компетентность);
▪ умение критически оценивать информацию, отражающую проявления терроризма в России
и в мире в целом (информационная компетентность);
▪ повышение стрессоустойчивости за счет развития субъектных свойств личности
(социально-психологическая компетентность).
3. Воспитательные задачи (формирование социально-личностных компетенций):
▪ формирование гражданственности, патриотизма, социальной активности обучающихся
(учащихся);
▪
формирование
представления
о
роли семейного
воспитания в
преодолении негативных этноконфессиональных установок;
▪ создание представления о межкультурном и межконфессиональном диалоге как
консолидирующей основе людей различных национальностей и вероисповеданий в борьбе против
глобальных угроз терроризма;
▪ выработка умения, готовности и способности к взаимодействию в поликультурной и
инокультурной среде.
Обучающийся, освоивший настоящую Программу, Должен:
-
знать содержание основных понятий безопасности;
-
четко себе представлять из чего складываются основные элементы
национальной
безопасности Российской Федерации;
-
какие угрозы и опасности подрывают национальные интересы современной России.
-
иметь отчетливые представления
о
природе
возникновения и развития
различных видов вызовов и угроз безопасности общества, и особенно таких как экстремизм и
терроризм;
-
правильно понимать сущность таких дефиниций как «терроризм» и «идеология терроризма»;
знать разновидности терроризма, факторы его возникновения и уметь их выявлять;
-
владеть основами анализа основных видов терроризма;
-
адекватно понимать, что имеется в виду, кода речь идет о «молодежном экстремизме», уметь
ориентироваться в главных аспектах данной проблемы;
-
владеть основами анализа экстремистских проявлений в молодежной среде;
-
иметь общее представление о социальных конфликтах и способах их разрешения в сферах
межнационального и межрелигиозного противостояния, а также профилактики ксенофобии,
мигрантофобии и других видов экстремизма в образовательной среде;
-
понимать роль средств массовой информации в формировании антитеррористической идеологии
у молодежи.
В результате освоения курса внеурочной деятельности «Гражданское население в
противодействии распространению идеологии терроризма» обучающиеся должны
знать:
- содержание основных понятий безопасности;
- основные элементы национальной безопасности Российской Федерации;
- угрозы и опасности, подрывающие национальные интересы современной России;
- природу возникновения и развития различных видов вызовов и угроз безопасности общества,
особенно таких, как экстремизм и терроризм;
- сущность таких дефиниций как «терроризм» и «идеология терроризма»;
- разновидности терроризма, факторы его возникновения;
- социальные конфликты и способы их разрешения в сферах межнационального и
межрелигиозного противостояния, а также профилактики ксенофобии, мигрантофобии и
других видов экстремизма в образовательной среде;
- роль средств массовой информации в формировании антитеррористической
идеологии у молодежи;
- правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
уметь:
- владеть основами анализа основных видов терроризма;
- владеть основами анализа экстремистских проявлений в молодежной среде;
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной
творческой задачи;
- Учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую
информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
использовать в практической деятельности:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;
- самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
- ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания,
доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в
т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и
представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии исследовательской задачей с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
- самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
- ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания,
доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 17 часов
Содержание
Раздел 1. Предмет «Гражданское население в противодействии распространению идеологии
терроризма
Предмет и задачи курса.
Раздел 2. Теоретические основы терроризма и экстремизма
Терроризм глобальная проблема современности. Сущность экстремизма и терроризма
Исторические корни и эволюция терроризма. Виды экстремистских идеологий как концептуальных основ
идеологии терроризма. Особенности идеологического влияния террористических сообществ на
гражданское население.
Современный терроризм: понятие, сущность, разновидности.
Идеология терроризма и «молодежный» экстремизм. Экстремизм и терроризм как угрозы национальной
безопасности России
Раздел 3. Противодействие экстремизму и терроризму
Противодействие экстремизму и терроризм. Международный опыт противодействия терроризму
Патриотизм ─ гражданское чувство любви и преданности Родине
Межнациональная и межконфессиональная толерантность как составная часть патриотизма.
Основы антитеррористической политики России
Культура межнационального общения как фактор противодействия терроризму и экстремизму
Современная нормативно-правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации
Общественная безопасность как часть национальной безопасности Российской Федерации.
Кибертерроризм как продукт глобализации
Интернет как сфера распространения идеологии терроризма.
Роль информационной среды в противодействии терроризму
Законодательное противодействие распространению террористических материалов в Интернете.
Проблемы экспертизы информационных материалов, содержащих признаки идеологии терроризма.
Повторение
Повторение и обобщение изученного