РП Разговор о професии (1-4кл)

Краснодарский край Приморско-Ахтарский район ст. Ольгинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
имени В.А. Казбанова
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 45DB7A7E513A7F04B93401AEAB2A06B3
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 19.09.2022 до 13.12.2023

УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
протокол №1
от 30 августа 2023 года
Председатель педсовета
_______/Билай О.Ю./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тип программы: ориентированная на достижение результатов
определённого уровня по конкретным видам внеурочной
деятельности
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
________ «Разговор о профессии»___________
(наименование)
________________________4 года_____________________________
(срок реализации программы)
___________________7 – 10 лет______________________
(возраст обучающихся)
Лесная Е.Е., Сердюкова Н.П.,
Брославская В.М., Томенко Л.В., Чайка Н.И.
(Ф.И.О. учителя, составителя)

Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности “Разговор о профессии” составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, на основе программ О.С. Корнеевой “Экономика: первые шаги”,
Мухиной Е.А. “Экономика и мы” и Д. В. Григорьева «Методический конструктор.
Внеурочная деятельность школьников».
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С
первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за
интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его
профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника
к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к
некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной,
музыкальной, конструктивной.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку
профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех
возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как
подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в
будущем.
Направление программы “Разговор о профессии” – духовно-нравственное и
социальное.
Новизной данной программы следует считать непрерывность знакомства с
разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных
возможностей младших школьников обеспечивает условия – исследовать способности
применительно к рассматриваемой профессии.
Актуальность. Основными особенностями младшего школьника является
любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед
начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место
профориентационной работы. Чтобы обучающийся осознанно сделал свой выбор во
взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная
с ближнего окружения. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и
содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.
Педагогическая целесообразность программы является метод проблемного
обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью
информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность
учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное
с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить
свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей
исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Цель программы – формирование представлений о значение трудовой
деятельности в жизни человека; уважительного отношения к труду и людям труда,
потребности активно участвовать в общественно-полезном труде.
Задачи программы:
Образовательные:
–расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных
трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив,
материал, трудовые действия, результат);
–расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и
обществе;
–активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой,
учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
–воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
–расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание
положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
–воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для
полноценного развития личности.
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «Мир
профессий» – является формирование следующих универсальных учебных действий
(УУД):
1. Регулятивные УУД:
 Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией,
учить работать по предложенному учителем плану.
 Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
2. Познавательные УУД:
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
3. Коммуникативные УУД:
 Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
 Слушать и понимать речь других
 Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог).
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством
формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в
приложении представлены варианты проведения уроков).
Планируемые результаты реализации программы

Первый уровень результатов (1 класс) – приобретение социальных знаний. Занятия
по конструированию, знакомство с домашними ремёслами, экскурсии на производство,
встречи с людьми разных профессий.
Второй уровень результатов (2–3 классы) – формирование ценностного отношения к
социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Почта», «В магазине»,
«Выпуск классной газеты»).
Третий уровень результатов (4 класс) – получение опыта самостоятельного
общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых.

2.Содержание программы курса внеурочной деятельности «Разговор о
профессии»
Определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие
внеурочной деятельности имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением
определенной профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор,
представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к
рассматриваемой профессии. Программа внеурочной деятельности «Поговорим о
профессии» построена таким образом, что представляет возможность учащимся
тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным
субъектом в развитии своих способностей.



Виды деятельности:
Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Формы проведения: сюжетно-ролевые игры, беседы с элементами практической
деятельности, дискуссии, конкурсы, викторины, с применением методов ТРИЗ –
технологии, самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебнопознавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора и
системного мышления учащихся.
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать
диагностический инструментарий, представленный в таблице.

3.Тематическое планирование
первого модуля «Путешествие в мир профессий» (1 класс)
№
п/п

Темы

Количество
часов
Теори
я

Раздел. 1. Введение в мир
профессий

2

Практ
ика

Характеристика
деятельности
обучающихся
Учить высказывать своё
предположение (версию)
на основе работы с
иллюстрацией, учить

1

Зачем человек трудится? Мир
интересных профессий.

2

Кем я хочу стать?

1
1

Раздел. 2. Профессии в школе

2

4

Профессия – учитель, воспитатель

1

3

Профессия – библиотекарь

1

Раздел. 3. Профессии, вокруг нас

2

5

Садовник, дворник. Мастерцветовод

1

6

Продавец, почтальон
Раздел. 4. Профессии, которые
нас охраняют

1
5

7

Охранник, полицейский, пожарный

1

8

Военный

1

9

Адвокат. Профессия
«Следователь»

10

Следствие ведут первоклассники!

1

11

Разведчик, летчик, водолаз

1

Раздел. 5. Профессии, которые
нас лечат
12

Врач скорой помощи

13

Детский врач. Зубной врач

14

Кто лечит глаза. Что видит
Ортопед.
Раздел. 6. Профессии моих
родителей

1

3
1
1
1
2

15

Профессии в моей семье.
Семейные династии

16

Моя мама. Няня

1

Раздел. 7. Подведение итогов
изучения программы

1

17

Подготовка компьютерной
презентации «Все профессии
важны, все профессии нужны!»

1

1

работать по
предложенному учителем
плану.
Средством формирования
этих действий служит
технология проблемного
диалога на этапе изучения
нового материала.
Учиться совместно с
учителем и другими
учениками давать
эмоциональную оценку
деятельности класса на
уроке.
Перерабатывать
полученную информацию:
делать выводы в результате
совместной работы всего
класса.
Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую:
составлять рассказы на
основе простейших
моделей (предметных,
рисунков, схематических
рисунков, схем);
Умение донести свою
позицию до других:
оформлять свою мысль в
устной и письменной речи
(на уровне одного
предложения или
небольшого текста).
Слушать и понимать речь
других
Средством формирования
этих действий служит
технология проблемного
диалога (побуждающий и
подводящий диалог).
Совместно договариваться
о правилах общения и
поведения в школе и
следовать им.
Учиться выполнять
различные роли в группе
(лидера, исполнителя,
критика). Средством
формирования этих
действий служит
организация работы в

парах и малых группах (в
приложении представлены
варианты проведения
уроков).

Тематическое планирование
второго модуля «Профессии, связанные с творчеством» (2 класс)

№
п/п

Темы

Количество часов

1

Мы построим новый дом
Кто такой – дизайнер

2

Самый классный – классный
уголок

3

Как составить букет
Фигурки из цветов

1

4

Кто такой скульптор
Лепка из глины

1

5

Кто шьёт новую одежду. В гости
на швейную фабрику, ателье

6

Вкусная профессия. Кто готовит
нам обед

1

7

Моя мама – парикмахер

1

8

Кто украшает книжку.
Рисуем сказку. Компьютерная
иллюстрация

1

9

Кто рисует картины
Художники – детям

1

10

Кто сочиняет музыку
Композиторы – детям

1

11

Как стать писателем. Проба пера
Писатели – детям

1

Теория

Практи
ка

1

1
1

1

Характеристика
деятельности
обучающихся
Учить высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с
иллюстрацией, учить
работать по предложенному
учителем плану.
Средством формирования
этих действий служит
технология проблемного
диалога на этапе изучения
нового материала.
Учиться совместно с
учителем и другими
учениками давать
эмоциональную оценку
деятельности класса на
уроке.
Перерабатывать
полученную информацию:
делать выводы в результате
совместной работы всего
класса.
Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: составлять
рассказы на основе
простейших моделей
(предметных, рисунков,
схематических рисунков,
схем);
Умение донести свою
позицию до других:
оформлять свою мысль в

12

Как рождаются стихи.
Про поэтов. Поэты – детям

1

13

Профессия – режиссёр
Кукольный театр. Сыграем пьесу.

1

14

Я хочу танцевать. Как стать
танцором
Кто придумывает танцы

1

15

Кто пишет статьи в газету
Репортаж с места событий

1

16

Что делает фотограф
Фотография другу

17

Итоговое повторение

1

1

устной и письменной речи
(на уровне одного
предложения или
небольшого текста).
Слушать и понимать речь
других
Средством формирования
этих действий служит
технология проблемного
диалога (побуждающий и
подводящий диалог).
Совместно договариваться о
правилах общения и
поведения в школе и
следовать им.
Учиться выполнять
различные роли в группе
(лидера, исполнителя,
критика). Средством
формирования этих
действий служит
организация работы в парах
и малых группах (в
приложении представлены
варианты проведения
уроков).

Тематическое планирование
третьего модуля «Профессии, связанные с наукой» (3 класс)
№
п/п

Темы

Количество часов

1

Все профессии важны,
все профессии нужны.

1

2

Кто такой изобретатель?
Первые изобретения
человека.

1

3

Кто изобрел велосипед?

1

4

Кто построил новый
дом?
Проектируем дом.

1

5

Кто работает в аптеке?
Здоровый образ жизни.

1

Теория

Практик
а

Характеристика деятельности
обучающихся

Учить высказывать своё
предположение (версию) на основе
работы с иллюстрацией, учить
работать по предложенному
учителем плану.
Средством формирования этих
действий служит технология
проблемного диалога на этапе
изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и
другими учениками давать
эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Перерабатывать полученную

6

Правила здорового
питания.
Гигиена – прежде всего!

7

Кто занимается
раскопками?
Чем занимается
агроном?
Изучаем почву.

8

Кто такой академик.
Химик.
Ставим опыты.

9

О профессии физика.
О профессиях точных
наук.

1

10

Профессия «историк».
О профессии филолога.

1

11

Кто такой эколог?
Кто такой инженер?

1

12

Типы профессий.

1

13

О профессии биолога.
Профессия зоолог.

1

14

Составляем научнопопулярный рассказ о
животном.

15

О профессии
орнитолога. Океанолог.

16

Составление доклада о
птицах или морских
животных.

1

17

Итоговое повторение

1

информацию: делать выводы в
результате совместной работы
всего класса.
Преобразовывать информацию из
одной формы в другую: составлять
рассказы на основе простейших
моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем);
Умение донести свою позицию до
других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или
небольшого текста).
Слушать и понимать речь других
Средством формирования этих
действий служит технология
проблемного диалога
(побуждающий и подводящий
диалог).
Совместно договариваться о
правилах общения и поведения в
школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли
в группе (лидера, исполнителя,
критика). Средством формирования
этих действий служит организация
работы в парах и малых группах (в
приложении представлены
варианты проведения уроков).

1

1

1

1

1

Тематическое планирование
четвертого модуля «Все профессии важны, все профессии нужны» (4 класс)
№
п/п

Темы

Количество
часов
Теори
я

Практ
ика

Характеристика
деятельности обучающихся

1

Развивающее занятие: «повар».
Познавательная игра «Русская
хозяюшка».

2

Интерактивная экскурсия на
хлебозавод.

3

Экскурсия в школьную
столовую.

1

4

Пробуем себя в роли кулинаров.

1

5

Экскурсия по родному городу
(селу) «Люди разных
профессий»

1

6

Экскурсия в городскую
(сельскую) библиотеку.

1

7

Экологический суд «Пробуем
себя в роли защитников
природы». Профессия эколог.

8

Экскурсия в администрацию
поселения. Как это руководить?

9

Развивающее занятие
«Профессия водителя»

10

Интерактивная экскурсия в
больницу. Профессия врач.

1

11

Интерактивная экскурсия в
трамвайное депо.

1

12

Кто такие полеводы? О труде
людей в сельском хозяйстве.

1

13

Кто такие животноводы? О
труде людей в животноводстве.

1

14

Профессия продавец, товаровед.

1

15

Экскурсия в магазин.

1

16

Развивающее занятие
«профессия строителя».

1

1

1

1

1
1

Учить высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией,
учить работать по
предложенному учителем
плану.
Средством формирования этих
действий служит технология
проблемного диалога на этапе
изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем
и другими учениками давать
эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Перерабатывать полученную
информацию: делать выводы в
результате совместной работы
всего класса.
Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
составлять рассказы на основе
простейших моделей
(предметных, рисунков,
схематических рисунков,
схем);
Умение донести свою позицию
до других: оформлять свою
мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного
предложения или небольшого
текста).
Слушать и понимать речь
других
Средством формирования этих
действий служит технология
проблемного диалога
(побуждающий и подводящий
диалог).
Совместно договариваться о
правилах общения и поведения
в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные
роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).

17

Викторина «Мой край. Люди
разных профессий».

СОГЛАСОВАНО:
Руководитель ШМО
_________/Е.Н. Лесная /
« 29 » августа 2023 год

1

Средством формирования этих
действий служит организация
работы в парах и малых
группах (в приложении
представлены варианты
проведения уроков).

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
_________/ Н.Е. Абрамян/
« 29» августа 2023 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».