Краснодарский край Приморско-Ахтарский район ст. Ольгинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
имени В.А. Казбанова
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 45DB7A7E513A7F04B93401AEAB2A06B3
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 19.09.2022 до 13.12.2023
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
протокол №1
от 30 августа 2023 года
Председатель педсовета
_______/Билай О.Ю./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тип программы: ориентированная на достижение результатов
определённого уровня по конкретным видам внеурочной
деятельности
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
________ «Разговор о профессии»___________
(наименование)
________________________4 года_____________________________
(срок реализации программы)
___________________7 – 10 лет______________________
(возраст обучающихся)
Лесная Е.Е., Сердюкова Н.П.,
Брославская В.М., Томенко Л.В., Чайка Н.И.
(Ф.И.О. учителя, составителя)
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности “Разговор о профессии” составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, на основе программ О.С. Корнеевой “Экономика: первые шаги”,
Мухиной Е.А. “Экономика и мы” и Д. В. Григорьева «Методический конструктор.
Внеурочная деятельность школьников».
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С
первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за
интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его
профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника
к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к
некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной,
музыкальной, конструктивной.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку
профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех
возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как
подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в
будущем.
Направление программы “Разговор о профессии” – духовно-нравственное и
социальное.
Новизной данной программы следует считать непрерывность знакомства с
разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных
возможностей младших школьников обеспечивает условия – исследовать способности
применительно к рассматриваемой профессии.
Актуальность. Основными особенностями младшего школьника является
любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед
начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место
профориентационной работы. Чтобы обучающийся осознанно сделал свой выбор во
взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная
с ближнего окружения. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и
содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.
Педагогическая целесообразность программы является метод проблемного
обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью
информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность
учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное
с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить
свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей
исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Цель программы – формирование представлений о значение трудовой
деятельности в жизни человека; уважительного отношения к труду и людям труда,
потребности активно участвовать в общественно-полезном труде.
Задачи программы:
Образовательные:
–расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных
трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив,
материал, трудовые действия, результат);
–расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и
обществе;
–активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой,
учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
–воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
–расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание
положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
–воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для
полноценного развития личности.
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «Мир
профессий» – является формирование следующих универсальных учебных действий
(УУД):
1. Регулятивные УУД:
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией,
учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
2. Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством
формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в
приложении представлены варианты проведения уроков).
Планируемые результаты реализации программы
Первый уровень результатов (1 класс) – приобретение социальных знаний. Занятия
по конструированию, знакомство с домашними ремёслами, экскурсии на производство,
встречи с людьми разных профессий.
Второй уровень результатов (2–3 классы) – формирование ценностного отношения к
социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Почта», «В магазине»,
«Выпуск классной газеты»).
Третий уровень результатов (4 класс) – получение опыта самостоятельного
общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых.
2.Содержание программы курса внеурочной деятельности «Разговор о
профессии»
Определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие
внеурочной деятельности имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением
определенной профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор,
представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к
рассматриваемой профессии. Программа внеурочной деятельности «Поговорим о
профессии» построена таким образом, что представляет возможность учащимся
тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным
субъектом в развитии своих способностей.
Виды деятельности:
Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Формы проведения: сюжетно-ролевые игры, беседы с элементами практической
деятельности, дискуссии, конкурсы, викторины, с применением методов ТРИЗ –
технологии, самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебнопознавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора и
системного мышления учащихся.
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать
диагностический инструментарий, представленный в таблице.
3.Тематическое планирование
первого модуля «Путешествие в мир профессий» (1 класс)
№
п/п
Темы
Количество
часов
Теори
я
Раздел. 1. Введение в мир
профессий
2
Практ
ика
Характеристика
деятельности
обучающихся
Учить высказывать своё
предположение (версию)
на основе работы с
иллюстрацией, учить
1
Зачем человек трудится? Мир
интересных профессий.
2
Кем я хочу стать?
1
1
Раздел. 2. Профессии в школе
2
4
Профессия – учитель, воспитатель
1
3
Профессия – библиотекарь
1
Раздел. 3. Профессии, вокруг нас
2
5
Садовник, дворник. Мастерцветовод
1
6
Продавец, почтальон
Раздел. 4. Профессии, которые
нас охраняют
1
5
7
Охранник, полицейский, пожарный
1
8
Военный
1
9
Адвокат. Профессия
«Следователь»
10
Следствие ведут первоклассники!
1
11
Разведчик, летчик, водолаз
1
Раздел. 5. Профессии, которые
нас лечат
12
Врач скорой помощи
13
Детский врач. Зубной врач
14
Кто лечит глаза. Что видит
Ортопед.
Раздел. 6. Профессии моих
родителей
1
3
1
1
1
2
15
Профессии в моей семье.
Семейные династии
16
Моя мама. Няня
1
Раздел. 7. Подведение итогов
изучения программы
1
17
Подготовка компьютерной
презентации «Все профессии
важны, все профессии нужны!»
1
1
работать по
предложенному учителем
плану.
Средством формирования
этих действий служит
технология проблемного
диалога на этапе изучения
нового материала.
Учиться совместно с
учителем и другими
учениками давать
эмоциональную оценку
деятельности класса на
уроке.
Перерабатывать
полученную информацию:
делать выводы в результате
совместной работы всего
класса.
Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую:
составлять рассказы на
основе простейших
моделей (предметных,
рисунков, схематических
рисунков, схем);
Умение донести свою
позицию до других:
оформлять свою мысль в
устной и письменной речи
(на уровне одного
предложения или
небольшого текста).
Слушать и понимать речь
других
Средством формирования
этих действий служит
технология проблемного
диалога (побуждающий и
подводящий диалог).
Совместно договариваться
о правилах общения и
поведения в школе и
следовать им.
Учиться выполнять
различные роли в группе
(лидера, исполнителя,
критика). Средством
формирования этих
действий служит
организация работы в
парах и малых группах (в
приложении представлены
варианты проведения
уроков).
Тематическое планирование
второго модуля «Профессии, связанные с творчеством» (2 класс)
№
п/п
Темы
Количество часов
1
Мы построим новый дом
Кто такой – дизайнер
2
Самый классный – классный
уголок
3
Как составить букет
Фигурки из цветов
1
4
Кто такой скульптор
Лепка из глины
1
5
Кто шьёт новую одежду. В гости
на швейную фабрику, ателье
6
Вкусная профессия. Кто готовит
нам обед
1
7
Моя мама – парикмахер
1
8
Кто украшает книжку.
Рисуем сказку. Компьютерная
иллюстрация
1
9
Кто рисует картины
Художники – детям
1
10
Кто сочиняет музыку
Композиторы – детям
1
11
Как стать писателем. Проба пера
Писатели – детям
1
Теория
Практи
ка
1
1
1
1
Характеристика
деятельности
обучающихся
Учить высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с
иллюстрацией, учить
работать по предложенному
учителем плану.
Средством формирования
этих действий служит
технология проблемного
диалога на этапе изучения
нового материала.
Учиться совместно с
учителем и другими
учениками давать
эмоциональную оценку
деятельности класса на
уроке.
Перерабатывать
полученную информацию:
делать выводы в результате
совместной работы всего
класса.
Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: составлять
рассказы на основе
простейших моделей
(предметных, рисунков,
схематических рисунков,
схем);
Умение донести свою
позицию до других:
оформлять свою мысль в
12
Как рождаются стихи.
Про поэтов. Поэты – детям
1
13
Профессия – режиссёр
Кукольный театр. Сыграем пьесу.
1
14
Я хочу танцевать. Как стать
танцором
Кто придумывает танцы
1
15
Кто пишет статьи в газету
Репортаж с места событий
1
16
Что делает фотограф
Фотография другу
17
Итоговое повторение
1
1
устной и письменной речи
(на уровне одного
предложения или
небольшого текста).
Слушать и понимать речь
других
Средством формирования
этих действий служит
технология проблемного
диалога (побуждающий и
подводящий диалог).
Совместно договариваться о
правилах общения и
поведения в школе и
следовать им.
Учиться выполнять
различные роли в группе
(лидера, исполнителя,
критика). Средством
формирования этих
действий служит
организация работы в парах
и малых группах (в
приложении представлены
варианты проведения
уроков).
Тематическое планирование
третьего модуля «Профессии, связанные с наукой» (3 класс)
№
п/п
Темы
Количество часов
1
Все профессии важны,
все профессии нужны.
1
2
Кто такой изобретатель?
Первые изобретения
человека.
1
3
Кто изобрел велосипед?
1
4
Кто построил новый
дом?
Проектируем дом.
1
5
Кто работает в аптеке?
Здоровый образ жизни.
1
Теория
Практик
а
Характеристика деятельности
обучающихся
Учить высказывать своё
предположение (версию) на основе
работы с иллюстрацией, учить
работать по предложенному
учителем плану.
Средством формирования этих
действий служит технология
проблемного диалога на этапе
изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и
другими учениками давать
эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Перерабатывать полученную
6
Правила здорового
питания.
Гигиена – прежде всего!
7
Кто занимается
раскопками?
Чем занимается
агроном?
Изучаем почву.
8
Кто такой академик.
Химик.
Ставим опыты.
9
О профессии физика.
О профессиях точных
наук.
1
10
Профессия «историк».
О профессии филолога.
1
11
Кто такой эколог?
Кто такой инженер?
1
12
Типы профессий.
1
13
О профессии биолога.
Профессия зоолог.
1
14
Составляем научнопопулярный рассказ о
животном.
15
О профессии
орнитолога. Океанолог.
16
Составление доклада о
птицах или морских
животных.
1
17
Итоговое повторение
1
информацию: делать выводы в
результате совместной работы
всего класса.
Преобразовывать информацию из
одной формы в другую: составлять
рассказы на основе простейших
моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем);
Умение донести свою позицию до
других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или
небольшого текста).
Слушать и понимать речь других
Средством формирования этих
действий служит технология
проблемного диалога
(побуждающий и подводящий
диалог).
Совместно договариваться о
правилах общения и поведения в
школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли
в группе (лидера, исполнителя,
критика). Средством формирования
этих действий служит организация
работы в парах и малых группах (в
приложении представлены
варианты проведения уроков).
1
1
1
1
1
Тематическое планирование
четвертого модуля «Все профессии важны, все профессии нужны» (4 класс)
№
п/п
Темы
Количество
часов
Теори
я
Практ
ика
Характеристика
деятельности обучающихся
1
Развивающее занятие: «повар».
Познавательная игра «Русская
хозяюшка».
2
Интерактивная экскурсия на
хлебозавод.
3
Экскурсия в школьную
столовую.
1
4
Пробуем себя в роли кулинаров.
1
5
Экскурсия по родному городу
(селу) «Люди разных
профессий»
1
6
Экскурсия в городскую
(сельскую) библиотеку.
1
7
Экологический суд «Пробуем
себя в роли защитников
природы». Профессия эколог.
8
Экскурсия в администрацию
поселения. Как это руководить?
9
Развивающее занятие
«Профессия водителя»
10
Интерактивная экскурсия в
больницу. Профессия врач.
1
11
Интерактивная экскурсия в
трамвайное депо.
1
12
Кто такие полеводы? О труде
людей в сельском хозяйстве.
1
13
Кто такие животноводы? О
труде людей в животноводстве.
1
14
Профессия продавец, товаровед.
1
15
Экскурсия в магазин.
1
16
Развивающее занятие
«профессия строителя».
1
1
1
1
1
1
Учить высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией,
учить работать по
предложенному учителем
плану.
Средством формирования этих
действий служит технология
проблемного диалога на этапе
изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем
и другими учениками давать
эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Перерабатывать полученную
информацию: делать выводы в
результате совместной работы
всего класса.
Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
составлять рассказы на основе
простейших моделей
(предметных, рисунков,
схематических рисунков,
схем);
Умение донести свою позицию
до других: оформлять свою
мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного
предложения или небольшого
текста).
Слушать и понимать речь
других
Средством формирования этих
действий служит технология
проблемного диалога
(побуждающий и подводящий
диалог).
Совместно договариваться о
правилах общения и поведения
в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные
роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
17
Викторина «Мой край. Люди
разных профессий».
СОГЛАСОВАНО:
Руководитель ШМО
_________/Е.Н. Лесная /
« 29 » августа 2023 год
1
Средством формирования этих
действий служит организация
работы в парах и малых
группах (в приложении
представлены варианты
проведения уроков).
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
_________/ Н.Е. Абрамян/
« 29» августа 2023 г.