Краснодарский край Приморско-Ахтарский район ст. Ольгинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
имени В.А. Казбанова
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 45DB7A7E513A7F04B93401AEAB2A06B3
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
Действителен: с 19.09.2022 до 13.12.2023
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
протокол №1
от 30 августа 2023 года
Председатель педсовета
_______/Билай О.Ю./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тип программы: ориентированная на достижение результатов
определённого уровня по конкретным видам внеурочной деятельности
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
________ «Читательская грамотность»___________
(наименование)
________________________4 года_____________________________
(срок реализации программы)
___________________7 – 10 лет______________________
(возраст обучающихся)
Лесная Е.Е., Сердюкова Н.П.,
Брославская В.М., Томенко Л.В. Чайка Н.И.
(Ф.И.О. учителя, составителя)
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность»
разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО (2021 г.) , на основе примерной рабочей
программы «Литературное чтение» (для 1-4 классов образовательных организаций), с учетом
примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, в соответствии с
письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от
13.07.2021 N47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарнотематического планирования».
Рабочая программа предназначена для обучающихся 2-4 классов и рассчитана на 17 часов. Курс
реализуется в познавательном направлении внеурочной деятельности.
Цель курса: формирование основ читательской грамотности обучающихся.
Задачи и планируемые результаты программы внеурочной деятельности базируются на
требованиях ФГОС НОО к образовательным результатам; согласуются с планируемыми
результатами освоения примерной рабочей программы учебного предмета «Литературное чтение» на
уровне начального общего образования и
соответствуют компонентам функциональной грамотности, которые обоснованы в лаборатории
начального образования РАО (Н.Ф. Виноградова и др.):
1) форсированность мотивации к самостоятельному чтению; осознание себя как читателя, понимание
роли чтения в успешности обучения и повседневной жизни;
2) овладение процессом смыслового чтения текстов разного типа, прежде всего художественного
текста;
3) умение ориентироваться в особенностях разных жанров фольклора и художественной литературы;
4) готовность осуществлять творческую деятельность на основе прочитанного текста.
Задачи курса:
• способствовать формированию потребности в читательской деятельности;
• формировать готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу,
оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;
• формировать способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования; на
основе анализа информации ориентироваться в жизненных ситуациях.
1. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Читательская грамотность»:
Личностные результаты.
Личностные результаты освоения программы достигаются в процессе образовательной и
воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего
школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Личностные результаты освоения программы должны отражать освоение младшими школьниками
социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения к общественным,
традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта
применения сформированных представлений и отношений на практике.
Учителю необходимо донести до сознания младшего школьника, что чтение дает человеку свободу –
заниматься самому, выбирать книгу по собственному желанию, не занимать время других. Чтение
дает возможность путешествовать и фантазировать, переживать вместе с героями и оказывать им
моральную поддержку.
2
Метапредметные результаты
В результате освоения курса внеурочной деятельности будут сформированы:
познавательные универсальные учебные действия:
• сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, устанавливать основания
для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
• устанавливать причинно-следственные связи в сюжетах текстов различных жанров, при
составлении плана, характеристике поступков героев;
• находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
коммуникативные универсальные учебные действия:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
• проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
• признавать возможность существования разных точек зрения;
• корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
• строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
регулятивные универсальные учебные действия самоорганизации и самоконтроля:
• планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
• выстраивать последовательность выбранных действий;
• устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
• корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
• ответственно выполнять свою часть работы;
• оценивать свой вклад в общий результат;
• выполнять совместные задания с опорой на предложенные образцы.
Предметные результаты
• понимать содержание, смысл прочитанного произведения;
• владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста;
• описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и
выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь
между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по
предложенным критериям;
• объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря;
находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;
• участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с
учебной задачей.
2. Содержание программы
1 класс (17 часов)
Тема 1. Кого можно считать настоящим читателем? (3 часа)
Вводное занятие. Как хорошо уметь читать. Читательский дневник. В. Драгунский. Заколдованная
буква. Представление о настоящем читателе.
3
Форма: групповая, беседа.
Вид деятельности: познавательная.
Тема 2. Любимая книга. (5 часов)
Любимая книга. Обложка любимой книжки. Практическое занятие «Как обернуть
Книгу». Книги С.Я.Маршака, А.Л. Барто, Н. Сладкова и др.
Форма: групповая, беседа, игра.
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 3. Экскурсия в библиотеку. (4часа)
Экскурсия в библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Карточки, стеллажи, разделители книг.
Алфавитный порядок расстановки книг. Книги-«калеки», «лечение книг».
Форма: групповая, беседа.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 4. Домашняя библиотека. (2 часа)
Личная библиотека. Загадки обо всем на свете .Члены семьи - собиратели книг.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 5. Разговор про вежливость. (3 часа)
Разговор про вежливость. Стихи А.Л. Барто. Рисунки по прочитанным книгам. Оформление
выставки.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Учебно-тематический план
1 класс (17 часов)
№ п/п
1
2
3
4
5
Темы
Кого можно считать
настоящим читателем?
Любимая книга.
Экскурсия в библиотеку.
Домашняя библиотека.
Разговор про вежливость.
Итого:
Количество часов
3
теория
3
практика
-
5
4
2
3
17
4
2
2
1
12
1
2
2
5
2 класс (17 часов)
Тема 1. Вводное занятие. (2 часа)
Знакомство с «Читательским портфелем» Портреты писателей.
Форма: групповая, беседа.
Вид деятельности: познавательная.
Тема 2. Рассказы о «зверенках» (3 часа)
Е. И. Чарушина. Рассказ «Лесной котенок». Рассказ «Две мышки». Сходство и
различие текстов.
4
Форма: групповая, беседа.
Вид деятельности: познавательная.
Тема 3. Творческая работа №1. (1 час)
Мини-рассказ «Пропущенные буквы»
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 4. Веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина (2часа)
Веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина. Выражение своей позиции в сочинении,
рисунке или аппликации.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 5. Проект «Мои лучшие друзья - это книги!»(4 часа)
Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга»,
«Книги о детях» и т.д. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Защита
творческих проектов «Мои лучшие друзья - это книги!»
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 6. Читаем всё, что задано. (2 часа)
Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и
различие текстов разных предметов.
Форма: групповая, беседа, игра.
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 7. Разговор про вежливость. (3 часа)
Разговор про вежливость. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира.
Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
Учебно-тематический план
2 класс (17 часов)
Темы
Количество часов теория
Вводное занятие.
2
2
Рассказы о «зверенках»
3
3
Творческая работа №1.
1
Веселые рассказы о
2
1
школьной жизни В.В.
Голявкина.
Поект «Мои лучшие друзья 4
2
- это книги!»
Читаем всё, что задано.
2
2
Разговор про вежливость.
3
1
практика
1
1
2
2
5
Итого:
17
11
6
3 класс (17 часов)
Тема 1. Определение основной темы в фольклорном произведении. ( 3 часа)
Вводное занятие «Вспомним, что читали». Пословицы, поговорки как источник информации.
Форма: групповая, беседа.
Вид деятельности: познавательная.
Тема 2. Веселые рассказы о животных (3 час)
«Лесной доктор» М.М.Пришвина – кто он? «Загадочный зверь» Н.И.Сладко. Выражение своей
позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 3. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? (5 часов)
Типы текстов: текст описание. Типы текстов: текст повествование. Типы текстов: текст рассуждение.
Работа со сплошным текстом.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 4. «По страницам детских журналов» (2часа)
Г. Б. Остер «Вредные советы» . Ю.И. Ермолаев «Проговорился». Выражение своей позиции в
сочинении, рисунке или аппликации.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 5. Проект «Мои лучшие друзья - это книги!»(4 часа)
Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга»,
«Книги о детях» и т.д. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Защита
творческих проектов «Мои лучшие друзья - это книги!»
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
№ п/п
1
2
3
4
Учебно-тематический план
3 класс (17 часов)
Темы
Количество часов теория
Определение основной темы 3
3
в фольклорном
произведении.
Веселые рассказы о
3
2
животных
Работа с текстом: как
5
2
выделить главную мысль
текста или его частей?
«По страницам детских
2
1
журналов»
практика
-
1
3
1
6
5
Проект «Мои лучшие друзья 4
- это книги!»
Итого:
17
2
2
10
7
4 класс (17 часов)
Тема 1. «Вспомним, что читали». ( 2 часа)
Вводное занятие «Вспомним, что читали». Определение основной темы и главной мысли в
произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте.
Форма: групповая, беседа.
Вид деятельности: познавательная.
Тема 2. Работа с текстом. (4 часа)
Рассказы современных писателей: Е.Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день
каникул». Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую
информацию с учётом цели дальнейшего использования.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 3. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? (6 часов)
Типы текстов: текст описание. Типы текстов: текст повествование. Типы текстов: текст рассуждение.
Работа со сплошным текстом.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 4. Учебный текст как источник информации.(2 час)
Е.В.Медведев «Баранкин, будь человеком» и др. Составление плана на основе исходного текста.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 5. Аттестация (3 часа)
Создать собственные тексты, применить информацию из текста при решении учебно-практических
задач. Проведение рубежной аттестации.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Учебно-тематический план
4 класс (17 часов)
№ п/п
Темы
Количество часов теория
практика
1
«Вспомним, что читали»
2
2
2
Работа с текстом.
4
2
2
3
Работа с текстом: как
6
2
4
выделить главную мысль
текста или его частей?
4
Учебный текст как источник 2
1
1
информации
5
Аттестация
3
1
2
Итого:
17
8
9
7
Формы организации деятельности: Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая
работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные
исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция,
консультация.
Виды деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная,игровая.
3. Календарно-тематическое планирование
1 класс (17 часов)
№ п/п
Темы
Кого можно считать настоящим читателем? 3 часа
Всего часов
1
1
2
Вводное занятие. Как хорошо уметь читать. Читательский
дневник.
В. Драгунский. Заколдованная буква.
3
Представление о настоящем читателе.
1
4
5
6-8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Любимая книга. 5 часов
Любимая книга. Обложка любимой книжки.
Практическое занятие «Как обернуть Книгу».
Книги С.Я.Маршака, А.Л. Барто, Н. Сладкова и др.
Экскурсия в библиотеку. 4часа
Экскурсия в библиотеку. Правила поведения в библиотеке.
Карточки, стеллажи, разделители книг.
Алфавитный порядок расстановки книг.
Книги-«калеки», «лечение книг».
Домашняя библиотека. 2 часа
Личная библиотека. Загадки обо всем на свете
Члены семьи - собиратели книг.
Разговор про вежливость. 3 часа
Разговор про вежливость. Стихи А.Л. Барто.
Рисунки по прочитанным книгам.
Оформление выставки.
Итого:
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
2 класс (17 часов)
№ п/п
Темы
Вводное занятие. 2 часа
Всего часов
1
Знакомство с «Читательским портфелем»
1
2
Портреты писателей.
1
3
4
Рассказы о «зверенках» 3 часа
Е. И. Чарушина. Рассказ «Лесной котенок».
Рассказ «Две мышки»
1
1
8
5
6
7
8
9
10-11
12
13
14
15
16
17
Сходство и различие текстов.
Творческая работа №1. 1 час
Мини-рассказ «Пропущенные буквы»
Веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина 2часа
Веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина.
Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или
аппликации.
Проект «Мои лучшие друзья - это книги!» 4 часа
1
Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга
будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и
т.д.
Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта.
Защита творческих проектов «Мои лучшие друзья - это книги!»
Читаем всё, что задано. 2 часа
Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего
мира.
Сходство и различие текстов разных предметов.
Разговор про вежливость. 3 часа
Разговор про вежливость.
Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего
мира.
Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или
аппликации.
Итого:
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
17
3 класс (17 часов)
№ п/п
Всего часов
1
Темы
Определение основной темы в фольклорном произведении. 3
часа
Вводное занятие «Вспомним, что читали».
2-3
Пословицы, поговорки как источник информации.
2
4
5
6
7
8
9
10-11
Веселые рассказы о животных. 3 часа
«Лесной доктор» М.М.Пришвина – кто он?
«Загадочный зверь» Н.И.Сладко.
Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или
аппликации.
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или
его частей? 5 часов
Типы текстов: текст описание.
Типы текстов: текст рассуждение.
Типы текстов: текст повествование.
Работа со сплошным текстом.
«По страницам детских журналов» 2часа
1
1
1
1
1
1
1
2
1
9
12
13
14
15-16
17
Г. Б. Остер «Вредные советы» . Ю.И. Ермолаев «Проговорился».
Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или
аппликации.
Проект «Мои лучшие друзья - это книги!»4 часа
Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга
будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и
т.д.
Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта.
Защита творческих проектов «Мои лучшие друзья - это книги!»
Итого:
1
1
1
2
1
17
4 класс (17 часов)
№ п/п
1
2
3-4
5-6
7
8
9
10-12
13
14
15-16
17
Темы
«Вспомним, что читали» 2 часа
Вводное занятие «Вспомним, что читали».
Определение основной темы и главной мысли в произведении.
Определение авторской позиции в художественном тексте.
Работа с текстом.4 часов
Рассказы современных писателей: Е.Велтистов «Мальчик из
чемодана», «Миллион и один день каникул».
Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как
преобразовывать текстовую информацию с учётом цели
дальнейшего использования
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или
его частей? 6 часов
Типы текстов: текст описание
Типы текстов: текст повествование.
Типы текстов: текст рассуждение.
Работа со сплошным текстом.
Учебный текст как источник информации 2 часа
Е.В.Медведев «Баранкин, будь человеком» и др.
Составление плана на основе исходного текста.
Аттестация 3 часа
Создать собственные тексты, применить информацию из текста
при решении учебно-практических задач.
Проведение рубежной аттестации.
Итого:
СОГЛАСОВАНО:
Руководитель ШМО
_________/Е.Н. Лесная /
«29» августа 2023 год
Всего часов
1
1
2
2
1
1
1
3
1
1
2
1
17
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
_________/ Н.Е.Абрамян/
«29» августа 2023 год
10