ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Приморско-Ахтарский район станица Ольгинская
Сертификат: 2AA25C53F7DA9C24C5E495B132457CA8
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
Владелец: Билай Ольга Юрьевна
общеобразовательная
школа № 4 имени В.А. Казбанова
Действителен: с 29.11.2023
до 21.02.2025
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2023 года протокол № 1
Председатель ________О.Ю. Билай
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по ОПК
(основы православной культуры)
Направление: духовно-нравственное
Уровень образования (класс)
среднее общее образование 10 класс
Количество часов 17
Учитель Уринова Наталья Айдеровна
Программа разработана на основе
программы общеобразовательных учреждений
культурологического курса для общеобразовательных школ
«Основы православной культуры и история христианства»
(средняя школа - 10 класс). Издание 3-е, переработанное.
Автор А.В.Бородина. Москва: Основы православной
культуры, 2015 г., с учётом Примерной
общеобразовательной программы, Программы
воспитания.
УМК А.В.Бородиной.
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам православной культуры, 10 класс разработана на
основе следующих нормативных актов и учебно-методических документов:
1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта
2004 года «Об утверждении федерального компонента государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);
2. Авторской программы Бородиной А. В. по истории религиозной культуры 10 – 11
классы, Москва: МОФ «ОПК» , 2016.
3. Основной образовательной программы среднего полного образования МБОУ
СОШ № 4 по ФКГОС для 10 классов, утвержденной педагогическим советом
МБОУ СОШ №_4__ 30.08.2023 года.
Основной целью обучения предмету является:
Изучение православной культуры, способствующей реализации практически всех
требований к содержанию образования. Особенно - требований обеспечения
самоопределения личности в системе образования, создания условий для ее
самореализации, формирования у обучающихся адекватной современному уровню знаний
картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру.
Задача социализации учащихся в современном российском обществе и интеграции в
пространство российской культуры не может быть адекватно реализовано без изучения
православной культуры. Приобщение детей и молодежи к православным культурным
ценностям, имеющим общенациональную значимость, является необходимым условием
формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское
общество, нацеленного на его совершенствование и развитие.
Программа адресована учащимся 10 классов и рассчитана на 34 часа в год- 1 час
внеделю. В 2023-2024 учебном году программа рассчитана на 17 часов. Периодичность
занятий – 0,5 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Нормативно-правовая и концептуально-методологическая основы современного
образования выдвигают в качестве приоритетного направления духовно-нравственное
развитие и воспитание.
В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 9, п. 6) основные образовательные
программы общего образования должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся.
«Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и
гражданская, духовная и культурная жизнь школьника», —говорится в Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся должны охватывать урочную,
внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность обучающегося.
Оптимальным для светского образования средством достижения осознанного усвоения
учащимися духовно-нравственных ценностей и формирования уважения к культурным и
духовным традициям признается историко-культурологический подход к изучению
религиозного содержания, позволяющий обучать и воспитывать подрастающее поколение
на событиях истории и произведениях культуры, в том числе церковной.
Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного
процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин,
связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области
образования. Это, в первую очередь, причины общекультурного и коммуникативного
характера, расширение связей с другими народами, туризм и приобщение к их традициям
и культурам. К таким причинам следует отнести также необходимость оказания
подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в
условиях
распространения
нетрадиционных
культов,
межнациональных
и
межконфессиональных конфликтов.
Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и
образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и
передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например,
поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за
незнания
происхождения
и
значения
духовной,
религиозно-философской,
культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое
образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать
эти проблемы.
Среди причин повышенного интереса к религиозно-познавательному образованию можно
назвать и снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует
обновления содержания образования, в том числе путём включения и систематизации
знаний о религиозно-эстетических основах отечественной и мировой культуры.
Следующая причина — это потребность в организации повышенного уровня
гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в
области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет
собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и
является важным (в истории —определяющим) фактором формирования культуры,
развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами.
Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории,
наблюдающиеся с 90-х гг. в России на фоне политических споров о путях дальнейшего
развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи,
оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от
государства обеспечения их права на национальную культуру, полноценные знания о ней,
а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций
других народов. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую
родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их
успешную социализацию в российской культуре.
Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творчески
одарённых школьников, для верующих детей.
Цель учебного курса «История религиозной культуры» — совершенствование
школьного образования средствами включения в содержание образования
систематических знаний о религиозных культурах и духовно-нравственного
воспитывающего ресурса религиозно-познавательного образования.
Задачи курса:
1) систематическое по организации и системное по методике и содержанию изучение
основ православной культуры;
2) систематическое по организации и системное по методике и содержанию изучение
основ традиционных религиозных культур;
3) ознакомление с древними религиозными культурами;
4) духовно-нравственное развитие, воспитание нравственности, основанной на свободе
совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
5) становление гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
6) сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия
многонационального народа России, овладение духовными ценностями и культурой
многонационального народа России;
7) знакомство с нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в семье и обществе;
8) формирование понимания значения нравственности, веры в жизни человека и
общества, религиозных основ формирования культуры;
9) приобщение к художественно-эстетическим традициям;
10) ознакомление с религиозными памятниками и святынями мира;
11) ознакомление с христианской культурой народов мира;
12) создания условий для реализации прав школьников на убеждения;
13) формирование целостного восприятия мира;
14) воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
15) формирование культуры общения;
16) развитие этического сознания; выработка этических принципов, определяющих
качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;
17) предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и
религиозной почве;
18) воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к правам, свободам и
обязанностям каждого человека;
19) овладение духовной и историко-культурологической лексикой;
20) оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуре и в
мире;
21) творческое (интеллектуальное и художественно-эстетическое) развитие ребёнка на
основе знаний о религиозных культурах и их истории.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Количество часов по учебному плану ОУ по основам православной культуры в 10
классе составляет 17 часов, что в полном объёме соответствует авторской программе
(программа рассчитана на 17уроков по каждому разделу, по 1 часу в неделю).
Представленная программа составлена с учетом методических рекомендаций для
ОУ Краснодарского края о ведении курса основ православной культуры в 2017 - 2018
учебном году.
Программа построена с учётом возрастных особенностей и интересов школьников и
программ учебных базовых дисциплин.
Результаты освоения учебного курса
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего
образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина
России преподавание учебного курса «Основы православной культуры и история
христианства» ориентировано на получение следующих результатов.
Личностные результаты. Курс способствует становлению следующих личностных
характеристик ученика:
- осознающий свою российскую гражданскую идентичность;
- осознающий свою национальную принадлежность;
- патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- умеющий ценить демократические права и свободы гражданского общества России и
пользоваться ими, уважающий права других людей на убеждения, веру, национальную
культуру, родной язык;
- обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и
Отечеством;
- осознание базовых ценностей общества: дара жизни, здоровья, человеческой
личности, семьи, Родины;
- обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и
лжи;
- имеющий внутреннюю установку поступать согласно своей совести и убеждениям и
соответствии с нормами поведения в обществе и правовыми нормами;
- нравственная личность, воспитанная на свободе совести и вероисповедания, на
отечественных духовных традициях.
- обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность,
долг, честь, благожелательность;
— имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
— понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;
- умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;
— доброжелательный, умеющий высказывать свое мнение, обосновывать свою
позицию;
- умеющий слушать и слышать собеседника, уважающий права других на иные мнения,
убеждения;
— владеющий навыками социально-культурной адаптации и культурой потребления
информации;
- отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, товарищах,
чужих людях;
- имеющий навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- имеющий представления о традиционных нравственных установках; -уважительно
относящийся к святыням;
- умеющий учиться, нравственно относящийся к знанию;
- способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и
обществом;
- способный к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты. Курс способствует формированию метапредметных
умений и навыков, характеризующих ученика следующим образом:
- владеющий способностью принимать цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления; использующий различные способы поиска, сбора, обработки,
анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного
предмета, соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета
(подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением);
умеющий использовать знаково-символические средства информации;
- освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера;
- умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
- способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; способный
конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
— освоивший формы познавательной и личностной рефлексии;
- умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих
знаний и универсальных учебных действий;
- активно использующий речевые средства и средства информационных и
коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
— овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
выводов, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения; -умеющий
определять общие цели, договариваться о распределениифункций и ролей в совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно
оценивать собственные результаты, действия, поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты. Курс призван к достижению предметных результатов,
характеризующих ученика:
- имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к
нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
- владеющий нормами светской и религиозной морали, понимающий их значение в
выстраивании конструктивных отношений в семье и
обществе;
- понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- знающий историю формирования отечественной культуры;
- имеющий представление о религиозных культурах народов мира;
- владеющий духовной и историко-культурологической лексикой;
- овладевший основными религиозными понятиями;
- имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующейи
исторической вере в России, о её роли в становлении российской государственности,
формировании отечественной культуры, объединении многочисленных народов России;
- имеющий знания о христианстве как самой распространённой мировой религии, его
роли во всемирной истории, о влиянии её на формирование отечественной и западной
культуры; об основных направлениях в христианстве, их истории, мировоззренческих и
вероучительныхособенностях, влиянии на культуру, быт;
- имеющий представления об основах православного вероучения и основах
христианской
нравственности;
понимающий
религиозно-философской
основы
православной культуры;
- имеющий представление о Священном Предании, его содержании; -знающий
основные вехи общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в
контексте отечественной истории;
- знающий основные православные праздники, их происхождение и особенности
празднования;
- имеющий представления о таинствах Церкви;
- знающий особенности православной культуры, её видов и жанров в литературе,
живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоративно-прикладном искусстве
(зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимнография, золотое шитье и др.);
- овладевший основными понятиями сравнительного богословия; - имеющий
представления о мировых религиях, их культурных традициях и распространении в мире;
— имеющий представления о древних религиях, культурных памятниках и истории
распространения их в мире.
Знания, умения и навыки, которыми овладеет школьник по окончании курса
По окончании изучения курса История религиозной культуры» предполагается получение
школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в
области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних
религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики,
архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией,
знакомство с иконописью, фреской, агиографией.
Учащиеся знают содержание Евангелия, основные события Ветхого Завета; хорошо
знают историю, значение и традиции православных праздников, имеют представление о
праздниках традиционных религий народов мира, умеют работать с историческими
документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления
рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и
обосновывать свою точку зрения.
Оценка результатов изучения курса
Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путём
устного опроса, обсуждения темы. В старших классах формами контроля со ценкой
знаний, умений и навыков могут быть итоговые уроки в виде семинара, конференции,
диспута, выставки творческих работ, экскурсии, тестирования. Целесообразна работа над
рефератом.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Часть III(средняя школа): «РЕЛИГИИ МИРА»
10 класс
РАЗДЕЛ 10. «ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ» —17часов
Тема 1. «ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?» —1ч.
Вера, роль веры в жизни человека. Религиозная вера, ее особенности. Религия как
учение о назначении и месте человека в мире, о смысле бытия и о мироустройстве.
Различные определения религии.
Тема 2. «ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИЙ» —2ч.
Историческая и общественная необходимость существования религии. Проблема
происхождения первобытных религиозных верований. Научные трактовки генезиса
религиозных верований.
Свидетельства существования религиозных представлений, магических обрядов в
эпоху верхнего палеолита. Формы и элементы первобытных верований. Магия, тотемизм,
фетишизм, анимизм.
Тема 3. «КЛАССИФИКАЦИИ РЕЛИГИЙ» —1ч.
Многообразие принципов классификации религий. Некоторые схемы классификации
религий: Гегеля, фон Гартмана, Тиле, Зибека.
Тема 4. «МИФОЛОГИЯ» —1 ч.
Мифология как проявление человеческой мысли, имеющее в основании опыт.
Превращение мифа в аллегорию и историю. Источники мифа. Влияние языка на
образование мифа.
Природные мифы, их происхождение, толкование. Небо и земля как всеобщие
родители. Звезды, луна, созвездия и их место в мифологии и астрологии.
Тема 5. «АНИМИЗМ»—2 ч.
Анимизм как учение о духовных существах. Историческое развитие учения о душах от
эфирной души первобытной биологии до невещественной души современного
богословия. Учение о существовании души после смерти. Теория возмездия. Учение о
нравственном воздаянии.
Фетишизм. Почитание камней и кусков дерева. Идолопоклонство. Остатки
анимистической фразеологии в современном языке.
Тема 6. «ОБРЯДЫ И ЦЕРЕМОНИИ» —1 ч.
Религиозные обряды: их практическое и символическое значение. Молитвы:
непрерывное развитие этого обряда от низших до высших ступеней культуры.
Жертвоприношения. Приношение крови. Передача жертвоприношений посредством огня.
Курение. Мотивы жертвоприношений. Принцип замены в жертвоприношениях: части
вместо целого, жизни низшего существа вместо высшего, приношение подобий. Остатки
жертвоприношений в религиях и в народных поверьях.
Тема 7. «ВЕДИЙСКАЯ И БРАХМАНСКАЯ РЕЛИГИИ» —2 ч.
Время существования ведийской культуры. Ведийская литература. Происхождение
Вед.
Жрец-чародей и священнослужитель браман, брахман. Значение слова «браман». Смерть
и загробная жизнь, обряд захоронения. Сведения о жизни и деятельности жрецов
брахманского периода. Касты. Брахма как величайшее божество, чудодейственное слово и
молитва Богиня Сарасвати. Философские сочинения Веды — Упанишады. Космогония
Упанишад. Браманическиефилософские школы, секты.
Тема 8. «РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ» —2 ч.
Древнейшие культы и божества: Алфей, нимфы. Пан. Почитание священных растений
и деревьев. Переход наследия древнего культа деревьев к Артемиде и Дионису. Культ
животных: саламинскаязмея при служении ДеметревЭлевсине, змея-хранитель в
афинском Акрополе, змея —демон-покровитель Эллады и пр.
Поклонение подземным силам, существам, умершим. Греческая теогония и мифология.
Древнегреческий культ богов. Полубоги, герои, демоны. Культовые обряды, архитектура,
искусство.
Тема 9. «РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО РИМА» —2 ч.
Божества древних римлян. Государственная религия и чуждые культы в Древнем Риме.
Жреческие коллегии.
Искусство Древнего Рима, нравы и обычаи.
Тема 10. «РЕЛИГИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН» —3ч.
Славянское язычество. Значение слова «язычество». Культ природы и культ предков.
Божества и их взаимоотношения. Идолы, капища. Находки археологов. Обряды
погребения умерших. Славянские празднования. Проявления язычества в современной
жизни.
Таблица тематического распределения часов:
Количество часов
Разделы, темы
Авторская
программа
РАЗДЕЛ 10. «ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ»
Тема 1. «ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?»
34
1
Тема 2. «ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИЙ»
3
Тема 3. «КЛАССИФИКАЦИИ РЕЛИГИЙ»
Тема 4. «МИФОЛОГИЯ»
2
3
Тема 5. «АНИМИЗМ»
Тема 6. «ОБРЯДЫ И ЦЕРЕМОНИИ»
Тема 7. «ВЕДИЙСКАЯ И БРАХМАНСКАЯ
РЕЛИГИИ»
Тема 8. «РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»
Тема 9. «РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО РИМА»
4
3
Тема 10. «РЕЛИГИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН»
5
Итого количество часов
34
5
5
3
Рабочая программа
17
1
2
1
1
2
1
2
2
2
3
17
Тематическое планирование
Разделы программы
п/п Наименование
РАЗДЕЛ 10.
«ДРЕВНИЕ
РЕЛИГИИ» - 17ч.
10 класс
Темы, входящие в
данный раздел
Основное содержание
по темам
1.
Тема 1. «ЧТО ТАКОЕ
РЕЛИГИЯ?» -1 ч.
Вера, роль веры в жизни Вера, роль веры в жизни
человека.
человека. Религиозная
вера, ее особенности.
Религия как учение о
назначении и месте
человека в мире, о
смысле бытия и о
мироустройстве.
Различные определения
религии.
1.1
2.
Тема 2.
«ВОЗНИКНОВЕНИЕ
РЕЛИГИЙ» - 2 ч.
2.1
Историческая
и
общественная
необходимость
существования религии.
2.2
и
элементы
Формы
и
элементы Формы
первобытных верований. первобытных верований.
3.
Тема
3.
«КЛАССИФИКАЦИИ
РЕЛИГИЙ» - 1 ч.
Многообразие принципов
Многообразие
классификации религий.
принципов
классификации религий.
3.1
4
Тема
4.
«МИФОЛОГИЯ» - 1 ч
Природные мифы,
происхождение,
толкование.
4.1
5
Историческая
и
общественная
необходимость
существования религии.
Проблема
происхождения
первобытных
религиозных верований.
Научные
трактовки
генезиса
религиозных
верований.
Тема 5. «АНИМИЗМ»
- 2 ч.
их
Природные мифы, их
происхождение,
толкование.
Небо
и
земля как всеобщие
родители. Звезды, луна,
созвездия и их место в
мифологии
и
астрологии..
Анимизм как учение о Анимизм как учение о
духовных существах.
духовных
существах.
Историческое развитие
учения о душах от
эфирной
души
первобытной биологии
до невещественной души
современного
богословия. Учение о
существовании
души
после смерти. Теория
возмездия. Учение о
нравственном воздаянии.
Фетишизм. Почитание
Фетишизм.
камней и кусков дерева.
Идолопоклонство.
5.1
5.2
6
Тема 6. «ОБРЯДЫ И
ЦЕРЕМОНИИ» - 1 ч.
Религиозные обряды:их Религиозные обряды: их
практическое
и практическое
и
символическое значение. символическое значение.
Молитвы: непрерывное
развитие этого обряда от
низших
до
высших
ступеней культуры.
6.1
7.
Тема 7. «ВЕДИЙСКАЯ
И
БРАХМАНСКАЯ
РЕЛИГИИ» - 2 ч.
7.1
Время
существования
ведийской
культуры.Ведийская
литература.
Происхождение Вед.
7.2
Жрец-чародей
священнослужитель
браман, брахман
8.
8.1
Время
существования
ведийской
культуры.
Ведийская литература.
Происхождение Вед.
и
и Жрец-чародей
священнослужитель
браман,
брахман.
Значение
слова
«браман». Смерть и
загробная жизнь, обряд
захоронения.
Тема 8. «РЕЛИГИЯ
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ» 2 ч.
Древнейшие культы и Древнейшие культы и
божества: Алфей, нимфы. божества:
Алфей,
нимфы. Пан. Почитание
священных растений и
деревьев.
Поклонение подземным
силам, существам,
умершим.
8.2
9.
Поклонение подземным
силам, существам,
умершим.
Тема 9. «РЕЛИГИЯ
ДРЕВНЕГО РИМА» 2 ч.
9.1
Божества
римлян.
9.2
Искусство Древнего
Искусство
Древнего Рима, нравы и обычаи.
Рима, нравы и обычаи.
10.
древних Божества
римлян.
древних
Тема 10. «РЕЛИГИИ
ДРЕВНИХ СЛАВЯН»
- 3 ч.
10.1
Славянское язычество.
10.2
Идолы, капища.Находки Идолы, капища. Находки
Обряды
археологов.
Обряды археологов.
погребения умерших.
погребения умерших.
10.3
Славянское язычество.
Значение
слова
«язычество».
Славянские
Славянские
празднования.Проявления
празднования.
язычества в современной
Проявления язычества в
жизни.
современной жизни.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной
деятельности
Учебно-методическая литература
1.Авторская программа «История религиозной культуры», 10-11 классы, МОФ «ОПК»,
2016 г., Москва. Автор: А.В.Бородина
2.Методические рекомендации ИРО КК по основам православной культуры на 2017/2018
учебный год и последующие годы.
3.Основы Православной культуры: Мир вокруг и внутри нас: учебное пособие, 1 класса/
Бородина А. В. - Москва: Основы Православной культуры, 2006.
4.Основы Православной культуры: Мир вокруг и внутри нас: учебное пособие, 2 класса/
Бородина А. В. - Москва: Основы Православной культуры, 2006.
5.Основы Православной культуры: Мир вокруг и внутри нас: учебное пособие, 3 класса/
Бородина А. В. - Москва: Основы Православной культуры, 2006.
6.Основы Православной культуры: Мир вокруг и внутри нас: учебное пособие, 4 класса/
Бородина А. В. - Москва: Основы Православной культуры, 2006.
7.История религий. Учебное пособие для 10-11 классов. М.: «Русское слово», 2009.
8.Основы Православной культуры: организация курса лекции/ Бородина А. В. - Москва:
Основы Православной культуры, 2007.
Электронные средства.
Компакт-диск «Основы православной культуры» (электронное приложение) ЗАО
«Образование Медиа» ОАО Издательство «Просвещение», 2010.
Материально-техническое обеспечение
1. Мультимедийный проектор.
2. Компьютер.
- цифровые и электронные образовательные ресурсы
http://www.religion.historic.ru/ - история религии
http://www.foma.ru/- о православии в России
http://islam.ru/ - об исламе
http://www.threeda.ru/ - об иудаизме
http://www.buddhismofrussia.ru/ - о буддизме в России
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных
ресурсов.
7. http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для
общеобразовательной школы.
8. http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется
методический раздел.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания районного методического
объединения учителей ОПК
от 29 августа 2023 года № 1
___________
Л.Г.Байса
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________ Н.Е Абрамян
от 29.08.2023 г.